педагог-психолог,
МБОУ СОШ № 13 г. Донецка,
г. Донецк Ростовской области
Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции, душевный комфорт и адекватная поведенческая реакция. Поскольку большую часть времени обучающиеся проводят в семье, то становится неоспоримым тот факт, что дискомфортное психологическое состояние родителей может пагубно влиять на ребёнка.
Трудно найти родителей, которые в преддверии ОГЭ сохраняли бы спокойствие: тревожась о предстоящем испытании, родитель обрушивает на ребёнка огромное количество требований, что не только не помогает, но и вызывает психологический дискомфорт выпускника. Отсутствие видимого беспокойства ребёнка по отношению к экзамену также негативно воспринимается родителями и интерпретируется как безответственность. Как правило, родители забывают, что ребёнка контролирует ещё и учитель. В итоге выпускники оказываются в своеобразном психологическом капкане: с одной стороны тревожные родители, с другой – требования учителя.
Данный тренинг направлен на снижение тревожности родителей перед выпускными экзаменами и на стабилизацию их психологического здоровья, поскольку психологический комфорт родителей, их положительные эмоции – один из важнейших факторов успешности и психологического здоровья выпускника школы.
Конспект тренинга
Тема: «ОГЭ без проблем»
Цель: снижение родительской тревожности в период подготовки и сдачи ОГЭ выпускниками.
Задачи: создание благоприятного эмоционально-психологического климата; формирование навыков позитивного общения с ребёнком; формирование у родителей выпускников навыков саморегуляции.
Категория аудитории: родители выпускников школы.
Место в системе работы: единичное занятие.
Оборудование: листы бумаги А4 по количеству участников, фломастеры, доска, мел, манная крупа, поднос, газеты, коробка, карандаши.
1.Организационный момент. Знакомство с группой.
Ход занятия
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители! Разрешите вам представиться. Меня зовут … (представление).
Психологическая поддержка - это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче обязательного государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?
Поддерживать ребенка - значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь - научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: "Ты сможешь это сделать".
Наше занятие направлено на психологическую стабильность у вас и ваших детей в период подготовки и сдачи ОГЭ.
Все мы родом из детства. Что вы любили больше всего в детстве? (Играть). Правильно, игра незаменима в жизни маленьких детей, но и взрослые не прочь ей заняться. Давайте поиграем.
Упражнение «Шар знакомства»
Цель: Знакомство. Создание благоприятной атмосферы в группе.
Ход упражнения: всем участникам раздаются воздушные шары, пока первый участник надувает шар, сосед справа называет свое имя и немного рассказывает о себе. Когда рассказ завершается, ему вручается надутый шар и т. д. В конце упражнения все участники получают по воздушному шару. (Шарики привязываются к стулу).
Посмотрите, как красиво вы украсили свое место. Какие чувства у вас вызывают воздушные шарики. (Легкость). Вот с таким чувством вы и ваши дети должны сдать ОГЭ.
Упражнение «Ассоциации»
Цель: настрой на тему, возможность поделиться своими чувствами по поводу экзамена.
Инструкция: «Ассоциации - это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово. Придумайте ассоциации на слово «экзамен». Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову».
Упражнение «Плюсы и минусы»
Цель: выработать адекватное представление о ОГЭ.
(Ведущий раздаёт листы А4 каждому родителю).
Инструкция: «Сейчас я попрошу вас разделить ваш листок пополам. На одной части листа напишите, пожалуйста, плюсы ОГЭ, а на второй – минусы. (Родители работают около 5 минут).
- Сейчас я попрошу вас по очереди прочитать положительные стороны экзамена. (Родители зачитывают, ведущий фиксирует основные моменты на доске). А теперь прочитайте минусы. (Ведущий записывает на доске минусы ОГЭ).»
- Посмотрите на доску. Вы считаете, что… (Обсуждение: чего больше – минусов или плюсов; что больше тревожит родителей).
Упражнение «Рисуем эмоции»
Сейчас я попрошу вас разделиться на пары. Возьмите, пожалуйста, фломастеры и лист бумаги, положите свою руку на листок и обведите её. У вас получился трафарет вашей ладони. Теперь в каждом пальчике рисунка напишите эмоцию, которую вы испытываете при упоминании о ОГЭ. (Родители рисуют и пишут около 5 минут).
