Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

«ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гурлова Юлия Александровна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ Слизневская ОШ,
с. Слизнево
Чтобы понять, насколько одарен твой ученик, мало проводимых тестов, активность ребенка может проявиться именно в исследовательской работе. Для раскрытия «талантов» ученика очень важна внеклассная и внешкольная работа, тесно связанная с учебным процессом. Эту работу важно проводить индивидуально с каждым ребенком, чтобы добиться углубленных результатов творческой активности ребенка в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность помогает учителю раскрыть способности ребенка в каком-то одном направлении. Здесь деятельность учителя только как куратора, всю основную работу ученик выполняет самостоятельно – это позволяет ему ориентироваться в сложившейся ситуации и находить новые подходы в раскрытии идей.
В моей работе приходиться прибегать к помощи исследовательской деятельности. Каждый год мы участвует с учениками в таких больших работах, как «Рождественские встречи» и «Православные следопыты». Это трудоемкие проекты, требующие больших затрат времени и творческих сил. В нашей копилке с ребятами есть такие работы, как «Два венца – небесный и земной», «Память сердца. Мои прадеды – герои победы», «Дороги, ведущие в храм», «Связь времен – царский мученик и святой старец».
Хочу поделиться несколькими правилами, которые возможно понадобятся коллегам в начале исследовательского пути.
Правило 1. Ребенка необходимо мотивировать на участие в работе. Не каждого ребенка заставишь участвовать не только в проекте, но и вообще в конкурсе. Важно преподнести интересующуюся вас тему так, чтобы она захватила ребенка, заинтересовала его.
Правило 2. Тема работы должна быть актуальна. Любая тематика должна идти в ногу со временем. Даже, если тема соотнесена с исторической личностью, необходимо найти параллели с современностью. Например, когда мы исследовали жизнь императора Николая II, то рассматривали и его взаимоотношения с балериной Матильдой Кшесинской. Работа проводилась как раз в то время, когда на экранах страны стала греметь провокационная премьера фильма Алексея Учителя «Матильда». Ребенку стала интересна эта запутанная история тайной любви.

Кадр из фильма «Матильда» (2017). Ларс Эйдингер и Михалина Ольшанска
Правило 3. Подобрать задачи и обозначить регламент выполнения. Задачи должны быть выполнимыми – это понятно всем. Поэтапными – тоже. Интересными и увлекательными – несомненно. А еще должны приносить пользу – это факт! Задачи должны не только обучать, но воспитывать ученика, прививать ему хороший вкус и расширять кругозор. На реализацию проектов у нас уходило от трех месяцев до полугода.
Правило 4. Сотрудничество. Это важный этап в исследовательской деятельности, поскольку ребенок должен искать материал для работы во всех возможных сферах – это и культура, и здравоохранение, и образование. К работе часто привлекались СМИ. И очень важно, если дети находили отклик со стороны опрашиваемых. Например, чтобы добыть информацию о приезде царя Николая II в Арзамас, мы обращались в архив, в благочиние, также к местным жителям, в воспоминаниях которых сохранилась нужная и увлекательная информация. В исследовании старой заброшенной и разрушенной церкви села Слизнева мы посещали близлежащие церкви сельской Администрации, опрашивали местных жителей. Также были на развалинах самой Спасской церкви, где пытались объяснить мироточение настенной картины. По нашим исследованиям картина принадлежала лику архангела Михаила.

с. Слизнево. Разрушенная Спасская церковь
Правило 5. Тема работы должна быть лично близка ребенку. Конечно, в рамках таких проектов тему выбирали не мы, нам её предлагали, но я учитывала интересы ребенка и насколько данная тема будет интересна именно ему. Например, при изучении православной темы о церквах и храмах нашей местности, я брала в помощники ученицу, у которой семья достаточно набожная, а при исследовании жизни ветерана Великой Отечественной войны выбрала ученика, у которого оба деда внесли огромной вклад в защиту Родину от фашистских захватчиков.

Родословная семьи Щетининых. Работа с семьей.
Были случаи, когда при работе с канонизацией Серафима Саровского и православных святых наших земель одна из учениц настолько увлеклась личностью императора Николая II, что перечитала не единожды биографии разных авторов о жизни опального царя.
Мы с ребятами даже подключали к работе студентов колледжа – они нам делали макет того самого Ипатьевского дома, в котором в 1918 году была жестоко расстреляна вся семья династии Романовых.

«Дорогами судьбы». Судьба Николая II
Правило 6. Учитель должен корректировать работу ученика на протяжении всей деятельности. Важно следить. Чтобы ученик шел не по ложному пути, иначе любое отклонение чревато искаженными фактами. Работа должна обсуждаться, пересматриваться и стратегически подстегиваться, чтобы ребенок не потерял к ней интерес.
Правило 7. Всегда использовать ИКТ. В нашем современном времени использование инновационных приспособлений и гаджетов просто необходимо и не обсуждаемо. Ученик должен визуально представить свой материал, чтобы увидеть масштабность проекта, его значимость и увлекательность. Например, было безумно интересно увидеть фотографии из личного архива ветерана Великой Отечественной войны, увидеть воочию, как раньше жили в то непростое время. Особенно ценны видео, на которых были запечатлены иконы Иисуса Христа, его Распятие, клетка, в которую его заточили слуги Кесаря. Всегда интересно увидеть то, что другим не подвластно этого сделать в виду того, что никогда не были в этой местности.
Правило 8. Любой проект должен быть красиво и даже эффектно представлен. Для этого нужна строгая репетиция. Мы с ребятами стараемся всегда заучивать слова для выступления наизусть, чтобы концентрировать внимания зрителя на себе и представляемом материале. Материал собирался месяцами, он уже автоматически запоминается ребенком. А когда материал выразительно декламируется, это и смотрится красиво, и звучит эмоционально.
Правило 9. Любой проект должен быть направлен на аудиторию. Мы творим и для себя, и для зрителя. Важно научить других быть добрее, видеть вокруг себя прекрасное и стремиться сохранить любовь к окружающим. Достойная нация – сильная страна. Часто с детьми выступаем на открытых уроках, в театральных кружках. Обычно, такие дети становятся творчески развитыми и одаренными личностями. А работа в кружке «Школьное телевидение» позволяет детям раскрыться, поскольку приходится общаться с разными людьми, брать у них интервью.
Правило 10. Рефлексия. Отчет о проделанной работе самая важная и полезная часть работы, но многие ученики считают её и самой скучной. Именно наводящие вопросы учителя по проекту позволяют увидеть масштаб работы, отчет сам по себе должен быть точен и полон. Только тогда проект может быть завершен окончательно.

Творческое выступление перед аудиторией
Именно творческая атмосфера, благоприятный психологический климат, дружественные отношения ученика с учителем, современная проблематика – всё это необходимо в исследовательской деятельности, чтобы она дала благодатные плоды. Если работа ученика вызовет положительную критику со стороны педагога и благодарного зрителя – это и будет лучшая награда для любого ученика.
Октябрь 2020