Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

МУЗЫКА КАК ОСОБАЯ ФОРМА КОММУНИКАЦИИ

Нилова Елена Владиславовна,
педагог дополнительного образования,
МАУДО «Дворец детского (юношеского)
творчества им. Лёни Голикова»,
г. Великий Новгород
Любое развитие характеризуется переменами и система образования не исключение - меняются основные педагогические установки в процессе построения межличностных отношений, а вместе с ними меняются и педагогические задачи.
Учитель должен уметь не только удержать дисциплину на занятии, но и построить взаимоотношения на основе диалога, понимания внутреннего мира ребёнка, стремиться к максимальной реализации его способностей через развития мотивации к творческой деятельности, а также предупреждать и разрешать возникающие конфликты. В решении этих задач может помочь одна из главных сфер жизнедеятельности человека - общение.
Я считаю, что общение - это важнейший профессиональный инструмент в педагогической деятельности, оно помогает создать благоприятный психологический климат на занятии и оказывать положительное влияние на формирование личности ребёнка.
Определений понятия «общение» достаточно много, но более объёмно в своей трактовке, по моему мнению, оно представлено Л.П. Буевой, которая интерпретирует его как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп) характеризующийся обменом информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. [5]
Важно помнить, что общение – процесс двусторонний. Понимают и принимают в качестве собеседника лишь того, кто сам умеет слушать и слышать других, ощущать, как воспринимается его речь окружающими, уместны ли его высказывания в данной обстановке, в данной конкретной ситуации, а это зависит непосредственно от склада характера и свойств личности каждого участника диалога.
Основной формой взаимодействия «педагог-ученик»/«педагог-родитель», является официальная и неофициальная беседа, в которой большую роль играют педагогический стиль и такт. Выбрать стиль общения, найти необходимую тональность, выдержать её до конца разговора в соответствии с намерением и ситуацией, достичь желаемого эффекта – это тот минимум задач, которые решает учитель в ходе беседы. От его умения организовать и построить диалог во многом зависит результативность его труда.
В зависимости от поставленной цели общения речь может иметь совершенно разный характер: развлекательный, информационный, убеждающий в чём-то и призывающий к действиям, или наоборот успокаивающий и так далее, всё это возможно через обращения к чувствам и переживаниям ребёнка. Педагогическая речь, в свою очередь, выразительна и содержательна только тогда, когда в её подаче соблюдены и соотнесены все эмоциональные составляющие: интонация, темп, дикция, сила, паузы. Все эти перечисленные аспекты также касаются музыки.
Как педагог музыкальных дисциплин, я активно пользуюсь тем, что сама музыка, как вид искусства, является одной из ведущих форм невербальной коммуникации. На протяжении всей своей истории существования в жизни человека, она оказывала и оказывает особое влияние не только на личность, отражая её настроения и состояния, но и на общество в целом, создавая единое пространство внутреннего мира и окружающей реальности. Существуя в социуме как средство самопознания и самовыражения, музыка способна помочь открыть и узнать ученику самого себя, приобщая к общечеловеческим ценностям через собственный внутренний мир, личное эмоциональное переживание, таким образом, включая его в контекст культуры межличностных отношений.
Помимо этого, музыка способна создавать последовательность прочных коммуникативных реакций между совершенно разными людьми с аналогичными переживаниями и эмоциональными состояниями. Это происходит благодаря тому, что во время исполнения или совместного прослушивания музыкальных произведений происходит принятие чувств, мыслей и духовного опыта композитора, что играет немаловажную роль в воспитании ребёнка.
Б. Асафьев писал, что «жизнь музыкального произведения в его исполнении, то есть раскрытии его смысла через интонирование для слушателей». [1] Из чего следует, что музыка становится собеседником через интонацию, которая в свою очередь в речи является важнейшим средством взаимодействия. Поэтому изучение музыки как одного из видов коммуникации непосредственно подводит к постановке проблемы языка. Любой язык, и музыкальный в том числе - это система знаков и символов, предназначенная для передачи особой информации. Будучи специфическим языком, обладающим неограниченными возможностями в выражении гаммы человеческих эмоций и явлений окружающей действительности, музыка представляет собой упорядоченную структуру средств музыкальной выразительности, обеспечивающую единство взглядов композитора, исполнителя и слушателя.
Следует отметить, что существует три типа восприятия музыки - зрелищно-событийный, эмоциональный и обычной слуховой ориентировки. Исходя из специфики музыкального искусства, ведущим будет являться второй тип - восприятие эмоциональное, восприятие как общение. [9] Данную мысль подтверждают многие известные педагоги (Б.В. Асафьев, А.Н. Сохор, В.В. Медушевский и др.), выделяющие общение как основную деятельность в процессе понимания музыки, творческий преобразовательный характер которой, непосредственно и формирует создание единого художественного образа.
Исходя их этого, можно говорить о том, что в музыке заложены практически безграничные возможности общения, понимания и передачи ощущений, что в совокупности с правильно организованным педагогическим диалогом, построенным на доверии и взаимообмене духовными ценностями, делает музыкально - образовательный процесс неотъемлемой составляющей для становления личности ребёнка, стимулируя его мышление и воображение.
Библиографический список.
1.         Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс/ Б. Асафьев. 2-е изд. Кн. 1, 2 Л.: Музыка, 1971. - 376 с.
2.         Бодалев А.А. Личность и общение. М., 2003. – 190 с.
3.         Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО "Модэк", 2000. – 213 с.
4.         Грехнев В.С. Культура педагогического общения, М.: Просвещение, 2000
5.         Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – Спб.: Издательство «Питер», 1999. – 368 с.
6.         Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение,2004. – 290 с.
7.         Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 2003. – 367 с.
8.         Петрушин В. И. «Музыкальная психология». – М.: Юрайт, 2018.
9.         Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). – М.: Наука, 1979. – 190 с.

Октябрь 2020