Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КАК ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

Киликовская Мария Михайловна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №82,
г. Санкт-Петербург
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы, объединяющий в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление. Известный психолог Б.Д. Эльконин характеризовал чтение, как «процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели». Ребенок должен увидеть букву, отдифференцировать букву, определить какая эта буква, а дальше он должен увидеть, отдифференцировать и определить следующую букву. И только, если время опознания второй буквы не будет больше времени забывания предыдущей, не будет забывания, ребенок сможет опознать слог.
Причиной трудностей формирования навыка чтения называют:
·           фонетико-фонематическая недостаточность;
·           несформированность артикуляторных механизмов произнесения звука, а также интеграции этих функций;
·           незрелость регуляторных структур мозга и обусловленная этим несформированность процессов организации деятельности.
Это проявляется как трудность сосредоточения на читаемом тексте, сложность концентрации внимания (при чтении отмечаются пропуски букв, слогов, слов, потеря строки, плохое усвоение содержания читаемого текста).
Если ребенку, не имеющему нарушений речевой деятельности создать условия, в которых процессы, необходимые для чтения будут развиваться в соответствии с онтогенезом, то возможно создать предпосылки для более раннего начала обучения чтению, облегчить сам процесс.
Таким стимулом послужит развитие следующих навыков:
- Узнавание форм, распознавание незначительно различающихся деталей.
Помогут игры, которые побуждают ребенка тщательно рассматривать картинку, сравнивать форму деталей; мозаики различной степени сложности, головоломки - паззлы, картинки, в которых нужно отыскивать спрятанные формы, вообще любые игры, развивающие наблюдательность.
- Умение располагать элементы в последовательности.
Помогут игры и упражнения, в которых нужно располагать элементы по порядку, но именно слева направо. Например, можно дать ребенку наборы предметов одинаковой формы, но незначительно различающиеся по размеру, и попросить его расположить их по порядку слева направо.
- Развитие фонематических процессов.
В России и за рубежом были проведены многочисленные исследования, доказывающие, что дети, хорошо различавшие звуки букв в период пребывания в детском саду, оказались более умелыми читателями во время обучения в первом классе, тогда как дети с низким уровнем развития фонематических процессов в дошкольном возрасте испытывали трудности в обучении чтению в первом классе.
Также и многие другие исследования также подтверждают гипотезу о том, что чувствительность к звукам языка является существенной ступенью в овладении чтением.
Таким образом можно утверждать, что сформированность фонематических процессов является очень важной составляющей в процессе обучения чтению. [
Если пяти - шестилетний ребенок способен выделять звуки в словах, определять их последовательность, значит, он готов к овладению чтением и письмом.
Тем не менее, по мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов возраст- 6-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению.
Иная ситуация с тем, что касается детей с нарушениями речевого развития. Как уже упоминалось, самая распространенная среди них категория, это дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.
У детей ФФНР отмечаются отклонения в усвоении звукопроизносительной стороны речи и недостатки фонематического восприятия, при достаточном развитии словаря и относительно правильном грамматическим оформлением высказывания. Эти речевые нарушения обуславливают затруднения в формировании у детей звукобуквенного анализа и синтеза, лежащих в основе процесса овладения грамотой. Если к концу дошкольного возраста фонтико-фонематическое недоразвитие речи не было скомпенсировано, работа по развитию фонематических процессов и звукопроизносительнвых навыков проводилась в недостаточно объеме или не производилась вообще, то в начале обучения ребенка грамоте могут возникнуть серьезные проблемы, которые в дальнейшем могут привести к проявлению отдельных видов дислексии и дисграфии. Наиболее часто у детей с ФФНР появляются симптомы акустической или фонематической дислексии, которые выражаются в стойких специфических ошибках, отражающих трудности формирования фонематического анализа и недостатки фонематического восприятия. У детей наблюдается пропуск, перестановка, добавление букв или слогов, а также смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству.
Подводя итог можно сделать следующие выводы:
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье.
- Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.
Теория и практика логопедической работы доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Левина Роза Евгеньевна проводила исследования, позволившие понять психологические механизмы нарушения чтения и письма у детей, связанные с отклонениями фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Корнев А.Е. говорит, «чтобы ребенок смог начать освоение грамоты, он должен осознать существование самой устной речи «…» прежде, чем осваивать значение букв, ребенок должен осознать звуковую сторону речи, как самостоятельную реальность…».Для того, чтобы поднять ребенка до этого уровня зрелости, необходимо специальное обучение.
Таким образом, если для детей с нормальным речевым развитием такая подготовительная работа дает возможность в более раннем возрасте и более качественно освоить процесс чтения, то для детей с речевой патологией эта работа необходима для формирования этого процесса как такового и во избежание возможных осложнений.