- Все выполнили задание, молодцы. Теперь каждая пара сравнивает свои «ладошки»: что общего в рисунках, чем рисунки отличаются. (Обсуждение, каждая пара высказывается по очереди).
- Как видите, вас очень многое объединяет (назвать общие эмоции). Можно сделать вывод, что все родители перед экзаменом своих детей испытывают похожие переживания, а значит, хорошо понимают друг друга. А насколько хорошо родители понимают собственного ребёнка?
Ролевая игра «Пойми меня»
Цель: создание ситуаций, приближенных к экзаменационным, развитие у родителей умений вести себя в создавшихся условиях.
- Сейчас мы с вами поиграем. Мне нужны четыре добровольца. Остальные родители будут наблюдателями.
(Каждый из четырёх родителей получает от ведущего записку с ролью, которую он будет играть. Роли: выпускник, родитель, учитель, директор школы.).
- Каждый из вас получил листок с какой-то ролью. И сейчас ваша задача состоит в том, чтобы присутствующие здесь родители по вашим словам, позам, движениям смогли догадаться, кого вы изображаете. (Родители-добровольцы импровизируют, остальные внимательно следят за ними).
- Молодцы. Кого изображали родители? Как вел себя каждый из них? Легко ли приходилось родителю, который изображал выпускника? Почему? (Обсуждение).
Учимся снижать тревожность
Цель: формировать навыки саморегуляции.
- Ну что ж, как вы заметили, что у вас много общего. И то, что вас объединяет на сегодняшний момент, – это ваша тревожность. Наблюдая за нашими добровольцами, которые только что разыграли перед нами небольшую сценку, вы почувствовали, наверное, насколько тяжело приходится вашему ребёнку в период выпускных экзаменов. И теперь представьте, насколько усугубляется психологическое состояние ваших детей, когда родительская тревога умножается на экзаменационную тревожность детей. А ведь именно в этот период выпускникам нужна эмоциональная поддержка. Сможет ли родитель поддержать своего ребёнка, если он сам находится в состоянии тревожности и раздражения? (Ответы)
- Конечно, это будет проблематично. Поэтому сегодня мы будем учиться расслабляться.
Арт-упражнение «Река жизни»
Цель: поиск ресурсов для изменений, саморазвития, личностного роста, гармонизация состояния.
Продолжительность – 20 минут.
Необходимые материалы: поднос, стакан манки на одного участника.
Алгоритм выполнения:
Высыпьте манку на поднос. Положите на него руки. Попробуйте пересыпать манку, прочувствовать, какая она на ощупь? Мягкая или шершавая? Теплая или прохладная? Какие ощущения сейчас у вас появились?
А теперь нарисуйте нарисовать на манке реку. Интуитивно, так, как пойдет. Здесь нет прямых указаний, какой должна быть ваша река – прямой или извилистой, широкой или узкой. Есть только вы и ваши ощущения.
Когда река будет готова, откройте глаза. Рассмотрите свою реку. Какая она?
Ваша река – это поток жизни. Он такой в данный момент времени, и это не хорошо и не плохо. Это так есть.
Но манка – сыпучий материал, он легко поддается изменению. Так и вы можете повернуть русло реки в том направлении, в котором вам угодно. Сделать множество рукавов, или, наоборот, слить поток воедино. Хотите ли вы что-то изменить? Сделайте это. Когда почувствуете, что изменений достаточно, остановитесь. Взгляните на свой рисунок.
Ответьте себе на вопросы:
Нравится ли вам ваше творение?
О чем говорит ваша картина? Что она вам подсказывает?
Что вы чувствуете, когда смотрите на свое творение?
Если бы рисунок мог говорить, что бы он вам сказал?
В сегодняшней ситуации подготовки к ОГЭ, вы должны сами понять и объяснить детям, что этот этап в жизни важен, но не критичен. Если, что не получится можно всегда (как с манкой) это изменить. Пустить «русло реки в другую сторону».
Упражнение «Газетный баскетбол»
Цель: снятие стресса, повышение активности.
- Сейчас я попрошу разделиться на две команды. Каждый участник команды берёт газету, хорошенько её комкает и бросает в корзину. Команды чередуют броски. (Бросать можно неограниченное количество раз. Участники могут подсчитывать попадания газетных мячей в корзину, а потом выбрать победителя и дать ему какое-нибудь звание, например, «самый меткий». Упражнение можно выполнять до 10 минут).
