Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Захватова Надежда Леонидовна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Школа № 144»,
г. Казань
Прежде чем плыть, договорись на берегу.
1.         ПРИНЦИП СОГЛАШЕНИЯ
Соглашение — это договоренность двух сторон об основах организации школьной жизнедеятельности детей и об условиях взаимоотношений этих двух сторон, а также о правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к другу в сфере обоюдной заботы о возможно максимальном развитии ребенка.
Осуществляется этот принцип путем метода договора. Он ключевой и состоит из проведения предварительных переговоров по вопросу взаимных обязательств и выработки соглашения о взаимном исполнении принятых обязательств. Дискуссия присутствует в любых формах достижения обоюдного согласия. Общим итогом реализации принципа согласия явится единая воспитательная позиция школы и семьи по отношению к ребенку, облегчающая ему вхождение в культуру, поддерживающая его в преодолении противоречий роста и развития человека в контексте социальной жизни.
Предостережением служит следующее: не надо добиваться полного и единого согласия с родителями, пусть остается место для заключения консенсуса как способа выражения уважения партнера, это, к тому же, предотвратит скороспелое восприятие союза как сговора против детей.
Формы взаимодействия классного руководителя с семьей в целях реализации принципа соглашения.
Перечисление их условно при многообразии конкретных обстоятельств, конкретных социальных условий семьи и общего уровня профессионализма педагогов.
·ПРЕЗЕНТАЦИЯ ШКОЛЫ (общая характеристика школы, с ее историей, целями, традициями, достижениями, результатами, видами деятельности, характерными чертами учащихся, профессионализмом педагогов).
·ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОДЕКСОМ ШКОЛЫ (устное и письменное представление текста, отражающего основы школьной жизни и образ достойного человека данной школы).
·РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (деловое обсуждение организации образовательного процесса и меры достижения, поставленных школой и родителями задач).
·ОТКРЫТЫЙ ДЕНЬ ШКОЛЫ (посещение родителями учебных и внеклассных занятий детей в школе, организация творческих работ детей).
·РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ (организация курса научно-популярных лекций по педагогике, психологии, гигиене, этике).
·КРУГЛЫЙ СТОЛ (совместное обсуждение вопроса, касающегося воспитания личности и организации образовательного процесса в школе, а также устоев семейной жизни).
·ВЕЧЕР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ (встреча педагогов и родителей, содержанием которой является обмен вопросами по проблеме организации образовательного процесса в школе и личностного развития детей).
·РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА, ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ, КНИГИ (письменная и устная форма рекомендации просмотра или прочтения для осмысления проблем воспитания детей).
Если хотим доплыть, гребем в одну сторону.
2.         ПРИНЦИП СОПРЯЖЕНИЯ
У школы есть возможности воспитательного влияния на семейную среду, продуманного психологического корректирования семейных отношений, которые бы могли инициировать самые положительные проявления ребенка. Однако, опыт показывает, что семья не переносит прямые открытые указания, грубые инструкции и административные распоряжения педагогической помощи, отвергает добрые советы априори, видя в них посягательство на независимость и неприкосновенность семьи. Сопрягать влияние школы и влияние семьи крайне необходимо во имя наивысших достижений ребенка в его развитии.
Сопряжение — согласное установление взаимосвязи двух разных сфер жизни ребенка, семьи и школы, через определение их функций содействия наилучшим достижениям ребенка в его физическом и духовном развитии, так, чтобы действия одного партнера сопровождались обязательно соответствующими действиями другого.
