Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Котарева Наталья Ивановна,
методист,
Косухина Ирина Викторовна,
методист,
МБУ ДО «ЦДО «Одаренность»,
г. Старый Оскол
Проблема развития творчески и интеллектуально одаренных детей была и остается одной из важнейших проблем образования. Особую актуальность она приобретает сегодня, ибо образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям, требующим от человека не только обширных знаний, но и более высокого творческого уровня развития мышления.
В результате данных преобразований, качественных изменений ценностей и потребностей современного общества, изменения отношения к миру резко возросло значение созидательной деятельности человека.
Однако, несмотря на данные от природы способности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих и интеллектуальных способностей.
В настоящее время одним из основных путей развития интеллектуально-творческих способностей и одаренности учащихся признана организация исследовательской и проектной деятельности.
Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать знания и навыки, т.е. сначала нужно сформировать интерес, потом создать ситуацию, в которой на основе приобретенных ранее знаний и умений обучающемуся необходимо было бы самому добывать новые знания и приобретать умения, а затем еще и дать ему возможность наглядно продемонстрировать полученные результаты, а педагогу – проконтролировать этот процесс.
Это возможно через приобщение детей к исследовательской работе, организация которой при соблюдении ряда психолого-педагогических условий позволяет включить учащихся в продуктивную деятельность, где нет готовых ответов и рафинированных знаний.
Таким образом, условия, способствующие эффективной организации проектно-исследовательской деятельности делятся на:
– психологические условия: формирование у учащихся мотивации к исследовательской деятельности; психологический мониторинг, тренинги по выявлению одаренных учащихся и развитию личностных качеств школьников;
– педагогические условия: высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства преподавателей-руководителей ученических исследований; повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся;
– методические условия: применение нетрадиционных методик в обучении; внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии исследовательского и проектного обучения; спецкурсы по основам проектной и исследовательской деятельности; индивидуальные и групповые консультации по предметам с преподавателями вузов.
В стране последовательно создаются условия для проявления учащимися и студентами научно-творческих способностей. Так, уже стали традиционными интеллектуальные и предметные конкурсы и турниры, ученические научно-практические конференции. В последние годы организовываются конкурсы творческих работ различного профиля, проводятся предметные олимпиады, создаются научные общества учащихся.
Однако ориентированные на средний уровень развития учащихся школы, оказывается, не очень хорошо приспособлены для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.
Между тем, одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску, проявляющемуся так же, как и в случае с отстающими в своем развитии детьми, в трудности контактов со сверстниками. Дело в том, что ребенок с высокими интеллектуальными способностями очень далеко отрывается в своем развитии от сверстников, у него возникают особые интересы. В результате он оказывается в изоляции от всей группы, часто подвергается насмешкам и гонениям.
Дополнительной проблемой является, так называемая, диссинхрония развития, свойственная многим одаренным детям, заключающаяся в том, что при опережающем развитии отдельных функций одаренные дети в других отношениях не отличаются от своих сверстников или даже иногда уступают им.
Задача, таким образом, видится в своевременном выявлении одаренных детей, а также раскрытии индивидуальности и последовательном развитии талантов остальных учащихся.
Активную работу по организации проектно-исследовательской деятельности школьников в Старооскольском городском округе осуществляет МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Одаренность». В округе все больше возрастает интерес к исследовательской и проектной деятельности, в том числе у дошкольников и младших школьников.
Одной из наиболее существенных задач в нашей работе является решение вопроса о способах формирования внутренней мотивации учащихся, то есть интериоризации внешней необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность.
Данная задача в округе решается не отдельными педагогами в работе с отдельными учениками, а целостно, с задействованием всех имеющихся ресурсов и средств.
Ярким примером является создание и организация деятельности муниципального научного общества учащихся Старооскольского городского округа (далее - МНОУ), предполагающего вовлечение не менее 50% участников школьных научных обществ образовательных организаций (далее - ШНОО) – учащихся 7-11 классов в активную научно-исследовательскую и проектную деятельность через создание единого образовательного пространства, организацию и проведение конкурсных мероприятий, мастер-классов, конференций и форумов юных исследователей, семинаров и круглых столов.
