Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ СРЕДСТВАМИ ИКТ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сидорова Олеся Ивановна,
учитель математики,
МБОУ СОШ №99
г. Казань
Сегодня современное общество ждет от школы смышлёных, активных, творческих выпускников с хорошей эрудицией и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.
На сегодняшний день многие учителя при традиционном способе преподавании практикуют то же самое, что написано в учебниках, не вовлекая в интерес предмета. Такой способ искусственно задерживает развитие познавательной активности обучающегося, причиняет ему большую потерю в интеллектуальном и нравственном отношении. Далее следует утрата познавательного интереса обучающихся на уроках математики, и, как следствие, неуспеваемость по данному предмету.
Исходя из этого, возникают вопросы: Как победить скуку на уроке? Как сделать урок интересным для обучающегося? Как развить стимул и интерес к творческой стороне предмета?
Таким образом, можно определить проблему исследования: заключается в недостаточной разработанности уроков геометрии средствами ИКТ и проектной деятельности, способствующих развитию познавательной активности подростков.
Объект исследования – процесс развития познавательной активности обучающихся 7-8-х классов при изучении геометрии.
Предмет исследования – развитие познавательной активности обучающихся 7-8-х классов при изучении геометрии средствами ИКТ и проектной деятельности.
Цель – теоретически обосновать и разработать содержание и средства, обеспечивающие эффективное развитие познавательной активности учащихся 7-8-х классов при осуществлении проектной деятельности.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1.Проанализировать возможности развития познавательной активности подростков при изучении геометрии средствами ИКТ и проектной деятельности.
2.Разработать систему уроков по развитию познавательной активности учащихся при изучении геометрии средствами ИКТ и проектной деятельности.
3.Провести экспериментальную работу на уроках геометрии по развитию познавательной активности обучающихся 7-8-х классов средствами ИКТ и проектной деятельности.
4.Проанализировать результативность проведенного исследования.
Исследования педагогов показывают, что в процессе приобретения учащимися знаний, умений, навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Так, Б.П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками. П.М. Лебедев указывает, что «познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении».
В наш век информационных технологий компьютеризация занимает всё больше и больше сфер деятельности человека. И система образования тоже не является исключением. Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий. Активизация познавательной деятельности обучаемого без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив обучения, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Многие авторы в своих работах отмечают тот факт, что без развития познавательной активности обучающихся на занятиях, сам процесс обучения является малоэффективен.
И одним из инструментов, которым можно вызвать активность обучающихся является использование преподавателем средств ИКТ.
Компьютер и всё что с ним связано уже интегрировалось в нашу повседневную деятельность. Использование данного инструмента в процессе обучения является сильным фактором для развития познавательной активности обучающихся.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг.
В настоящее время известно не менее десятка ИГС, разработанных в разных странах. Все они отличаются только деталями. В России наиболее известными являются «Живая математика», «Математический конструктор»,
«GEONExT», «GeoGebra». Две последние являются свободно распространяемыми программными продуктами.
GeoGebra позволяет визуализировать математику, проводить эксперименты и исследования при решении математических задач не только геометрического характера. GeoGebraпозволяет создавать на экране компьютера чертежи, которые можно использовать на разных стадиях изучения учебного материала, от живых плакатов до исследовательских чертежей.
Причем, уроки с использованием программы GeoGebra отлично подойдут для реализации проектной деятельности на уроках геометрии.
В качестве примера, вашему вниманию представляю конспект урока по геометрии на тему: «Четыре замечательные точки треугольника. Демонстрация следствий из теорем о биссектрисе угла, серединном перпендикуляре к отрезку, высотах треугольника и медианах треугольника в динамической среде GeoGebra».
Цели урока
1. Образовательные:
• формировать конструктивные умения учащихся;
• формировать умения строить серединные перпендикуляры, биссектрисы углов,
медианы, высоты треугольника;
• формировать представления о замечательных точках треугольника.
2. Развивающие:
• развитие познавательного интереса учащихся;
• развитие интеллектуальной, эмоциональной сфер личности.
3. Воспитательные:
• воспитание организованности;
• содействовать формированию системы знаний, представлений, понятий,
обеспечивающих эстетическое отношение к действительности, понимание и оценку прекрасного в природе.
Техническое оснащение
• компьютеры;
• проектор;
• динамическая среда GeoGebra
IV. Закрепление знаний. Индивидуальные задания по карточкам
Учащиеся делятся на 3 группы. Каждая группа работает над индивидуальным проектом в динамической среде GeoGebra.
Задание для первой группы:
• Построить треугольник (залей его в синий цвет и сделай линии потолще).
• Построить для каждой стороны серединный перпендикуляр (пунктирными линиями).
• Что можно сказать о взаимном расположении серединных перпендикуляров?
• Где лежит точка пересечения перпендикуляров в твоѐм треугольнике?
• Соедини точку пересечения перпендикуляров с вершинами треугольника (выдели их красным цветом). Обрати внимание на их длины в математической панели. Что ты замечаешь?
• Динамически измени рисунок. Что ты замечаешь?
• Сформулируй гипотезу.

Задание для второй группы:
• Построить треугольник (залей его в синий цвет и сделай линии потолще).
• Построить все высоты треугольника (пунктирными линиями).
• Что можно сказать о взаимном расположении высот треугольника?
• Где лежит точка пересечения высот в твоѐм треугольнике?
• Что ты замечаешь?
• Сформулируй гипотезу.

