Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ямбаева Ирина Викторовна,
преподаватель математики,
ГБПОУ СОЧГК им. О. Колычева,
г. Чапаевск

«Успехи учащегося - лучшее мерило для достоинств учителя».

А. Эйнштейн


Метод проектов, являясь прежде всего методом обучения, представляет собой нестандартную организацию учебного процесса, способствующую формированию ключевых компетентностей студентов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить к реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность. Он универсален по отношению к подготовке специалиста, т.к. способствует, прежде всего, мотивации саморазвития студентов, обеспечивает практико-ориентированный характер обучения, позволяет осуществлять непосредственную связь между приобретением знаний и использованием их на практике. В силу особенностей обучения на образовательной программе ППКРС большее внимание уделяется практико-ориентированным проектам. Преподаватель находится в постоянном поиске методов и технологий позволяющих улучшить качество знаний студентов. Развитие познавательных навыков студентов, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умение принимать решения, развитие критического мышления, умение исследовательской, творческой деятельности, все это лежит в основе технологии метода проектов. В ходе разработки рабочей программы по предмету преподаватель продумывает, по каким темам желательно было бы провести проект, чтобы дать возможность студентам не на уровне воспроизведения, а на уровне применения своих интеллектуальных способностей более глубоко освоить материал. Преподаватель продумывает, какие проекты будут урочные, а какие нужно вынести на внеурочное время, какие групповые, а какие индивидуальные, какие проекты межпредметные и кого нужно привлечь в качестве консультанта. В ходе планирования проектной деятельности преподаватель должен хорошо представлять, какие знания, умения и навыки, из уже освоенных, понадобятся студентам при работе над проектом. Преподаватель должен спланировать, как нужно направить мысли студентов в нужном направлении, порекомендовать источники получения информации. Выбор тематики проектов может быть различен. Чаще всего тематика предлагается преподавателем с учетом той или иной учебной ситуации (например: отсутствие наглядного пособия и т.п.). Результатом выполнения практико-ориентированного проекта может оказаться: мультимедийная презентация, стендовая творческая работа, диаграммы, инструкционные или обучающие карты и т.д. Преподаватель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности студентов, компетентного консультанта и помощника, что требует от него высокой профессиональной компетентности. Главный труд студентов - это учение, и поэтому важно научить их правильно учиться. Поэтому одной из главных задач преподавателя математики является формирование и развитие навыков изучения математики. Методика преподавания математики в образовательных учреждениях СПО разработана не столь подробно как школьная. Будущая профессия студентами уже выбрана, и часто такая, для которой математика в полном объеме действующей программы не так необходима. Чтобы сохранить и поддерживать интерес к предмету, а также сделать качественным учебный процесс мною на уроках и во внеурочной деятельности активно используются элементы метода проектов. Метод проектов предоставляет студентам возможность размышлять, формулировать свою точку зрения, вызывает у них неподдельный интерес к предмету и является более результативной работой, нежели обычный традиционный урок. Приведу примеры проектной деятельности наших студентов. Внеурочные проекты: А) внутрипредметный, долгосрочный, групповой проект: «Дидактическое пособие» по предмету «Алгебра». Сложный проект, с применением научности знаний, в рамках одной отдельно взятой темы, включающий в себя обучающий материал по данной теме, тренинговые задания и контролирующие задания на два варианта. Для того, чтобы организовать уроки повторения школьного курса алгебры для студентов 1 курса необходимо обратиться к материалам школьных учебников, что само по себе уже проблематично. Поэтому в качестве «зачета» по курсу повторения студентам было предложено разбиться на группы и по перечисленным темам и подготовить дидактическое пособие. Например, работа одной из групп: Тема 1. «Действия с обыкновенными и десятичными дробями». Цель: повторить (изучить) способы сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных и десятичных дробей. Задача: создать дидактическое пособие. Результат: раздаточный дидактический материал в 15 экземплярах, в который входят: 1) Справочный материал, 2) Образцы решения, 3) Тренинговые задания с ответами, 4) Самостоятельная работа на два варианта. Данное пособие используется преподавателем для более эффективной и рациональной организации уроков повторения со студентами первокурсниками. Б) внутрипредметный, практико-ориентированный, индивидуальный проект: «Демонстрационное пособие по тригонометрии». В ходе организации уроков повторения по разделу «Тригонометрия» (9кл.) студентами 1 курса, выявились затруднения в большом объеме материала и малом количестве учебного времени, отводимом на его повторение. Преподавателем была поставлена перед студентами проблема: как более наглядно, доступно и качественно можно повторить данную тему? Студент предложил использовать демонстрационную модель, в которую входят: подставка, несколько переворачиваемых сменных плакатов, содержащих изображение единичной окружности, вращающийся «начальный радиус». Каждый плакат содержит определенную информацию для повторения: радианная и градусная мера угла, границы четвертей, определение sin, cos, tg, ctg, их знаки по четвертям. В итоге получилось «Демонстрационное пособие по