Таким образом, фонематические процессы лежат в основе формирования процесса чтения и становления речевой системы в целом. В целях подготовки ребенка к обучению чтению, фонематические процессы представляют собой основное направление работы, обеспечивающих основу формируемого навыка. Актуально это как для детей с нарушением речевого развития, так и для здоровых. Существует множество игр и заданий, направленных на развитие фонематических процессов, как раз они очень актуальны для детей без речевой патологии. В том, что касается остальных, то опираясь на результаты исследования Филичевой, Чиркиной, основной процент это дети с ФФНР. Работа с этими детьми должна проводиться в определенной системе.
Долгое время (примерно до 1928г.) ученые считали, что звуковая сторона речи состоит только из ряда элементов и из комбинаций. Старая фонетика опиралась на физиологическую природу речи, на артикуляцию. Развитие речи рассматривалось через призму развития моторики, мелких артикуляционных движений. Единственным источником развития звуковой стороны речи считалось развитие моторики. Значению восприятия речи никто не уделял внимания.
Впервые на это обратил внимание Л.С. Выготский. Он первым ввел понятия «фонема»: доказывал, что она является единицей развития детской речи. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков. Он говорит, что фонема – это не просто звук, а значащий звук, различающий смысл. Л.С. Выготский первым обратил внимание и на восприятие фонем. Он считал, что «овладение фонемой происходит в условиях восприятия других фонем и в соотношении с ними. Основной закон восприятия фонем – закон восприятия звучащей стороны речи <…> есть восприятие чего-либо на фоне чего-то. Всякая фонема воспринимается и воспроизводиться как фонема на фоне фонем, т.е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи».
А.Н.Гвоздев, вошедший в историю отечественной лингвистики как автор фундаментального исследования закономерностей овладения языком в онтогенезе, считает: " Формирование фонем происходит только тогда, когда у ребенка осуществляется распознавание прежде смешивавшихся звуков и их устойчивое использование для различения слов в соответствии с имеющийся в языке традицией"
Из приведенного высказывания следует: до тех пор, пока ребенок не овладеет прочным навыком не смешивать, то есть по-разному произносить соответствующие звуки в своей собственной речи, нельзя говорить о сформировавшейся в полном объеме в его сознании системы фонем.
Поскольку ребенку дана для восприятия устная речь, механизмы фонемной классификации формируются в онтогенезе именно в процессе восприятия речи окружающих его людей. Результатом действия данных механизмов и является формирование фонематического слуха.
Л.С. Выготским впервые был введен термин «фонематический слух» Понятие фонематического слуха широко используется в специальной педагогической литературе, однако, как правило, без определения. Исключение составляет исследование К.В.Комарова, в котором данное понятие характеризуется при описании специфики процессов порождения речи: "Чтобы произнести слово, человек предварительно должен представить его фонемный состав (какие звуки и в какой последовательности должны быть выражены), то есть создать внутреннюю фонемную модель, после чего реализовать ее работой артикуляторных органов вовне, произнести слово по заранее построенной модели. При этом и на этапе создания внутренней модели слова (по представлению), и на этапе произнесения слова собственно артикулирование (внутреннее и внешнее) будет обеспечиваться руководящей, следящей, контролирующей ролью слуха. Речевой слух, выступающий в такой функции, называют фонематическим (обеспечивающим дифференциацию и образование звуков как фонем) "
Л.А.Пиотровская дает свое определение: "Фонематический слух - это способность ребенка различать в речи окружающих его людей звуки, выполняющие смыслоразличительную функцию. Следовательно, основой для формирования фонематического слуха является бессознательный анализ речи окружающих его людей".
В норме фонематический слух формируется достаточно рано, в некоторых случаях - задолго до того, как ребенок начинает говорить (например, в силу неразвитости артикуляционного аппарата ребенок не может сказать "крыша" и "крыса", но может показать). Затем у ребенка формируется фонетический слух - "способность ребенка дифференцировать в собственной речи звуки, являющиеся реализациями разных фонем родного языка; основой для формирования фонетического слуха является сравнение своего собственного произношения с эталонным произношением взрослых и неосознанная коррекция своего произношения в направлении максимального приближения к нормативному")
Иными словами, фонетический слух начинает формироваться только тогда, когда ребенок начинает слышать самого себя.
Несколько позже Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие». Он определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.»
Этот ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:
1. умение определять линейную последовательность звуков в слове;
2. умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
3. осознание или подсчет количества звуков в слове.
В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.
Позже Д.Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный или звуковой анализ, включающий:
1. определение порядка слогов и звуков в слове;
2. установление различительной роли звука;
3. выделение качественных основных характеристик звука.
Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.
Ноябрь 2020