учитель истории и обществознания,
МБНОУ «Гимназия №44»
Кемеровская обл., г. Новокузнецк
Положительное влияние увлечения семьи образовательной деятельностью своего ребенка доказано в ряде зарубежных исследований. Установлено, что на отношение педагогов к участию родителей в жизни ребёнка, а также на поведение самих родителей влияет их осознаваемые и неосознаваемые установки законодательные нормы, а также повседневной реальности. Современная педагогика побуждает учителей вовлекать родителей в жизнь школы. Участие родителей в образовании детей положительно сказывается на академических успехах школьников, их мотивацию к обучению, повышает заинтересованность учителей.
Процесс коммуникации между семьёй и школой нередко затрудняется ожиданиями относительно друг друга. Не всегда чётко определены или ясно выражены границы. Коммуникация часто бывает затруднена из-за страха учителей перед родительской оценкой, их стремление сохранить свою профессиональную автономию в лице своих подопечных, нехватка времени или отсутствие поддержки со стороны директора школы. Стресс, который испытывают учителя во время общение с родителями может быть вызван чрезмерными и противоречивыми требованиями со стороны родителей и тем что они не получают в общении с родителями признания своего авторитета и заслуг.
Новые тренды среди родительства обусловили стремление части родителей активно участвовать в образовании своих детей. Особенно заметна тенденция в школах больших городов. В тоже время значительное число педагогов считаешь, что семья сама устраняется в воспитание детей, что вызывает противоречие. Данное противоречие объясняется высокой дифференциацией среди родителей с точки зрения образовательного процесса. Однако сложившаяся на сегодня практика работы образовательных организаций говорит о больших возможностях изменения траектории взаимодействия педагогов и родителей.
Наиболее распространёнными эффективными каналами сообщения со школой для современных родителей является личный контакт и коммуникация посредством телефонного звонка или электронной почты, мессенджеров. При этом надо договориться об условиях связи, чтобы у обеих сторон не возникало дополнительных проблем и неудобств. Многие классные руководителя, учителя активно используют переписку в мессенджерах. Целесообразно посылать родителям благодарственные письма: благодарить ребенка за участие в делах, за помощь товарищам, другим людям, инициативу и т. д., родителей за содействие и помощь в воспитании ребенка, в делах класса и школы. Учителя, руководство школы могут также посылать информационные письма, в которых сообщается о делах школы, класса, о возможностях принять в них участие. Не маловажную роль занимает коммуникация посредством электронного дневника и электронного журнала, сайта образовательной организации.
С популяризацией дистанционных технологий в практику вводят он-лайн родительские собрания. Родители школьников отмечают, наибольшую эффективность данной формы работы. Им не приходится отпрашиваться с работы, чтобы успеть на собрание в школу, меньше траться времени и физических ресурсов.
Важно отметить, что родители сами хотят выстраивать коммуникацию со школой при помощи социальных сетей, мессенджеров и других средств, которые позволяют оперативно связываться с педагогом. Таким образом, открытость и разнообразные каналы коммуникации оказываются более привлекательными для родителей, чем традиционные подходы.