Прямое (непосредственное) влияние позволяет педагогу воздействовать на родителей, оснащая их приемами и формами воспитания, давая рекомендации относительно правильного взаимодействия с собственными детьми. Но это прямое влияние не позволяет выходить на семейные отношения, потому что все равно родители не позволят педагогу что-либо менять в их привычном маленьком мире. Потенциальное сопротивление актуализируется в момент потенциально прямого воздействия. Функцией непосредственного влияния является рекомендация. Педагог советует, а родитель сам решает, выполнять данный совет или нет. Эта форма влияния не позволяет выйти нам на атмосферу семейных отношений, в то время как при опосредованном влиянии субъектом корректирующего воздействия выступает ребенок, а механизмом адекватной реакции на его воздействие является любовь к ребенку. И это обеспечивает относительную гарантированность педагогически сообразного изменения условий семейной жизни ребенка. Ключ для реализации принципа – предложение. Оно высказывается педагогами и родителями. Общим итогом сопряжения становится единое поле воспитательного пространства и гармонизация условий разрешения ребенком трудностей своего личностного роста.
Формы взаимодействия школы и семьи по реализации идеи сопряжения воспитательных усилий этих партнеров
·ПОСЕЩЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ (открытые для родителей уроки в целях ознакомления с педагогическими требованиями школы к ученику).
·КРУГЛЫЙ СТОЛ» (обсуждение единства и расхождений в устройстве жизни школы и семьи, разрешение возникающих противоречий).
·ПРОСЬБЫ ПЕДАГОГА (письменные или устные, переданные через детей, указания на возможные способы улучшения условий или дополнительных средств для развития ребенка).
·ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ, КОТОРЫЕ МОЖНО ВЫПОЛНИТЬ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ (рисунки, поделки, домашние стенгазеты, домашние стихи, лабораторная работа в условиях домашней кухни).
·СЕМЕЙНОЕ ИНТЕРВЬЮ (опрос всех членов семьи по какому-либо ценностному вопросу для сопоставления выявленного мнения со своим собственным).
·СРАВНИТЕЛЫНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ РАЗВИТИЯ (конкретный вопрос по одной из личностных характеристик во временном аспекте: «вчера - сегодня», «было - стало»).
·РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА (список литературы для домашнего чтения).
·ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ДЕТСТВА (список классических и современных произведений, подобранных библиотекарем школы).
·ИНИЦИИРОВАННЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ О СВОЕМ ДЕТСТВЕ (устная или письменная форма либо путем вопросов, поставленных детьми).
·ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ (по программе школьного психолога).
·СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ЧАСТЬ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (по пособию об игровых методиках, на классных собраниях, на общешкольных собраниях, на специальных занятиях педагогического просвещения, а также на праздниках в форме веселого состязания).
Скорость нашей лодки зависит от самочувствия гребцов.
3.         ПРИНЦИП СОПЕРЕЖИВАНИЯ
Принцип сопереживания обеспечивает достаточное благоприятное самочувствие партнеров совместной деятельности, что важно в достижении высокой результативности планируемого общего дела.
Сопереживание — это взаимное выражение отношения к происходящему в жизни семьи и школы, выявляющее взаимное уважение и взаимную расположенность этих партнеров, организующих жизнедеятельность ребенка.
Принцип сопереживания объединяет, сплачивает, поселяет взаимное доверие друг к другу и открывает двери для содружества. Только его содержание не надо вульгаризировать, сводить к постоянному уверению друг друга в почтении. Практика воплощения его более сложная, чем элементарные двусторонние комплименты. Сопереживание организуется, инициируется педагогом, к сопереживанию приучается семь. Общим результатом принципа сопереживания становится благополучный социально-психологический климат школы и семьи, обеспечивающий максимально возможное личностное развитие ребенка.
Очень важно, чтобы «сентиментальная пена» не заменила истинного сочувствия человеку или группе людей; экспрессия может породить слезы, смех, ненависть, но это не всегда отражает глубокое понимание состояния души человека или обстоятельств жизни человека; следует учить детей (и родителей тоже) сдержанности в проявлении сочувствия, но — непременному искреннему и открытому сочувствию.
Формы взаимодействия педагогов с родителями адекватные принципу сопереживания
·ПРИВЕТСТВИЯ (устные, либо письменные послания в адрес родителей добрых пожеланий, обычно в связи с каким-либо событием).
