преподаватель математики,
ОБПОУ «КГПК»,
г. Курск
С понятием карантина, индивидуальный график и инклюзивное обучение знаком почти каждый. В каких формах может осуществляться обучение в такое время? Этот вопрос становится все более актуальным и проблемным, так как преподаватели в основной своей массе были не готовы к электронному обучению. Поэтому мы предлагаем познакомиться с двумя режимами обучения, примененными на нашей практике.
Образовательные организации вправе с положениями ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ использовать электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации могут быть применены следующие модели.
- Полностью дистанционное обучение обучаемого (слушателя). Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), функциональность которой обеспечивается организацией. Все коммуникации с педагогическим работником осуществляются посредством указанной оболочки (платформы).
- Частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение обучаемого (слушателя). Модель, при которой происходит частичное использование дистанционных образовательных технологий, реализует образовательную программу, при которой очные занятия чередуется с дистанционными.
Педагоги могут организовать два режима обучения:
1. Живое онлайн общение, когда в назначенный час Х, вы организуете видеоконференцию, общение в чате с учащимися.
2. Удалённое обучение, растянутое во времени, когда используя определённые цифровые инструменты, вы создаёте платформу для самостоятельного обучения при вашем активном опосредованном участии.
Рассмотрим тему – как провести урок в Zoom.
Живое онлайн общение нами было осуществлено через сервис Zoom. Zoom это сервис разработанный специально для проведения вебинаров, онлайн конференции и дистанционного обучения. К преимуществам приложения Zoom относится в первую очередь качество связи. Программа способна поддерживать одновременное включение большого количества пользователей, работая при этом без каких-либо перебоев. Другой плюс использования Zoom — возможность персонального общения с каждым участником конференции. Например, если преподавателю нужно задать вопрос конкретному студенту или ученику, достаточно просто включить его микрофон и отключить других. Такая функция отлично подходит для проведения дистанционного обучения, так как позволяет уделить достаточное внимание объяснению материала для каждого студента или ученика.
Далее мы рассмотрим более подробно как провести урок в Zoom.
Важным преимуществом Zoom является демонстрация экрана. Нажав на соответствующую кнопку в меню видеоконференции, преподаватель, сможет наглядно показать какие-то презентации, графики или видеоролики, относящиеся к рассматриваемой теме, делая тем самым урок более информативным и интерактивным. Для каждого преподавателя обязательным инструментом для работы всегда была доска. На доске выписывались все формулы, правила и другие важные сведения о теме урока. С перемещением занятий в Интернет, доступ к настоящей доске утратился, но, благодаря приложению Zoom, появилась возможность использовать интерактивную онлайн-доску. Данная функция встроена в приложение, и позволяет легко переключаться между демонстрацией экрана и доской, помогая доходчиво объяснять материал студентам. В Zoom предусмотрен и встроенный чат, существенно облегчающий работу преподавателя. Благодаря чату, есть возможность общаться со всеми студентами одновременно или писать каждому в отдельности приватные сообщения. Чат удобно использовать для обмена файлами, отправляя ученикам домашнее задание и получая, в свою очередь, обратно выполненные задания.
Для студентов, у которых по тем или иным причинам нет возможности присутствовать на занятиях, в приложение Zoom имеется функция записи проведённых видеоконференции. Запустив запись сеанса видеосвязи, преподаватель сможет отправить по окончанию занятия, повтор урока студенту. Хранить запись можно как на компьютере, так и в специальном облачном сервисе. Создание мини-конференций в Зум пожалуй, главное преимущество сервиса Zoom – это возможность создания онлайн-комнат или мини-конференций. Благодаря такой функции можно разделять студентов на группы и размещать их в разных маленьких конференциях. Находясь в таких комнатах, студенты смогут общаться только с теми, кто находиться с ними в мини-конференции. Слышать или видеть других участников возможности не будет.
Преподаватель сможет свободно перемещаться между комнатами и общаться с каждой группой в отдельности. Такое разделение эффективно, например, для того чтобы давать соответствующие задания разной категории студентов. Если какая-то часть студентов лучше понимает материал, их можно поместить в отдельную комнату, и дать им персональное задание. Преподаватель тем временем сможет сконцентрироваться на тех, кому новые знания даются с трудом. Также делить студентов полезно во время контрольных или зачётов. Учитель сможет дать задания разным вариантам без опасения того, что кто-то будет списывать.
Для педагога открывает множество возможностей и удаленное обучение в Гугл классе, где можно более глубоко осветить теоретический вопрос, что помогает студентам вникнуть более детально в процессы и явления; это неограниченные возможности для реализации инклюзивного образования и т.д.
