Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ОСОЗНАНИЯ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЗМ» И ОТНОШЕНИЯ К НЕМУ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕНТРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПОДГОТОВКИ ЮНАРМЕЙЦЕВ ДТДМ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

Татарова Марина Николаевна,
педагог-психолог,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДТДМ города Ростова-на-Дону
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Созвучные восприятию современной молодежи проекты и программы центра патриотического воспитания и подготовки юнармейцев дворца творчества детей, и молодежи города Ростова-на-Дону, укрепляются и формируют в новых поколениях проверенные самой жизнью базовые ценности, которые отражают наши традиции, национальную идентичность, весь исторический путь России с ее испытаниями и триумфами. Рассматривая патриотизм как важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. Гражданственность - интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.
С учетом особенностей патриотического воспитания и подготовки юнармейцев во Дворце творчества детей и молодежи, а так же в целом в современном обществе, цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
В связи с этим, центром образовательно менеджмента и аудита мониторинга качества Дворца творчества детей, и молодежи осуществляется комплексное психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса Центра патриотического воспитания и подготовки юнармейцев. Проведение мониторинга (вариативного компонента) процессов развития, обучения и воспитания обучающихся, разработка и проведение мероприятий по результатам диагностических исследований. Цель комплексной диагностики: определение уровня осознания понятия «патриотизма» и отношения к нему со стороны воспитанников, анализ качества гражданского образования и патриотического воспитания, обучающихся центра патриотического воспитания и подготовки юнармейце ДТДМ.
Основные задачи:
ü  выявить уровень интереса обучающихся к Родине и ее истории, частоту проявляемых стремлений воспитанников к патриотической деятельности;
ü  определить уровень патриотической воспитанности по когнитивно-интеллектуальному критерию, объём и полноту знаний обучающихся о сущности патриотизма;
ü  определить уровень патриотической воспитанности по мотивационно-потребностному и поведенческо-волевому критериям.
Методики исследования:
1.         Методика «Патриотизм. Как я его понимаю» разработанная Л.М. Фридманом.
2.         Методика диагностики патриотического воспитания (анкета «Патриот»).
Подростковый возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. При проведении диагностики учитывались возрастные особенности данной группы респондентов. Прежде всего, принимались во внимание резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития подростков. Существенная черта подросткового возраста, оказывающая влияние на его поведение и развитие – сила потребностей, мотивов, интенсивность и острота эмоциональных реакций, так как именно в этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы социального поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Отрочество – время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. Активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развивается умение выдвигать гипотезы и проверять их. Формирование мышления приводит к развитию рефлексии, а она в свою очередь делает возможным развитие самосознания.
В нравственном развитии это проявляется в возможности сопоставлять разные ценности, делать выбор между разными моральными нормами.
Анализ полученных результатов показал, если рассмотреть результаты диагностики по отдельным методикам, то необходимо отметить следующее:
ü  В сочинении воспитанники выразили то, что им наиболее близко. Язык изложения своих мыслей позволяет более открыто и искренне передать переживания, размышления и личное отношение обучающихся к заданной теме. Во время написания сочинения снижается напряжение, которое обычно возникает в ситуациях диагностики по другим методам исследования.
ü  Сочинения написаны лаконично, кратко, содержательно, целенаправленно о том, что такое «патриотизм» в целом. Во многих сочинениях есть элемент рассуждений, отражающий личное понимание респондента, приводятся примеры. Практически у всех обучающихся присутствует социальная составляющая: ориентация на членов своей семьи, свой близкий круг общения, прослеживается тенденция любви к малой Родине и России. Поэтому можно говорить о доминанте идеи патриотизма, милосердия, помощи ближнему, готовности к самоотдаче, самопожертвованию.
Рассуждения воспитанников могут свидетельствовать об особенностях патриотического воспитания, которое направлено на:
ü  формирование и проявление интереса воспитанников к «малой Родине», России и ее истории;
ü  формирование у обучающихся мотивации к патриотической деятельности;
ü  овладение воспитанниками практическими умениями и навыками применения знаний, полученных в детских объединениях центра патриотического воспитания и подготовки юнармейцев.
Механизм формирования патриотизма как качества личности сложен, противоречив и включает в себя систему компонентов. Связующим звеном в процессе формирования патриотизма личности является совокупность трех компонентов: мотивационного, познавательного, поведенческого. На основе вышеперечисленных компонентов, можно выделить следующие критерии сформированности патриотизма: когнитивно-интеллектуальный критерий, отражающий объём и полноту знаний обучающихся о сущности патриотизма; оценочно-эмоциональный - характеризуется системой отношений к понятию «патриотизма», возникающими эмоциями и чувствами, системой ценностных ориентаций; деятельностный знания и отношения реализуются в конкретных поступках и действиях. Следует помнить, что сначала должны быть сформированы познавательный и мотивационный компоненты, только на их основе возможна эффективная реализация поведенческого компонента.
Полученные результаты проведенного диагностического исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Продиагностированные воспитанники центра считают чувство патриотизма актуальным для современной молодежи.
2. Результаты диагностики показали, что обучающиеся центра патриотического воспитания и подготовки юнармейцев ДТДМ имеют высокий уровень осознания понятия «патриотизм». Данное понятие ассоциируется у всех опрошенных с чувством любови к Родине и национальной гордостью. Большинство респондентов рассматривают патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов (служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения).