·ПОЗДРАВЛЕНИЯ ПРАЗДНИЧНЫЕ ИЛИ ПРИ ОСОБЫХ СОБЫТИЯХ (устные, переданные через детей, или письменные краткие поздравления перед праздником или при успехах детей).
·СООБЩЕНИЯ ОБ УСПЕХАХ ДЕТЕЙ (краткое сообщение о состоянии индивидуальной деятельности ребенка).
·СЦЕНИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ «ЧТО МЫ ЗНАЕМ ТЕПЕРЬ И ЧТО УМЕЕМ» (сценическое представление для родителей творческого характера в качестве красивого рассказа об умениях, знаниях и новых отношениях, которые обрели дети за какой-то временной период).
·ДОБРЫЙ РАЗГОВОР «А В НАШЕЙ СЕМЬЕ...» или «Я - ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МОЕЙ СЕМЬИ» (проводится в малой группе, протекает как обмен между детьми своими отношениями к семье).
·РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРАЗДНИК (форма клубного отдыха с концертом, музыкой, сувенирами детей и для детей, с небольшим разговором на тему семейного воспитания, с участием детей).
·ПРИГЛАШЕНИЕ НА ТОРЖЕСТВЕННЫЙ АКТ (письменная или устная форма приглашения в связи с торжеством в школе).
·СТЕНДОВАЯ ВЫСТАВКА «НАША РОДОСЛОВНАЯ» (составленные схемы семейной родословной выставляются для всеобщего обозрения перед собранием родителей либо в вестибюле школы).
·ПОДАРКИ И СУВЕНИРЫ (изготовляются детьми, вручаются прямо в руки с приветствием и пожеланиями).
·БАЛ ПОКОЛЕНИЙ (школьный вечер танцев, состоящий из трех частей: танцы бабушек и дедушек, танцы мам и пап, танцы сегодняшнего школьника).
·ПРОФЕССИИ НАШИХ ЛЮБИМЫХ (рассказы приглашенных родителей о своих профессиях).
·ОПОСРЕДОВАННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПО ПОВОДУ ОБЩЕГО С ДЕТЬМИ ДЕЛА ИЛИ СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ (просьба передать родителям мнение, суждение, самочувствие педагога или обобщение детьми по поводу чего-либо).
·ПУБЛИЧНО ПРОВОЗГЛАШАЕМЫЕ ВЫСОКИЕ ОЦЕНКИ В АДРЕС СЕМЬИ (педагогическое провозглашение некоторых достоинств, свойственных некоторым семьям, - лучше общее и анонимное).
В общем плавании разделим полномочия
4.         ПРИНЦИП СОПРИЧАСТНОСТИ
Принцип сопричастности — принцип организационного порядка в его практическо-действенном выражении. То, что имеет решающее значение, должно прослеживаться взрослыми, необходимо вовремя оказывать помощь. Когда оказывается помощь, ребенок чувствует, что он небезразличен людям, что его замечают, хотят добра, что вокруг него есть люди, что рядом с ним — другой Человек.
Быть сопричастным — взять на себя часть происходящего с ребенком, себя чувствовать частью ребенка и делать все то, что делал бы ты, будучи на его месте.
Расширенное толкование принципа сопричастности – сопричастность всему, что происходит в мире. Поэтому педагогически целесообразно вовлекать в такую сопричастность ребенка и его семью: произошло ли землетрясение, кто-то тяжело заболел, у кого-то юбилей, недостает ли книг для чтения всем ученикам, появился ли ученик из нищенской семьи, открыли вдруг новые источники энергии — проявить сопричастность событиям мира — это выразить свое отношение, произвести акт помощи, внести улучшения условий, протянуть руку, оказать материальную помощь, выразить гражданскую волю.
