Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАБОТА В ПАРАХ НА УРОКЕ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Гордеева Елена Ивановна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа-интернат №8 Пушкинского района
Санкт-Петербург
В настоящее время наблюдается тенденция к повышению качества образования. В коррекционных школах происходит выбор наиболее эффективных путей развития ребёнка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
В современных условиях образования одним из требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) является развитие личности ребенка, а основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие у учащегося, различных способов действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, развивать познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Данная задача требует, в том числе и от учителя, нового подхода к организации процесса обучения и воспитания и выдвигает ряд требований по использованию различных технологий, методов и форм работы.
Одной из форм работы с обучающимися в условиях школы-интерната для детей с ОВЗ является проведение уроков. В структуре любого урока часто используется «работа в парах», что подразумевает совместную деятельность детей в группе из двух человек.
Очень важно правильно подобрать группу из детей: по интересам, темпераменту, уровню тревожности и агрессивности, а также модальности восприятия. Ведь парная работа предполагает участие двух конкретных учащихся для выполнения одного общего дела, а в итоге должна привести к оптимально качественному результату выполнения задания.
Как правило, сначала дети стремятся выбрать себе партнёра по интересам самостоятельно и, помогая друг другу, быстро выполняют задания. Если пару формирует педагог, то одним из требований становится подобрать не только детей, общающихся вне группы, но и с разным интеллектуальным уровнем, т.к. взаимодействие без взрослого может дать неправильный или неточный результат, что скажется на эмоциональном поведении и в дальнейшем отторжении данного вида деятельности у некоторых детей. Эмоционально лабильные дети также требуют для взаимодействия полярных сотрудников. Ребёнок, который всё делает быстро, может не дать реализовать часть работы другому, будет отбирать, ссориться, жаловаться на партнёра, а двое медлительных детей, могут «застрять» на каком-то этапе выполнения задания и не предоставить результат в срок и даже отказаться от совместного выполнения работы.
Некоторые дети требуют дополнительного участия педагога для уточнения инструкции по выполнению задания или стимуляции работы. Как правило, это дети со сниженным уровнем интеллекта, узким кругозором, плохо читающие и медленно воспринимающие самостоятельно задание конкретного материала. Им обязательно нужно давать работать с «сильными» учащимися, чтобы они чувствовали поддержку и накапливали свой арсенал знаний и умений.
Не умеющих договариваться со сверстниками детей нужно постоянно варьировать (из группы в группу на последующих занятиях) и предлагать работать то с одним, то с другим учащимся. Тогда ребёнку можно будет на примере объяснить, что некоторые моменты во взаимоотношениях недопустимы и требуют пересмотра своего отношения в общении. Можно разрешать менять «соседа» по работе и с его разрешения включать в деятельность с другим учеником, но договариваться об этом нужно заранее, до начала занятия, чтобы не мешать процессу работы всех.
Есть дети, которые не хотят (или не могут) работать даже в таком маленьком коллективе, как два человека. Это обстоятельство нужно учитывать и предлагать работать «в одиночку», но оказывать помощь или давать дополнительный материал, если понадобиться. В любом случае, нужно попытаться в дальнейшей работе учесть этот факт и в других мероприятиях понаблюдать за ребёнком, чтобы выяснить его предпочтения и вкусы, определить круг его интересов и самому педагогу подобрать пару, не обязательно постоянную, подсаживая то с одной группой, то с другой, уча взаимодействию детей друг с другом.
Некоторые дети без разрешения педагога или своих «коллег» пытаются «помочь» или навязать своё мнение «всем и сразу». Таким детям необходимо подбирать дополнительный материал по теме или давать белее сложное задание, объяснив (лучше заранее), что никто не может мешать или помогать другому без его на то согласия; давать первым высказываться по итогам выполнения работы, задавать дополнительные вопросы, чтобы учащийся смог выработать правильную оценку себя и своих знаний.
При работе в парах, как и при любой работе с детьми с ОВЗ разного возраста нужно соблюдать такие требования как:
v осуществлять совместную работу не больше 10-15 минут, так как большее время ведёт к переутомлению детей, а в итоге, к нежелательному поведению, отсутствию желания общаться в дальнейшем с данным ребёнком (или группой детей) и отсутствию желания заниматься в парах;
v нельзя требовать абсолютной тишины, т.к. «рабочий шум» иногда даже помогает услышать нужную информацию, помочь ребёнку сделать правильный выбор, хорошо выполнить работу, быть успешным и чувствовать сопричастность и идентичность к другими;
v нет смысла наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе, лучше показать плюсы такого взаимодействия: «Ты быстро, правильно, качественно выполнил задание. Ты – молодец! Помоги своему товарищу!» Ребёнок сам будет стремиться к данному виду деятельности, а в дальнейшем может активно включаться и в другие формы работы, помогать сверстникам, учителю.
Дети с удовольствием работают в группах, т.к., несмотря на новизну, и возможно, сложность заданий, они находят поддержку у сверстников, получают эмоциональный заряд, если работа выполняется успешно, могут посоревноваться, могут показать свои знания и навыки, которыми другие дети пока не обладают.
Парная работа постепенно переходит в один из видов действенной помощи друг другу: здесь все учатся и все обучают. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно, а мотивация к активизации познавательной деятельности будет достигнута.
Но необходимо вести работу, соблюдая определённые правила:
·           говорим шепотом
·           работаем вместе
·           когда закончили выполнение задания, поднимаем руку
·           договоримся, кто выступает, в выступлении говорим «Мы..», т.к. работу выполняли вместе
·           благодарим друг друга за совместную работу.
При систематической организации парной работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий, у учащихся с ОВЗ разного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми.
В итоге работа в парах приведёт к тому, что дети будут более чуткими к нуждам других, станут стремиться к взаимопомощи, поддержке. Не станут нарушать правил на уроках и занятиях (например, по коррекционной или внеурочной деятельности), разовьют свои организаторские способности, что поможет в дальнейшем реализоваться их личности.
Ноябрь 2020