3. Также основными характеристиками патриотизма воспитанники считают: верность культуре, традициям, укладу жизни; стремление трудится для процветания Родины, национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу.
4. Для обучающихся характерна толерантность, отсутствие национализма, непримиримости к представителям других наций и народов. 24% опрошенных высказали готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России.
5. 96% проанкетированных воспитанников считают себя патриотами. Из них 74% уверенно отнесли себя к данной категории. 22% обучающихся не могут еще полностью назвать себя «патриотом». Причем, 20% - это воспитанники детского объединения более раннего подросткового возраста. Можно предположить, что они не так давно занимаются в детском объединении.
6. Среди социальных институтов, которые оказывают влияние на формирование патриотических чувств, на первое место обучающиеся поставили Дворец творчества детей и молодежи. Причем, 72% воспитанников детского объединения (занимаются в ДТДМ не первый год) отметили, что именно занятия во Дворце творчества в большей степени повлияли на формирование их патриотических чувств.
7. Обучающиеся отметили, что у воспитанников детских объединений ценится готовность помочь в трудную минуту; проявление настоящей дружбы; взаимопонимание; а также такие качества, как смелость, честность, порядочность, принципиальность, решительность.
8. Воспитанники центра считают, что на высоком уровне у них развиты такие качества, как ответственность, чувство долга, воля, честность, исполнительность, эффективность в делах, трудолюбие, умение принимать обдуманные, рациональные решения, самоконтроль, самодисциплина.
9. Результаты диагностики показали, что в иерархии ценностей опрошенных воспитанников духовные ценности преобладают над материальными. А поскольку, именно система ценностных ориентаций выражает содержательную сторону направленности личности, отношение человека к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает влияние на все стороны его деятельности, составляет основу мировоззрения.
10. У продиагностированных обучающихся детских объединений центра доминируют коллективистская и деловая направленности личности, что характеризуется стремлением к познанию, овладению новыми умениями и навыками, сотрудничеству с другими воспитанниками детского объединения ради достижения наибольшей эффективной деятельности группы.
11. Отдельные полученные результаты диагностики можно объяснить с точки зрения возрастных особенностей подростков, ведущей деятельности данного возраста – общения. Следует также учитывать, что подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом для воспитания патриотизма.
12. Обобщенный анализ результатов диагностики по двум методикам затрудняет отсутствие контрольной и экспериментальной групп. Однако, анализируя все полученные результаты, можно констатировать: большинство продиагностированных обучающихся показали высокий уровень патриотической воспитанности по когнитивно-интеллектуальному и оценочно-эмоциональному критериям (в первую очередь, это относится к воспитанникам детского объединения «Вымпел»). Сделать заключение об уровне патриотического воспитания по деятельностному критерию можно будет, оценив активность и результативность участия воспитанников в военно-патриотических мероприятиях.
Рекомендации:
Ø Обсудить полученные результаты диагностики с руководством центра патриотического воспитания и подготовки юнармейцев ДТДМ и педагогами дополнительного образования, чьи воспитанники принимали участие в исследовании.
Ø Для отслеживания динамики выявленных тенденций в патриотическом воспитании обучающихся центра патриотического воспитания и подготовки юнармейцев ДТДМ запланировать и провести повторное диагностическое обследование с обязательным участием контрольных и экспериментальных групп.
Ø Поскольку 34% опрошенных воспитанников указали, что на формирование их патриотических чувств повлияли родители, в процессе реализации патриотического воспитания в детских объединениях центра необходимо продолжать активное взаимодействие с семьями воспитанников. Одним из аспектов взаимодействия может стать совместное обсуждение мер, необходимых для улучшения состояния здоровья обучающихся (только 45% опрошенных оценили состояние своего здоровья на высоком уровне).
Ø Педагогам дополнительного образования в процессе реализации воспитательно-образовательной деятельности в детских объединениях центра целесообразно при раскрытии понятия «гражданин» сделать акцент на правовом аспекте данного понятия, потому что только 7% опрошенных воспитанников отметили, что достойный гражданин – это законопослушный гражданин. А при раскрытии понятия «патриотизм» необходимо обратить внимание обучающихся на интернациональный характер данного понятия.
Ø Продиагностированные обучающиеся смогли правильно раскрыть содержательные характеристики понятия «патриотизм», выбирая из предложенных вариантов ответов. Предложили разнообразные и очень интересные варианты завершения незаконченных фраз. Однако написанные мини-сочинения отличались чрезмерной лаконичностью и краткостью, во многих случаях обобщенностью и отсутствием конкретизации. Поэтому педагогам дополнительного образования целесообразно обратить внимание на развитие у обучающихся логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Ø Анализируя полученные результаты диагностики, можно отметить значительное влияние на обучающихся их возрастных психологических особенностей, что нашло отражение в:
o    доминировании коллективисткой направленности личности;
o    влиянии друзей на формирование патриотических чувств;
o    высокой значимости для обучающихся настоящей дружбы, взаимопонимания и т.д.
Следует обратить внимание педагогов дополнительного образования на то, что эффективность реализации патриотического воспитания в детских объединениях будет зависеть, в том числе, и от учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Если у педагогов есть потребность расширить имеющиеся знания, целесообразно провести семинар-практикум «Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и их учет в реализации воспитательно-образовательного процесса в детских объединениях центра».
Октябрь 2020