Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Леденева Ирина Михайловна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ № 6,
г. Вышний Волочек
Вопросами организации исследовательской и проектно-исследовательской деятельности занималось множество исследователей, например такие отечественные учёные как Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, В. А. Далингер, В. В. Рубцова, В. Д. Симоненко, Н. В. Матяш и другие.
Однако, не смотря на то, что ключевые элементы учебно-исследовательской и проектной деятельности достаточно изучены и разработаны, не в каждой современной российской школе уделяется достаточное внимание организации этого вида деятельности. Понимание проектной деятельности учителями нередко бывает несколько упрощённым и не позволяет обогатить процесс обучения.
Человеческая личность формируется в процессе непрерывной деятельности, причём формирование различных качеств личности требует различных видов деятельности, в том числе общение, труд, познание. Несмотря на это сама категория деятельности разработана не в полной мере. Точного, универсального определения для понятия деятельность на сегодняшний день не существует. Исследователями этот термин употребляется в самых различных значениях. Деятельностью называли свой предмет и И. П. Павлов (высшая нервная деятельность), и В. М. Бехтерев (соотносительная деятельность) [2].
Основными понятиями теории проектного обучения являются понятие «проект» и «проектная деятельность». Под проектом понимается самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения [29]. Или ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расходов и средств, и специфической организацией [27].
Всякая деятельность по выполнению проектов называется проектной. Проектная деятельность учащихся есть совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность школьников, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создания плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысления и рефлексию результатов деятельности [16].
Для того чтобы овладеть методом проектов, необходимо знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьёзной подготовки.
Долгосрочную проектно-исследовательскую деятельность учащихся (недельные, годичные проекты) целесообразно организовывать во время внеурочной работы.
Исследовательская деятельность дает возможность школьникам пройти путь в роли специалиста вплоть от выдвижения гипотезы до конечного ее доказательства или опровержения, от определения темы исследования до защиты своей работы на специально организованном мероприятии. Исследование, проводимое детьми данного возраста должно осуществляться с помощью и поддержкой учителей и родителей. Задачей руководителя должно стать не только руководство исследованием, но и установка контакта с его родителями, объяснение, в чем может состоять их помощь. Заинтересованность родителей так же играет важную роль и считается важным фактором, мотивирующим исследовательскую деятельность обучающихся в начальной школе. Из полученных данных становится видно, что как создание научно-методической базы организации исследовательской деятельности младших школьников, так и включение родителей в совместные занятия с детьми исследовательской деятельностью особенно влияют на качество овладения исследовательской компетентностью младшими школьниками.
Октябрь 2020