преподаватель,
МКОУДО «Гостилицкая ДШИ»
Ленинградской области,
Ломоносовского района,
деревни Гостилицы
В психолого-педагогической практике вопрос о взаимодействии педагога и учащегося является актуальным. Данное взаимодействие происходит в процессе обучения и воспитания, обладает определенными педагогическими функциями, направлено на оптимизацию учебной деятельности, взаимоотношений между педагогом и учащимися внутри коллектива, и в первую очередь, на создание благоприятного психологического климата. Другими словами, педагогическое взаимодействие - это общение педагога с воспитанниками в педагогических целях.
Взаимоотношения педагога с учащимися занимают важное место в педагогической деятельности и являются «фундаментом», на котором строятся последующие взаимодействия педагога с детьми в процессе обучения и воспитания. От того, как эти отношения складываются, во много зависит успешность протекания учебного и воспитательного процесса, развития личности каждого ребенка. Отсюда следует, что установление оптимальных взаимоотношений с учащимися является первоочередной целью в работе педагога. Преподаватель, стремящийся достичь данной цели, должен быть требовательным, в первую очередь, к себе, к собственному профессионализму, к умению владеть собой, идти по пути саморазвития и самосовершенствования.
Важным условием эффективного протекания образовательного процесса является взаимодействие его субъектов. Взаимодействие – это совместная согласованная деятельность ее участников, целью которой является достижение совместных целей и результатов, решение значимых для них проблем и задач. С точки зрения психологии, развитие личности связано с деятельностью, что подчеркивает значимость педагогического взаимодействия как основного способа активизации саморазвития и самоактуализации обучающихся. На базе взаимопонимания и самооценки взаимодействующих сторон происходит межличностное влияние, взаимное воздействие и изменение, возникает особый тип связи, отношения.
Особое место во взаимоотношениях занимает общение (форма субъект-субъектного взаимодействия) и совместная деятельность (форма субъект-объектного взаимодействия), которые взаимосвязаны, так как, общение является и составляющей совместной деятельности, и самостоятельной ценностью. Рассмотрим данные взаимоотношения подробнее.
В субъект-объектных отношениях в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта – учащийся. В данном взаимодействии деятельность педагога, как субъекта педагогической деятельность, проявляется в целеполагании, педагогическом самосознании, активности, адекватной самооценке и уровне притязаний. Учащийся же в данной ситуации является послушным исполнителем задач и требований, выдвигаемых педагогом. При оптимальном субъект-объектном взаимодействии у учащегося формируются такие положительные стороны, как исполнительность, дисциплинированность, ответственность, умение действовать систематично и упорядоченно, накапливается база знаний, умений и навыков. Отрицательной стороной данного взаимодействия является то, что в процессе субъект-объектных отношениях у учащегося не развивается инициативность, творческие способности, самостоятельность, познавательная активность. Отсутствие данных качеств у учащихся делает процесс обучения не эффективным по причине того, что инициатива, побуждение к познанию исходит лишь от педагога, самостоятельность ребенка ограничена, от него не требуется быть инициативным, он рассматривается как объект, соответствующий или нет установленным нормам и правилам учебной деятельности.
В отличие от субъект-объектного, субъект-субъектное взаимодействие способствуют формированию у учащихся познавательной и творческой активности, инициативности, самостоятельности, способности к сотрудничеству, умению выходить из конфликтных ситуаций. Такие взаимоотношения повышают эффективность образовательного процесса, т.к., при активном участии ребенка в учебной деятельности все вышеперечисленные качества приобретают для него личностную значимость, мотивируют его на успех и дальнейшие свершения, активизируют познавательные процессы, и при устойчивом развитии становятся его личными качествами. Деятельность педагога при субъект-субъектном взаимодействии приобретает личностно-ориентированный характер и направлена на восприятие каждого учащегося как отдельной личности, на содействие развитию способности ребенка по осознанию своего «Я» во взаимосвязи с социальной средой и с миром, осмысливанию своих действий и их последствий для себя и окружающих. Такое взаимодействие носит диалогический характер, так как посредством диалога, во взаимодействии с другим субъектом учащийся лучше познает себя и других через сравнение и сопоставление.
Характер взаимодействий педагога и учащегося во многом определяет стиль педагогической деятельности. В педагогике выделяются демократический, авторитарный и либеральный стили педагогической деятельности.
При демократическом стиле, или стиле сотрудничества, учащийся занимает позицию равноправного партнера в познавательной деятельности и общении. Педагог уделяет большое внимание мнению каждого учащегося, привлекает детей к активному участию в поиске решений, поощряет инициативность, самостоятельность в суждениях. При данном стиле педагогической деятельности для педагога важна не только успеваемость учащихся, но и их личные качества. Демократическому стилю характерными методами воздействия на учащихся являются: побуждение, просьба, совет, рекомендация. Педагоги же, для которых характерен демократический стиль взаимодействия, отличаются профессиональной устойчивостью и удовлетворенностью своей профессией.
Авторитарному стилю характерна позиция ребенка, когда он рассматривается не как равноправный партнер, а как объект педагогического воздействия. Педагог при таком стиле взаимодействия устанавливает жесткие требования, контроль над их строгим выполнением, решения принимает единолично без учета мнения учащихся, без обоснования своих действий перед ними. Как следствие такого взаимодействия, у учащихся падает активность, выражена низкая самооценка и агрессивность. Методами, характерными данному стилю, являются: приказ, поучение. Педагогу авторитарного стиля, свойственна низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость. Внешние показатели успешности, такие как, успеваемость и дисциплина в классе являются положительными при авторитарном стиле педагогического взаимодействия, но, социально-психологическая атмосфера в коллективе, при этом, является неблагополучной.