Упражнение «Дорисуй и передай»
Цель: снятие психофизического напряжения, активизация группы.
Инструкция: «Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать, что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.
Анализ: Понравилось ли вам то, что получилось? Поделитесь своими чувствами, настроением.
Релаксация «Цветок в ладошках»
Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и представить, что они на зеленом лугу. (звучит релаксационная музыка со звуками природы).
«Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это ваш малыш, узнали его? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы очень нужны этому малышу. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, это прекрасный цветок, и вы несете его с собой по жизни уже несколько лет. У кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный. Они все хороши, наши цветы, наши дети. И если вам будет трудно, вспомните, что у вас есть ваш цветок, а у вашего цветочка есть вы. Открывайте глаза. Пора возвращаться».
Какие ощущения вы испытали?
Творческое задание «Мой цветок»
Вспомните какой цветок в ладошках вы представляли в предыдущем упражнении. Каким он был? А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок, напишите что-то важное на лепестках, что вы хотите сказать своему цветочку. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки, клей, бусины.
Далее участникам предлагается вырезать свой цветок.
Вы наделили свои цветы огромной родительской любовью. Пусть этот цветок станет амулетом удачи на экзаменах у вашего ребенка. Ни пуха, ни пера!
Упражнение «Торт и свечи»
Цель: снятие нервного напряжения
- Давайте представим, что у каждого из вас сегодня праздник – день рождения и вам подарили большой аппетитный торт со свечами. Закройте глаза, представьте этот торт, вспомните, какие эмоции вы испытывали в детстве, когда у вас был праздник. А теперь очень медленно дуем на воображаемые свечи, чтобы погасить их. (Родители медленно задувают воображаемые свечи).
- Не все свечи погасли, подуем ещё раз. (Упражнение можно повторять до пяти-десяти раз, чтобы дыхание стало ровным и спокойным).
Рекомендации родителям выпускников
- Молодцы! Все эти упражнения вы можете делать в любое время. Можете поиграть в газетный баскетбол со своим ребёнком, можете порисовать пальцами не только на манной крупе, но и на муке, или на бумаге красками. Сейчас я раздам вам буклеты с рекомендациями, которые помогут правильно вести себя по отношению к ребёнку в экзаменационный период, а также снять нервно-психическое напряжение.
(Родителям раздаются буклеты с рекомендациями).
Завершение тренинга. Рефлексия.
- Наша встреча подошла к концу.
1. Понравилось ли Вам наше занятие?
2. Какой момент занятия вас эмоционально затронул?
3. Что приобрели в результате участия в сегодняшнем мероприятии?
4. Возможно ли перенести полученный опыт в повседневную реальность?
5. Пригодятся ли вам мои советы?
- Надеюсь, что вы воспользуетесь моими рекомендациями, и ваш ребёнок сдаст ОГЭ без проблем. Всем спасибо! До свидания!
Памятка для родителей
«Как помочь ребёнку успешно сдать экзамены»
· Не говорите ребёнку о своих страхах и тревожных предчувствиях. Помните: тревожась сами, вы увеличиваете стресс ребёнка.
· Верьте в своего ребёнка, не скупитесь на похвалу.
· Спокойно разговаривайте с ребёнком об экзаменах, выслушивайте его опасения и предлагайте решения, а не поучайте.
· Делитесь опытом по преодолению трудностей, рассказывайте о том, как вы справляетесь со сложными для вас ситуациями.
·
Помните: количество полученных баллов на ОГЭ не является совершенным измерением возможностей вашего ребёнка.
· Контролируйте режим ребёнка, не давайте ребёнку переутомляться.
Способы снятия нервно-психического напряжения
· Регулярно принимайте витамины.
· Займитесь спортом: спортивные занятия помогают справиться с большим выбросом адреналина.
· Принимайте контрастный душ.
· Порисуйте пальцами с помощью муки, песка или красок. Это занятие поможет не только расслабиться, но и доставит огромное удовольствие.
· Комкайте газеты: устройте соревнование, кто дальше бросит скомканную газету.
· Громко спойте любимую песню или покричите как можно громче.
· Посмотрите на горящую свечу.
· Чаще гуляйте на свежем воздухе. Особенно хороши поездки на природу.