Итогом воплощения этого принципа выступает совершенно неожиданное и удивительное качество детей — их открытость, базирующаяся на опыте наблюдения взаимного уважения взрослых людей. Это качество позволит личности школьника свободно и полно выявлять свое «Я» в жизненных сферах своей жизни, где ему не будет страшно и где не надо будет ежемоментно примериваться постоянно к неожиданным противоречивым нормам, предъявляемым ему взрослыми: педагогами и родителями. Чтобы разрешать либо предварительно снимать возможную конфликтную ситуацию в практическом воплощении принципа сопричастности, достаточно четко определить полномочия школы и семьи, чтобы не допускалось излишнее вмешательство в автономный мир школы и в интимный мир семьи, однако при этом осуществлялась взаимная поддержка обоих партнеров.
Формы взаимодействия школы и семьи, олицетворяющие принцип сопричастности
·ДЕЛОВАЯ ВСТРЕЧА (приглашение родителей для обсуждения одного вопроса с точно обозначенным сроком и длительностью беседы).
·ОБСУЖДЕНИЕ ЗА «КРУГЛЫМ СТОЛОМ» (сочетание делового и педагогического разговора при решении какой-то конкретной проблемы школы или семьи).
·ИНФОРМАЦИЯ О ВОЗНИКШИХ ПРОБЛЕМАХ (устное или письменное на карточках сообщение о некоторых затруднениях в школе в какой-то области школьной жизни).
·БЮЛЛЕТЕНЬ «КОМУ-ТО ПЛОХО – НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ» (вывешивается в вестибюле перед приходом родителей).
·СБОР МНЕНИЙ (анкетирование по определенному вопросу для выявления мнения перед предложением общего дела).
·КОРЗИНА ДОМАШНИХ И ШКОЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ (игровая форма сбора сведений о затруднениях родителей в воспитании детей).
·КАЛЕНДАРЬ ВСЕХ НАШИХ ПРАЗДНИЧНЫХ ДАТ (составляется календарь с указаниями дней рождения всех родителей и детей, а также педагогов, вывешивается в классе).
·ВСТРЕЧА С ВЕТЕРАНАМИ ТРУДА (разговор о значении профессионального труда в жизни человека).
·ПРАЗДНИЧНАЯ ОТКРЫТКА СЕМЬЕ (посылается через детей от имени школы).
·«КОНФЕРЕНЦИЯ ОТЦОВ» (выступления отцов по обмену мнениями и опытом в семейном воспитании).
Доплывем, если объединим общие усилия
5.         ПРИНЦИП СОДЕЯННОСТИ
Практическое дело всегда расценивается как главный критерий оценки отношений между субъектами. В деле отношение как бы опредмечивается, становясь осязаемым и даже измеримым.
Содеянность – реальное свершение обоюдных практических действий, способствующих «здесь и сейчас» повышению условий жизнедеятельности развивающегося ребенка.
Родители вместе с детьми и педагогами или родители вместе с
педагогическим коллективом организуют какое-то педагогически значимое дело, которое не под силу одному из партнеров. Интересы школьника и здесь — исходное начало. Дело организуется как элемент воспитания. Более того, дело осуществляется вместе даже не потому, что его трудно одному исполнить (в конце концов, можно нанять за плату рабочую силу!), а потому, что совместная деятельность, доступная детскому зрительному восприятию, сохраняющая свою материализованную форму в виде предметного результата, чрезвычайно важна ребенку для его развития.
Ни в коем случае нельзя представлять дело как работу обслуживающего детей персонала, как акт службы гувернантки, которые создают детям максимально комфортные условия; общее дело, организуемое альянсом, есть преобразование жизни, улучшение обстоятельств общей жизни на земле – в отдельной точке земли, там, где располагается школа.
Когда педагоги и родители предстают перед ребенком как два равных субъекта (человек, взрослый, гражданин, товарищ, мне дорогие люди), в его сознании происходит смещение этих доселе автономных сфер, и
изолированность разрушается. А все это очень важно для процесса становления его общественного сознания: он вдруг явственно воспринимает образ «общества», а себя самого видит помещенным в эту новую и широкую сферу — общество. Результатом осуществления данного принципа является формирование у школьника образа человека как кузнеца своей жизни.
Формы взаимодействия школы с семьей, отражающие воплощение принципа содеянности.

Ноябрь 2020