воспитатель,
МБДОУ Д/с №177 «Лесная сказка»,
г. Воронеж
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. [
Также разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Дифференцированный подход при организации работы с родителями – необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.
Для осуществления дифференцированного подхода воспитателям детского сада и родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, таки специфических условий, таковыми являются:
· взаимопонимание и доверие между педагогом и родителями;
· строгое соблюдение чувства такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
· учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, условия подготовленности в вопросах воспитания;
· сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией групповой работы;
· взаимосвязь разных форм работы с родителями;
· своевременное влияние на родителей и воспитанников;
· сохранение определенной последовательной системы в работе с родителями;
· осуществление единого подхода педагогов и родителей к процессу воспитания ребёнка;
· открытость дошкольной организации для родителей.
При такой дифференциации специфичными являются не только содержание общения, но и методы передачи их определенной категории родителей. Дифференциация родителей в детском саду проводится на основе тестирования, анкетирования по определённой программе изучения семьи:
· Структура семьи (количество членов семьи, возрастая категория, наличие образование, профессия), психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения родителей с детьми). Для получение данной информации необходимо использование различных методик «Анализ семейного воспитания» Эйдемиле, Юстицкий, рисуночные методики «Моя семья», «Мой дом», проведение индивидуальных консультаций с родителями дошкольников и т.п
· Образ семейной жизни, причины семейных неурядиц и конфликтов, отрицательных переживаний.
· Социальный статус семьи в целом и отдельно взятых членов семьи (матери, отца), степень участия в воспитательном процессе каждого члена семьи, наличие желание воспитывать ребенка.
· Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания), участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организованной, коммуникативной).
После сбора и подробного изучения семей составляется «социальный паспорт» с целью корректировки педагогического воздействия.
Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.
Готовясь к сотрудничеству с семьей, требуется четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию. Это необходимо для того, чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробудить их интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие в различных мероприятиях.
Педагоги – психологи, проводившие исследования касающегося данного вопроса отмечают, что именно партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом рассматриваются отечественными педагогами как наиболее способствующие возникновению положительных результатов в воспитании дошкольников.
Взаимодействие воспитателей и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. «Педагогическое взаимодействие» – условие и способ функционирования системы образования, обеспечивающий взаимообусловленность связей и отношений ее элементов; как интерактивный компонент педагогического общения, заключающийся в обмене действиями, в планировании общей деятельности. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих.
Прямая функция семьи как социального института – обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей, которое может осуществляться в тесном взаимодействии с воспитателем дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, можно выделить понятие «взаимодействие воспитателей и родителей» – педагогическое партнерство субъектов образования, направленное на выработку и реализацию единых подходов воспитания и образования дошкольника.
Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.
Взаимодействие родителей – это деятельность общественных структур и институтов с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей в семье; шире сказать, по формированию педагогической культуры населения. Цель педагогического просвещения родителей заключается в вооружении отцов и матерей определенным минимумом знаний, оказании им помощи в организации самообразования, формировании воспитательных навыков и умений. Обучение родителей осуществляется в обществе разными институтами: школой, средствами массовой информации, специальными службами.
На 1 этапе осуществляется сбор информации: проводятся опросы, родителям предлагается ответить на вопросы анкеты, с целью изучения их потребностей. Результаты опроса являются основанием для планирования работы с родителями. Далее продумывается содержание и формы работы с родителями.
На 2 этапе – Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую будут проводить с ними педагоги детского сада. Этого можно достичь введением личностных аспектов во взаимодействие с родителями, улучшением взаимоотношений между родителями и ребенком, сокращением психологической дистанции между педагогами и родителями. В процессе этого устанавливаются между воспитателями и родителями доброжелательные межличностные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество.
На 3 этапе – Для того, чтобы убедить родителя в профессиональной компетентности воспитателя, необходимо формировать у родителей более полный образ своего ребенка и правильного его воспитания посредством сообщения им знания о ребенке (особенности общения ребенка со сверстниками, отношение ребенка к труду).
На 4 этапе – Воспитателям нужно поддерживать партнерские отношения с родителями. На этом этапе активная роль принадлежит родителям. Они рассказывают о положительных чертах ребенка, о трудностях, тревогах, об отрицательном поведении детей и взрослых. На этом этапе так же проводятся опросы родителей с целью изучения отдельных проблем семейного воспитания.
На 5 этапе – планируется конкретное содержание работы с родителями, выбираются возможности и индивидуальные особенности каждого воспитателя (определяются формы сотрудничества отдельно для каждой возрастной группы, учитываются совместное исследование и формирование личности ребенка).