Задание для третьей группы:
• Построить треугольник (залей его в синий цвет и сделай линии потолще).
• Построить все медианы треугольника (стиль линии задать «пунктир»).
• Что можно сказать о взаимном расположении медиан треугольника?
• Измерь части медиан и проанализируйте соотношение их длин. Что ты замечаешь?
• Сформулируй гипотезу.

Завершение урока. Выводы
Каждая группа выступает со своим мини-проектом.
«Серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в центре описанной окружности»
«Биссектрисы углов треугольника пересекаются в центре вписанной окружности».
«Высоты треугольника пересекаются в ортоцентре».
«Медианы треугольника пересекаются в центре тяжести и точкой пересечения делятся в отношении 2:1, считая от вершины».
Все молодцы, всем отлично! Все справились с не очень легкой задачей. Понравился вам урок? Интересно было? Изучать динамическую математику гораздо интереснее и полезнее, не правда ли? А теперь задание на дом.
VI. Домашнее задание
• Постройте в одном треугольнике центр тяжести, ортоцентр, центр описанной окружности.
• Обозначьте центр тяжести буквой M, ортоцентр – буквой H, а центр описанной окружности – буквой O.
• Проанализируйте с помощью GeoGebra взаимное расположение указанных точек и соотношение длин отрезков получившихся отрезков.
• Что можно заметить?
• Сформулируйте гипотезу.
Ответы оформить в текстовом редакторе, предварительно скопировав апплет в текстовой редактор, и выслать не e-mail учителя
Вывод:
Центр тяжести M, ортоцентр H и центр описанной окружности O лежат на одной прямой, причем точка M также делит отрезок OH в отношении 1:2
Для проверки эффективности средств ИКТ и проектной деятельности как познавательной активности учащихся, была проведена опытно-экспериментальная работа.
Для проведения экспериментальной работы использовалось анкетирование для выявления мотива изучения предмета; наблюдение для выявления уровня интересов обучающихся к данному предмету и педагогический эксперимент для выявления зависимости познавательного интереса от сложности, количества материала и уровня понимания учащихся.
Выборка состояла из 26 человек, и была только экспериментальная группа. В эксперименте принимали участие обучающиеся среднего звена в возрасте 13-14 лет, обучающимися 7-8-го класса.
В ходе констатирующего этапа (1-4 декабря 2017 года) педагогического исследования была проведена первичная диагностика уровня познавательного развития познавательного интереса обучающихся 7-ого «Б» класса в рамках предмета геометрия.
На формирующем этапе (5 декабря 2017 года – 20 апреля 2018 года) педагогического исследования проводилась разработанная нами система уроков с обучающимися, направленная на выявление познавательного интереса у обучающихся средствами ИКТ и проектной деятельности в рамках предмета геометрия в условиях школы №99. Проведен анализ полученных результатов.
На контрольном этапе (15 сентября 2018 года – 24 октября 2018 года) педагогического исследования была осуществлена повторная диагностика уровня формирования познавательного интереса 8-ого «Б» класса, проведен анализ полученных результатов.
Динамика результатов уровня формирования познавательного интереса обучающихся 7-8-х «Б» классов на начало и конец эксперимента

Класс

Количество испытуемых

Уровни развития познавательного интереса

высокий

средний

низкий

НЭ

КЭ

НЭ

КЭ

НЭ

КЭ

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

9

26

4

15%

6

23%

10

39%

12

50%

12

46%

7

27%



Сравнительные результаты формирования познавательного интереса обучающихся 7-8-х «Б» классов на начало и конец эксперимента
Результаты показывают, что на конец исследования 23% (6 чел.) их всех испытуемых имеют высокий уровень развития познавательной активности на уроках математики, что на 8% выше, чем на начало исследования. Средний уровень развития познавательного интереса повысился на 11% и составил 50% (13 чел.). Низкий уровень развития познавательного интереса понизился на 19% и составил 28% (7 чел).
Сравнивая результаты педагогического исследования обучающихся 8-го класса мы видим прирост по всем показателям. Произошла положительная динамика у большинства исследуемых по формированию познавательного интереса обучающихся среднего звена на уроках геометрии.
Таким образом, анализ результатов, полученных в ходе контрольного эксперимента, позволяют утверждать, что составленный комплекс задач с практическим содержанием способствует повышению познавательной активности обучающихся 7-8-го класса при изучении геометрии.
В результате исследования нами были решены следующие задачи:
1. Проанализированы возможности развития познавательной активности школьников при изучении геометрии.
2. Разработаны методические рекомендации по развитию познавательной активности учащихся при изучении геометрии.
3. Проведена экспериментальная работа на уроках геометрии по развитию познавательной активности школьников.
4. Проанализированы результаты проведенного педагогического исследования.
Так как все они решены, то цель исследования достигнута.
Были проведены: анкетирование для выявления уровня познавательной активности; экспериментальные уроки, по выявлению объективных факторов, влияющие на познавательную активность; средства ИКТ, проектная деятельность по формированию уровня познавательного интереса.
Результаты показали, что при использовании средств ИКТ и проектной деятельности динамика познавательной активности к данному предмету повышается.
Ноябрь 2020