Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Матасова Дарья Сергеевна,
педагог-психолог,
МАОУ «Адаптивная школа-интернат
«Ступени» г. Перми»
г. Пермь
Актуальность взаимодействия семьи и школы в современном мире достаточно велика. Приоритетными направлениями работы учреждений образования являются в том числе и реализация государственной программы по поддержке семей, воспитывающих детей с ОВЗ, повышение уровня педагогической культуры родителей и их взаимодействие со специалистами образовательного учреждения.
При воспитании и развитии ребенка с ОВЗ родители сталкиваются с рядом трудностей, которые не всегда в силах решить самостоятельно. Поэтому при обучении ребенка в школе необходимо психологическое консультирование родителей обучающихся с ОВЗ, в частности с умственной отсталостью. Поиск новых форм и подходов в работе с родителями всегда остается актуальным и наиболее трудным в решении задач по сотрудничеству семьи и школы. Однако неизменной остается основная цель всех форм и видов взаимодействия: создание доверительных отношений между участниками образовательного процесса и совместное решение проблем в воспитании и обучении детей с умственной отсталостью.
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм работы педагога-психолога в работе с родителями. Существует несколько методов консультирования родителей по вопросам его психологического состояния.
Достаточно эффективным в практической деятельности педагога-психолога является метод информирования. Главной задачей информирования является психологическое просвещение, т.е. устранение дефицита психологических знаний, необходимых для эффективного взаимодействия с ребенком. Родители не всегда понимают психолого-педагогические особенности ребенка с умственной отсталостью и, как следствие, не могут взаимодействовать с ним. Приобретая новые знания, семья может научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, которая позволит чувствовать себя комфортно всех членов семьи, включая ребенка. Для того, чтобы психологическое информирование не стало формальностью важно дополнять консультацию теми фактами, которые специалист выявил при работе с конкретным ребенком. В таком случае родитель понимает, что речь идет именно о его ребенке и быстрее включается в процесс.
Не менее эффективным является и анализ ситуаций, проведенных на консультации с родителем. Зачастую, когда родители не в силах найти выхода из сложившейся ситуации, они не только испытывают негативные эмоции, но и находятся в состоянии сильного стресса. В ходе консультирования педагог-психолог совместно с родителем проводит анализ реальных или предполагаемых ситуаций, и находят логичный выход из них, чтобы в будущем в подобной ситуации родитель чувствовал себя увереннее.
Воспитание ребенка с умственной отсталостью – это сложная задача, которая связана с рядом трудностей. Родители таких детей зачастую подвержены гораздо большему стрессу, чем родители обычных детей. Иногда это приводит к накоплению негативных эмоций, депрессии и другим последствиям, которые связаны с их эмоциональным состоянием. Поэтому немаловажным является еще один метод психологического консультирования – это отреагирование неконструктивных эмоций. Отреагирование может выражаться в виде плача, смеха, активного действия (походить, постучать, потопать ногами, нарисовать, написать) или просто выговориться. Применение данного способа актуально не только при острых эмоциональных состояниях, но и при несильном продолжительном проживании негативных эмоций.
Все вышеперечисленные формы взаимодействия с родителем на консультации являются эффективными в практической деятельности педагога-психолога. Но нельзя забывать, что главным принципом успешного консультирования являются доверительные отношения между педагогом-психологом и семьей, взаимоуважение, заинтересованность и компетентность.
Замечено, что чем больше родитель взаимодействует с учителем и специалистами образовательного учреждения, тем эффективнее становится работа, проведенная с обучающимся, и заметнее становится результат работы всех участников образовательного процесса.
Ноябрь 2020