Конференции

    СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОО

    Соловьева Юлия Александровна,
    старший воспитатель,
    БДОУ СМР «Детский сад № 31»,
    г. Сокол
    Аннотация. В статье представляется опыт создания и организации деятельности семейных клубов, раскрыты основные цели, направления.
    Ключевые слова: семейный клуб, формы работы с семьей.
    Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы с семьями обучающихся. В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах развития и образования детей. Организация взаимоотношения должна стоится на основе партнерских взаимоотношений. В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности работы педагогов с родительским коллективом. Возникает вопрос: «Какие методы, формы работы необходимо использовать в работе с родителями, чтобы они стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса их детей?» Ответ на этот вопрос стараемся искать ежедневно, так как именно в семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет ребенок, и какие черты характера сформируют его личность. Одной из эффективных современных нетрадиционных форм работы являются семейные клубы.
    В ДОО широко используется данная форма работы с семьей. Семейный клуб – способствует формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании детей. Посредством семейного клуба можно более эффективно показать и обучить родителей новым способам поведения со своими детьми и проверить на практике свои идеи. Родителей данная форма привлекает тем, что носит игровой характер, пробуждает любопытство, готовность к риску, создаёт ситуацию испытания и дарит радость открытий.
    Основными целями работы семейного клуба являются:
    - объединение усилий ДОО и семьи в вопросах воспитания и развития детей;
    - оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям;
    - повышение педагогической компетенции родителей;
    - обмен опытом семейного воспитания;
    - укрепление детско-родительских отношений;
    - предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.
    Участниками клуба являются родители, администрация ДОО, педагоги, медицинский работник, педагог-психолог, логопед. Члены клуба руководствуются принципами добровольности, открытости, компетентности, соблюдения педагогической этики, взаимоуважения и взаимопонимания.
    Семья и детский сад не могут заменить друг друга: у каждого свои функции обучения, воспитания и развития ребенка, но они могут научиться взаимодействовать друг с другом. Ребенку необходимо умело и вовремя оказать помощь. Давно выявлена следующая закономерность: чем активнее родители сотрудничают со специалистами ДОО, старательнее выполняют их рекомендации, тем лучше результаты у ребенка.
    Семейные клубы в ДОО включают в себя несколько направлений:
    1. Культурно - досуговое:
    - организация семейного досуга,
    - организация конкурсов и выставок,
    2. Образовательно-просветительское:
    - консультации;
    - семинары-практикумы;
    - интегрированные занятия;
    - психологические тренинги;
    - практикумы;
    - обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.
    3. Спортивно-оздоровительное:
    - спортивные соревнования, эстафеты, игры;
    - мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в физическом развитии.
    В ДОО организация семейных клубов по интересам является общей традицией. На данный момент традиционные встречи проводятся в шести клубах по интересам:
    - «Дружная семейка»;
    - «Семейная гостиная»;
    - «В здоровом теле, здоровый дух»;
    - «Смастерим все сами»;
    - «Всезнайки»;
    - «Музыкальная семья».
    В работе семейно клубов используются разные методы и приемы. Метод проектов интересен, полезен не только детям, но и взрослым, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. В работе семейного клуба «Дружная семейка» были реализованы проекты с детьми и родителями по патриотическому воспитанию «Миру мир, войны не нужно», «Наш город во время ВОВ», «Армия! А где служил мой папа?», «Мой дом», «Уроки доброты».
    В семейном клубе «Смастерим все сами» стоит решение острых проблем в воспитании и образовании обучающихся детей раннего возраста.
    Основная проблема данного возраста – это развития мелкой моторики у детей. Данная проблема отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Для формирования мелкой моторики первоначально нужно обогатить среду. Педагогами группы раннего возраста был разработан проект «Ловкие пальчики» и вынесен для обсуждения на заседании семейного клуба. Каждый родитель был заинтересован данным проектом, с азартом изготовляли пособия, игры из бросового материала, ткани, фетра, дерева.
    По окончанию данного проекта, предметно-развивающая среда была обогащена яркими, прочными, радужными, самодельными играми и атрибутами.
    Заседания семейного клубу «В здоровом теле, здоровый дух» проходят в форме конференции, где дети совместно с родителями защищают мини – проекты на разные темы, например: «Здоровое питание», «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья», «Мы за здоровый образ жизни». Родители активно включаются в деятельность семейного клуба, предлагают свою помощь, учувствуют во всех запланированных мероприятиях (походы в лес, на каток, экскурсии).
    Мероприятия в семейных клубах «Всезнайка», «Музыкальная семья», «Семейная гостиная» проводятся в произвольной форме, включая теоретическую (консультации, рекомендации, сообщения, лекции) и практическую часть (конкурсы, занятия, развлечения, викторины и другое для совместной деятельности детей и родителей).
    Семейный клуб – это неотъемлемая часть воспитания и образования детей взрослыми. Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и ДОО, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, сознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и созданию условий для их разумного удовлетворения.
    Ноябрь 2020