тригонометрии». Цель: повторить (изучить) градусное и радианное измерение угловых величин, тригонометрические четверти, определение sin, cos, tg, ctg числового аргумента, знаки значений sin, cos, tg, ctg по четвертям. Задача: создать демонстрационное пособие. Результат: (подставка, несколько переворачиваемых сменных плаката, содержащих изображение единичной окружности, вращающийся начальный радиус.) Использование данного пособия преподавателем на уроках способствует повышению качества знаний учащимися данной темы. В) межпредметный, практико-ориентированный, групповой проект: «Демонстрационная модель декартовой системы координат в пространстве». На уроках геометрии при изучении декартовой системы координат в пространстве возникла необходимость наглядно представить три взаимно перпендикулярные оси координат и три взаимно перпендикулярные координатные плоскости, а так же способ определения координат точки в пространстве. Для создания модели декартовой системы координат студентам группы «Сварщик» было необходимо: изучить теоретический материал по геометрии,придумать, как будет выглядеть модель. Стало ясно, что типология проекта должна быть межпредметной, так как предстояло решить не только геометрические, но и чисто технические вопросы: как удержать модель в вертикальном положении, как осуществить сварку осей, как закрепить движущиеся демонстрационные точки. Возникла необходимость получить консультацию у мастера производственного обучения по сварке. В работе над проектом студенты применяли знания математики, геометрии, черчения, спецпредмета (технологии сварочных работ). Данная модель способствует переходу от представления понятия декартовой системы координат на плоскости к системе координат в пространстве, модель используется преподавателем на уроках. Г) практико-ориентированный, индивидуальный проект: «Тела вращения» - мультимедийная презентация. Это электронное учебное пособие, в которое включены две темы по предмету «Геометрия»: «Цилиндр» и «Конус». В него входит не только наглядный теоретический материал из 18 слайдов, но и тестер из 20 вопросов. Самостоятельная работа студентов в период создания проекта способствует развитию познавательного интереса к предмету, стимулирует их к творческой деятельности, развивает умение пользоваться средством среды MS Power Point. Использование такой презентации позволяет разнообразить работу на уроке, дает хороший результат. Приведу пример использования преподавателем готовых мультимедийных презентаций, выполненных студентами в ходе внеурочной проектной деятельности: При изучении темы раздела геометрии: «Объемы и площади поверхностей тел вращения» использую вид урока комбинированный с применением ИКТ, для того, чтобы обеспечить в ходе урока повторение, закрепление, обобщение знаний. На этапе актуализации знаний устно, с помощью фронтального опроса повторяются основные понятия, используя при этом проектную мультимедийную презентацию, далее при выполнении практической работы студентами используется ПК (учащиеся с помощью тестера проводят самоконтроль знаний). Подведение итогов урока облегчается за счет результатов работы с тестером. Домашнее задание задается подобное увиденному на уроке: распределить изученный материал по теме «Шар» по слайдам для презентации. Урочные проекты: Метод проектов - это прежде всего метод обучения, поэтому он должен органично вписываться в учебный процесс, а не только выполняться во внеурочное время. При подготовке проекта весьма полезной оказывается технология сотрудничества, которая позволяет всем участникам проекта полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное - научиться работать совместно и самостоятельно. В таких проектах преподаватель ненавязчиво направляет работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей, т.е. преподаватель не может допустить, чтобы кто-либо из студентов проявлял небрежное отношение к работе. Проект: «Решение простейших тригонометрических неравенств». Предмет: Математика. Раздел: Алгебра и начала анализа. Планируемый результат: Студенты изучают способы решения тригонометрических уравнений, используя ассоциативное мышление, вырабатывают алгоритм решения, оформляют примеры решения и получившиеся в общем виде формулы на плакате и представляют свои выводы группе. Учебная цель: предоставить возможность студентам изучить способы решения тригонометрических неравенств, составить материал для своего справочника по данной теме. Оборудование: справочники, учебники, обучающие карточки, плакаты с приготовленными изображениями единичной окружности. Время работы: два занятия. Тип группы: сильные студенты (для возможной консультации), средние и студенты со слабыми знаниями предмета. Учебно - воспитательная задача: 1 занятие (учащиеся разбиты на 4 группы). Цель: изучить содержание учебника, обучающих карточек, обсудить различные примеры решения, изложить свои выводы на плакате. 2 занятие. Цель: представить свои результаты всем студентам для того, чтобы сформировать логически стройную систему знаний по теме и пополнить материалы своих справочников. Ожидаемое поведение: каждая группа успешно выполнит задание, если каждый студент проявит ответственное отношение к поставленной задаче. Хотелось бы увидеть, как все работают, помогая друг другу и услышать аргументированные результаты совместной работы. Использование метода проектов требует от преподавателя постоянного совершенствования своего мастерства. Метод проектов вовлекает студентов в самостоятельную, поисковую и творческую деятельность, помогает накапливать опыт индивидуальной и коллективной деятельности, развивает информационно- коммуникативные компетентности, формирует и развивает навыки изучения математики, повышает качество знаний по предмету.
Октябрь 2020