При либеральном, или попустительском, стиле взаимодействия, педагог стремится минимально включаться в принятие решений, в деятельность, т.е., старается снять с себя ответственность за ее результаты. Деятельность педагога, в данном случае, является формальной, ограниченной лишь преподаванием. Данный стиль общения предполагает со стороны педагога тактику невмешательства, незаинтересованность к проблемам учащихся, школы. Последствия либерального стиля взаимодействия проявляются в неудовлетворительной успеваемости и дисциплине, отсутствием контроля над
Деятельностью учащихся. Педагогу свойственны колебания, нерешительность, отсутствие системы в организации и контроле над деятельностью учащихся.
Не смотря на кажущееся различие авторитарного и либерального стилей, им присущи и общие особенности, которые проявляются в отсутствии доверия между участниками взаимодействия, обособленность, дистанция в общении, подчеркивание доминирующей роли педагога.
В практике педагогического взаимодействия вышеперечисленные стили общения не всегда встречаются в «чистом» виде, чаще имеют место «смешанные». К примеру, педагог не может совсем исключить из своей практики некоторые приемы авторитарного стиля общения, особенно при работе с классами и отдельными учащимися, имеющими низкий уровень личностного и социально-психологического развития, где такие приемы иногда оказываются эффективными.
Помимо рассмотренных стилей педагогического взаимодействия, существуют и другие: общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью педагога и учащихся, общение на основе дружеского расположения, общение-дистанция, общение-заигрывание, общение-устрашение. Каждый из стилей предполагает доминирование, либо монологической, либо диалогической формы общения.
Каждый педагог должен ставить перед собой задачу осмысливания и анализа своей деятельности, обращать внимание на то, какие стили педагогического общения более типичны для него, чаще применяются, т.е., должен владеть навыками самоанализа и самодиагностики, без которых ему не обойтись при формировании своего стиля общения, способствующему развитию и педагога, и учащихся.
Если традиционная педагогика строилась на принципе активного, одностороннего воздействия, то современные тенденции в образовании направлены на совместную деятельность, демократичное взаимодействие и принятие индивидуальных интересов обеих сторон. Субъект-субъектные взаимодействия открывают широкие возможности совершенствования всей системы образования, повышения уровня профессионализма педагога, формирования по-новому взаимодействия «педагог-ученик».
Само существование образовательных и воспитательных процессов, эффективность их протекания определяется взаимодействием. Цели и содержание, методы и формы, мотивы поведения и движущие силы педагогической и учебной деятельности имеют непосредственную связь с взаимодействием. Достижение желаемых целей и результатов в профессиональной деятельности педагога определяется его способностью осуществлять взаимодействие, оказывать влияние на людей, владеть конструктивным взаимодействием. Сущность процесса взаимодействия заключается в целенаправленном взаимообмене и взаимообогащении опытом, эмоциями, различными установками и позициями, смыслами деятельности.
Также содержание учебной деятельности предполагает активное участие в ней не только педагога, но и учащихся, так как, с целью более глубокого усвоения ими учебной информации, необходима предварительная творческая переработка данного учебного материала. В связи с изменениями, происходящими в обществе, новыми тенденциями в системе образования, которые характеризуются повышенным интересом к личности каждого учащегося, интеллектуальной свободой, направленностью на раскрытие творческого потенциала ребенка, на формирование его активности, инициативы, критичности, самокритичности и самостоятельности, изменились и требования к личности преподавателя, к его профессиональной компетенции.
Из вышесказанного следует, что на сегодняшний день, в процессе педагогического взаимодействия учащийся должен рассматриваться как субъект образовательных изменений, творческая личность, соучастник педагогического процесса, а не как объект, призванный подчиняться внешним воздействиям и влияниям.
Важнейшая черта современного обучения - его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. Главным аспектом личностно-ориентированного урока является выбор оптимального стиля общения, организация учебного сотрудничества. Инновационными следует считать процессы, связанные с характером взаимодействия педагога и учащихся, с их позициями в ходе обучения (педагог - партнер по учебному исследованию). Педагогическое взаимодействие должно быть направленно на организацию для учащихся определенных условий, способствующих формированию их активной и инициативной позиции в учебном процессе: не просто осваивать учебный материал, а познавать истину, вступая в активный диалог с участниками образовательного процесса, самостоятельно выходить за пределы собственных знаний для поиска эффективных способов взаимодействия в новых ситуациях.
Литература:
1. Данилюк А.Я. Принципы модернизации педагогического образования// Педагогика, №5. – 2010. – с.37.
2. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, с учетом функций, определенных Положением о министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановления правительства Российской Федерации от 15 июня 2014 г. №280/ Официальные документы в образовании. – 2005. - №32 (208) ноябрь
3. Серикова В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога. //Педагогика, №5. – 2010. -с.29
4. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога//М. Фейгин. -М.: Музыка, 1975
5. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/А.В. Петровский, В.В. Абраменкова, М.Е. Зеленова и др.; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.