В результате деятельности МНОУ количество участников ШНОО увеличилось на 16,4%, Количество участников мероприятий научно-исследовательской направленности увеличилось на 9,5%. Выросла и результативность участия школьников в мероприятиях.
По результатам проведенного мониторинга 96% участников МНОУ отмечают приобретение навыков разработки и написания исследовательских работ и проектов, 84% участников приобрели навыки эффективного общения, 90% открыли в себе новые способности и возможности для развития, 78% отметили благоприятную психологическую атмосферу.
Активное участие в работе МНОУ дает возможность обучающимся не только участвовать в конкурсах и представить результаты своих исследований, но и получить их объективную оценку, познакомиться с мнением авторитетных для них педагогов, преподавателей и студентов вузов о том, что сделано ими. МНОУ создает условия для участия школьников в научных экспериментах и исследованиях, оно учит их общению со сверстниками и единомышленниками, развивает у учеников познавательный интерес и дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке.
Рассматривая психолого-педагогические аспекты подготовки старшеклассников к исследовательской деятельности, особое внимание следует обратить на возрастные характеристики школьников, а также связанные с ними и психологически обусловленные ими основные виды деятельности.
Старший школьник (период ранней юности) стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед ним возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Центральным новообразованием периода ранней юности становится самоопределение – профессиональное и личностное. Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей старшеклассника – когнитивная (познавательная). При ее удовлетворении у него формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительные отношения к учебным предметам. Старшеклассников привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи.
Если отличительной особенностью личности младшего школьника является повышенная впечатлительность и внушаемость, а также слабо развитые способности принимать самостоятельные решения, то в подростковом и старшем подростковом возрасте самостоятельность начинает ярко проявляться. В этот период учащиеся многое могут делать без посторонней помощи и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослым, которая превращается в этот период в доминирующую.
В связи с этим, организуя деятельность МНОУ, мы постарались применять различные формы работы с учащимися: постоянно-действующий семинар, мастер-классы, подготовленные членами Совета МНОУ, волонтерская акция «Мы – исследователи» и Форум юных исследователей, участие членов Совета МНОУ в составе жюри муниципальных мероприятий.
Эффективной проектно-исследовательской деятельности учащихся способствует создание ситуаций успеха, формирование мотивации и развитие познавательного интереса учащихся. Для повышения у учащихся мотивации к проектной и исследовательской деятельности эффективным является создание соревновательных ситуаций и здоровой конкуренции – проведение школьных олимпиад, конференций, творческих конкурсов и др.
Один из положительных факторов в формировании у учащихся мотивации к исследовательской и проектной деятельности – система поощрений. Каждый ребенок должен быть награжден. Крайне важно осознание того, что любые усилия ученика, его достижения и открытия в исследовательской работе будут замечены и публично отмечены. И хотя поощрение носит символический характер (благодарственные письма, грамоты, дипломы, памятные подарки), дети с нетерпением ждут этого и огорчаются, если не сделали ничего, заслуживающего награды. Примером этому в Старооскольском городском округе является ежегодная церемония награждения «Триумф».
Важным методическим условием организации и сопровождения исследовательской деятельности учащихся является сформированность опыта научно-исследовательской деятельности у их учителей. Невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам.
Участие детей и подростков в исследовательской и проектной деятельности позволяет выделить новых молодых лидеров, создает условия для внедрения полученных знаний в практику, стимулирует творческую деятельность, формирует социальную активность. Совместное творчество педагогов и учащихся – самый эффективный, проверенный практикой путь развития потенциальных способностей, воспитания инициативы, ответственности, трудолюбия, формирования у школьников потребности в образовании через всю жизнь. Не этого ли ждет от школы общество сегодня и в будущем?

Октябрь 2020