Google Classroom - это бесплатный веб-сервис, разработанный компанией Google для общеобразовательных заведений, целью которого является создание, упрощение, распространение и оценка заданий безбумажным способом.
На платформе вы можете:
• создать свой класс/курс;
• организовать запись учащихся на курс;
• делиться с учениками необходимым учебным материалом;
• предложить задания для студентов;
• оценивать задания учащихся и следить за их прогрессом;
• организовать общение студентов.
Во вкладке “Задания” вы можете:
• создавать задания, вопросы и группировать их по темам.
• добавлять учебные материалы (различного типа) и объединять их по темам.
• упорядочивать темы и материалы в них (если у материала нет темы, он расположен вверху страницы).
Данный веб-сервис объединяет в себе Google диск для создания и хранения данных, документы Google, листы и слайды для письма, Gmail для общения и Google календарь для составления расписания и определения сроков выполнения заданий. Студенты могут быть приглашены в класс по личному коду. Мобильные приложения, доступные для iOS и Android устройств позволяют пользователям делать фотографии и прикреплять их к заданиям, обмениваться файлами из других приложений и получать доступ к информации в автономном режиме. Преподаватели могут следить за успеваемостью каждого учащегося, а после выставления оценок могут возвращать работу с прикрепленными к ней комментариями или дополнительными заданиями.
Сервис Google Classroom позволяет понятно и удобно организовать дистанционное обучение, а также упрощает систематизацию материалов и подготовку к уроку. В своей работе я использую сервис Google Clsassroom при:
· подготовке к занятию – составляю конспекты (в зависимости от типа урока), размещаю материалы урока в ленте курса (аудиофайлы, видео, ссылки на сайты);
· проведении урока – организую различные формы работы учащихся;
· проверка домашнего задания, назначенного и выполненного в Google классе;
· актуализация знаний – встраиваемое в ленту видео или изображение;
· контроль степени усвоения и самоконтроль – если освоить Google формы, позволяющие автоматически выставлять оценки.
Ещё раз подчеркну возможности сервиса Google формы. Они позволяют нам в интерактивном режиме выбирать вопросы разных типов, менять их последовательность и варианты ответов, следить за ответами в режиме реального времени и анализировать данные и результаты. То есть проводить контроль результатов обучения в новой удобной для педагога и понятной учащимся форме. Иными словами, осуществлять то, что на онлайн уроках часто является «слепой зоной».
Недостатки сервиса Google Classroom.
• В Google Classroom не предусмотрена вебинарная комната, однако эта проблема решается достаточно просто. Преподаватель может использовать возможности зум, которые позволяют провести онлайн встречу с обучаемыми.
• В открытой версии сервиса Google Classroom нет электронного журнала (табеля успеваемости обучаемого). Такая возможность имеется для корпоративных пользователей Google Classroom.
• Для авторов, имеющих личные аккаунты, существуют ограничения: количество участников курса не более 250 и присоединиться к курсу в один день могут только 100 человек.
Преимущества сервиса.
• Настройка создаваемого курса несложная. Есть возможность проверять знания слушателей.
• Бесплатность и доступность. В сервисе нет рекламы.
• Можно пригласить до 20 преподавателей для проведения учебного курса.
• Хранение всех материалов курса на Google Диске, в том числе заданий, выполненных учащимися.
• Возможность коммуникации: между преподавателем и учениками, между учащимися. Учащиеся могут просматривать задания, оставлять свои комментарии и задавать вопросы преподавателю.
• Google Classroom имеет интеграцию с Google Диском, Документами, Календарем, Формами и Gmail.
Таким образом, сервис Google Clsassroom является хорошим подспорьем для педагога в целом. Процесс взаимодействия между педагогом и учащимися с использованием данного сервиса проходит намного быстрее, проще и эффективнее, а процесс обучения становиться для учащихся более интересным, динамичным и результативным, в особенности, если педагог постарается использовать как можно больше возможностей, которые предоставляют различные веб-сайты и приложения, интегрируемые с Google классом.
Итак, можно говорить о возникновении нового понятия «компьютерные учебные материалы и интернет - сервисы», которое объединяет все электронные средства обучения, реализованные с помощью разнообразных программных средств.
Сетевые ресурсы создаются как для ученика, так и для учителя. Любой сетевой ресурс, используемый в учебном процессе, должен быть гармонично встроен в организацию процесса формирования учебной деятельности.
Дистанционный курс конечно никогда не заменит учителя, но может оказаться большим подспорьем в его работе.