Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Серебрякова Елена Владиславовна,
педагог дополнительного образования,
МАОУ «ЦО ДО «Перспектива»,
г. Краснодар
Сегодня в наш мир нового формата в стремительном темпе ворвались цифровые технологии. Не успели педагоги оглянуться, а наши трёхлетние дети уже с успехом используют гаджеты для развлечения, а подростки работают в таких программах, о которых мы только слышали. Но из-за проведения большого количества времени в виртуальной реальности у детей и нехватки времени у взрослых, не хватает очень важного составляющего для дальнейшей жизни – общения. И с каждым годом его становится всё меньше и меньше, а вместе с этим постепенно теряются и навыки реального общения. Поэтому, порой, мы можем встретить на работе, в магазинах и на улицах взрослых, не умеющих вести конструктивный диалог, и детей, теряющих связующую нить понимания с родителями. Педагоги и психологи стремятся вернуть детям те навыки общения, которые они не смогли получить в семье. Некоторым это удаётся, потому что родители тоже стремятся к утерянному в подростковом возрасте «воссоединению семьи», а с другими возникают проблемы, т.к. взрослые члены семьи не хотят меняться, считая свою методику общения с детьми единственно верной или не знают, как наладить контакт.
В детских садах и общеобразовательных школах работе с родителями уделяется достаточно большое количество времени, а вот в дополнительном образовании педагоги в основном работают с детьми, а родители остаются «на потом». В основном многие школьники сами посещают кружки, некоторые родители не интересуются что происходит во вне учебной деятельности их детей – главное, «пристроен», не будет бегать по двору с плохими ребятами. «Достучаться» педагогу до таких родителей очень трудно. Но есть некоторые формы работы, используя которые, родители будут сами заинтересованы в собственном повышении квалификации на тему «Как общаться с ребёнком».
Самой простой формой, на мой взгляд, является проведение родительских собраний. Только не тех, скучных и доставляющих дискомфорт, а в новом формате.
1. Дискуссия «вопрос-ответ». Родители заранее готовят свои вопросы и задают их ведущему собрания. Можно использовать в середине собрания, чтобы узнать, что на самом деле волнует родителей и скорректировать или улучшить свою работу.
2. Работа в малых группах. Аудитория делится на 5-10 человек и каждой группе даётся вопрос по решению какой-либо проблемы. Затем решение озвучивается. Так и родители могут принять участие в решении важных вопросов, и педагог сможет выявить неверные линии в понимании родителями педагогических тактик и приёмов и помочь им в осмыслении этого.
3. Театрализованные представления и спектакли с вовлечением родителей. Это и пошив костюмов, и роли ведущих или персонажей. Способствуют сплочению родителей и детей, помогают найти общий язык.
4. Сторителлинг. Каждый родитель заранее готовит свою историю наиболее успешного общения со своим ребёнком, облачая её в форму интересного рассказа или сказки. Конечно, в первый раз многие побоятся выступить, некоторые и вовсе подумают о «проблемах с головой» у педагога, но если каждый раз проводить собрания в каком-либо интересном формате, дополняя их необычными техниками, формами, приёмами, то постепенно родители будут сами спрашивать, когда следующее собрание.
5. Тьюториал. Это групповая интересная форма практических занятий, которая дополняет дистанционную работу. На тьюториалах можно применять такие методы обучения, как деловая игра или мозговой штурм, дискуссия или тренинг. Родителям, например, даётся домашнее задание на определённую тему. Они изучают всё самостоятельно, а на тьюториалах, совместно с другими родителями, ведут активную беседу на эту тему и восполняют пробелы в знаниях. Темы можно предложить следующего характера: «Как наладить общение с ребёнком?», «Мой лучший приём общения» и др.
В работе с родителями можно использовать форму «Вебинар-открытый урок». Выбирается удобное время для родителей и «онлайн» или «в записи» все дистанционно смотрят занятие, которое проводит педагог с детьми этой группы. Затем уже без детей идёт обсуждение занятия, рассказываются или поясняются приёмы работы. На примере таких обсуждений родитель учится понимать своего ребёнка. Ведь не секрет, что большинство детей ведёт себя по-разному дома и вне его.
Мастер-классы в стиле Workshop так же являются интересной для родителей формой работы. Когда человек может не только услышать, но и «пощупать», попробовать себя в деле. Особенно интересно, когда эти мастер-классы ведут сами дети (конечно, под присмотром педагога). После них родители глубже понимают, чем же на самом деле занимается в кружке их ребёнок, видят проявления его таланта, и в их душах загорается та искорка, когда находится общее дело и хочется «общаться и общаться». Здесь повышается и самооценка у ребёнка, и у родителя появляется гордость. А это уже немалый шаг на пути к конструктивному общению «ребёнок-родитель».
Тренинги по обучению «Арт терапии» не оставят равнодушными ни одного родителя. Ведь с помощью музыки, рисунка, танца и игры можно решить почти все вопросы воспитания и общения с детьми. А песочная терапия и сказкотерапия дают возможность увидеть пути решения многих проблем и высказать то, на что не хватает слов.
Квесты и праздники для детей совместно с родителями. Когда каждая семья готовится дома к какому-то номеру или делает поделку к празднику «Нового года» или «Масленицы», это объединяет даже самую необщительную семью. Стремление родителей показать себя «не хуже Петровых» заставляет проявлять творческую активность, раскрывает потенциал как у ребёнка, так и у родителей. А уж квесты не только сплачивают коллектив, но и развивают стратегическое мышление, которое необходимо нам в современном мире.
Все эти формы работы с семьей позволяют эффективно взаимодействовать педагогу и родителям. Родители приобретают опыт общения со своим ребёнком и с педагогом одновременно, а педагог лучше узнаёт ребёнка «изнутри» и может строить свою работу с ним с учётом полученных знаний.
Ноябрь 2020