педагог дополнительного образования,
руководитель коллектива
«Настольный теннис»,
МБУДО «ДД (Ю) Т»,
г. Лысьва, Пермский край
Одной из важных функций педагога дополнительного образования согласно профессиональному стандарту является «обеспечение взаимодействия с родителями воспитанников, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания».
Правильная организация эффективного взаимодействия педагога с родителями дает качественный результат в решении задач образовательной программы в области и образования и воспитания.
Современный педагог должен обладать устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями, стремиться к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей. С учетом специфики семейного воспитания педагог может помогать родителям в решении воспитательных задач.
Я, искренне убежден, что дополнительное образование должно плотно заниматься родительским образованием. Дополнительное образование должно не только заниматься развитием творческих способностей ребенка, но и организовывать семейный досуг, образовывать родителей в рамках воспитательного процесса ставя перед ними конкретные задачи и при этом помогая их решать. Заинтересовать родителей образовательным процессом через успехи ребенка. Поэтому для педагога дополнительного образования очень важно найти взаимопонимание, установить партнерские отношения с родителями. Эффективность взаимодействия с родителями воспитанников во многом зависит также от форм работы.
Успешное воспитание ребенка, возможно только объединив усилия семьи и педагога. Что же объединяет педагога и родителя в данном процессе? Это успешность ребенка, его здоровье и развитие. Совместная деятельность создает особый микроклимат в семье. А педагогу необходимо создать атмосферу доверия, стремиться к социальному партнерству через включение родителей в образовательную деятельность.
В творческом коллективе «Настольный теннис» в организации сотрудничества с семьей определены следующие задачи:
- установить партнерские отношения,
- объединить усилия для полноценного развития и воспитания детей,
- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки,
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Для решения поставленных задач педагогу необходимо быть хорошим организатором и профессионалом своего дела.
Воспитательная деятельность педагога дополнительного образования разнообразна: это родительские собрания, дни «Открытых дверей» творческие конкурсы, семейные игровые программы, семейные гостиные, индивидуальные консультации, беседы, анкетирования и другая просветительская работа.
Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним.
Важным направлением работы педагога является формирование здорового образа жизни. Это возможно организовать через формы проведения совместного досуга семьи. И это мероприятия наиболее популярны и востребованы. В моем коллективе их семь:
- Поход выходного дня с тематикой познания родного края,
- Осенний семейный кросс,
- Веселая горка/для малышей младшего школьного возраста,
- Игровая программа на коньках «Все на каток»,
- Игровая программа на лыжах «Лыжня завет»,
- Семейный турнир по настольному теннису + конкурсная программа,
- Летний водный поход «Всей семьей на речку».
Считаю, что совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, принять участие в разных видах подходов, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Формирование здорового образа жизни семьи направленно на укрепление здоровья детей и формирование интереса к занятию спортом. Совместные мероприятия ребенка и родителя формируют общие интересы, создают партнерские отношения с педагогом. На мероприятиях решаются частные задачи помощи родителям, возможность разобраться в индивидуальных особенностях своего ребенка, найти подход для дальнейшей мотивации, формировать ценностные жизненные ориентиры, преодолевать негативные поступки и неправильное поведение.
Основная цель педагога установить партнерские отношения с каждой семьей, создать атмосферу взаимной поддержки и найти общность интересов. Только совместная деятельность поможет добиться оптимальных эффективных результатов в деле воспитания наших детей
Календарный план мероприятий работы с родителями воспитанников в творческом коллективе «Настольный теннис»
Наименование мероприятия
Время и место мероприятия
Подготовительная работа проведения мероприятия
Поход выходного дня тема «Грибы в родном крае»
Второе воскресенье сентября. Лысьвенский район речки «Травянки».
Приказ по учреждению о походе. Собрание участников.
Беседа. Инструктаж Т/Б.
Памятка для родителя.
Инструктаж и подготовка «Визитка семьи»
Осенний семейный осенний кросс
Первое воскресенье октября. Детский парк
г. Лысьва.
Сообщения о мероприятии через социальные сети.
Приказ о проведении кросса Собрание участников.
Лекция «Физкультура и здоровье» Инструктаж Т/Б Формы протоколов
Веселая
горка
Второе воскресенье ноября. Район поселка Жарова.
Сообщения о мероприятии через социальные сети.
Приказ по проведении мероприятии Собрание участников мероприятия.
Инструктаж по Т/Б и как необходимо подготовить ребенка к мероприятию. Разработка плана-конспекта мероприятия
«Всей семьей на каток»
Первое воскресенье декабря. Городской парк имени Пушкина.
Приказ по учреждению о мероприятии. Собрание участников. Инструктаж по Т/Б и правила поведения во время активного отдыха в зимнее время.
Разработка конкурсной программы
«Лыжня зовет»
Четвертое воскресенье января. Городской трамплин.
Приказ о проведении мероприятия. Собрание участников.
Инструктаж по Т/Б.
План-конспект мероприятия
Семейный турнир по настольному теннису
Третье воскресенье февраля. Спортивный зал «ДД (Ю) Т.
Приказ по учреждению о мероприятии. Распространения пригласительных билетов.
Подготовка таблиц.
Разработка конкурса «Моя мама –золотые руки».
Семейный водный поход.
Второе воскресенье июля. Река Чусовая
Приказ по учреждению об мероприятии. Собрание участников похода.
Инструктаж по Т/Б и правила поведения на реке.
Памятка «Как собраться в поход».
Хочется отметить, что во взаимодействии с семьей важно избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семьях своих воспитанников. В этом нам помогут методы педагогического исследования. Зная исходные данные можно грамотно и более эффективно выстроить образовательный процесс.