Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Скороходова Наталья Александровна,
воспитатель,
МБДОУ ВМР «Надеевский детский сад общеразвивающего вида»
п. Надеево
В настоящее время российское дошкольное образование переживает не простой период. Поводом для перемен является изменения в законе "Об образовании в Российской Федерации" и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дошкольного образования (далее ДО)
В Законе предусмотрено, что в решении сложных многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС ДО, основная роль принадлежит семье. В статье 44 закона «Об образовании в Российской Федерации» определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим нужно по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) с родителями, с целью создания единого образовательного пространства "семья - детский сад" для их равноправного и заинтересованного партнерства.
Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения:
Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать
4 основных направления работы с родителями, которые я использовала в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.
Познавательное направление.
Цель которого направлена на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
Информационно-аналитическое направление.
Цель этого направления указывает на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Наглядно-информационное направление.
Целенаправленно даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.
Досуговое направление.
Призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Основными задачами в работе так же являются:
-установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
-объединять усилия для развития и воспитания детей;
-создавать и поддерживать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимной поддержки;
-активизировать и обогатить воспитательные умения родителей;
-поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, что считаю немаловажным в работе с родителями.
Основными принципами взаимодействия с родителями отмечу: Во-первых, доброжелательный стиль общения. Такой стиль общения: педагога с родителя, позволяет подойти с позитивным настроем на общение и является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями, совершенно неуместны категоричность и требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Тем самым, от педагога зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом, т.к. общается с родителями ежедневно. Личный опыт показал, что доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. Взаимопонимание семьи и детского сада — этого единого пространства, объективной реальности — состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности
Во-вторых, это индивидуальный подход. Индивидуальный подход к каждой семье. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.
Третьим принципом является, сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях и искреннее желание помочь
Четвёртым принципом и так же не маловажным является тщательная подготовка к каждому мероприятию. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно проработать. Главное в этой подготовительной работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
И пятым принципом можно выделить – динамичность. Детский сад сегодня находиться в режиме развития, должен представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Преимущества системы взаимодействия ДОУ с семьей:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по развитию и воспитанию детей;
- учет индивидуальности каждого обучающегося;
- самостоятельный выбор родителями направления в развитии и воспитании ребенка
- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение общих интересов и занятий;
- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье;
- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений
- открытость детского сада для семьи;
- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и ДОУ;
Необходимые функции работы ДОУ с семьей:
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
- помощь отдельным семьям в воспитании;
- взаимодействие родителей с общественными организациями города;
- распределение обязанностей и ответственности в работе (родители - воспитатель - методист - медперсонал - заведующая - специалисты).
Важные моменты:
а) все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;
б) содержание материалов необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро
пропадет;
в) оформление материалов должно быть выполнено так, чтобы привлекать внимание родителей, содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
На моей практике, в работе с родителями – это был и есть процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Стараясь подобрать необходимые слова, старалась избегать проблемных ситуаций во взаимоотношениях педагогов и родителей. Так же имеют место быть конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей, связанных с карьерой родителей (многим, «необходимо выходить на работу», «некогда сидеть на больничном» и прочее).
Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя достаточно грамотными в таких вопросах и имеют свое видение проблемы и конечно же способы ее решения, редко принимая во внимание опыт и образование воспитателя.
Выводом этой статьи хочу подчеркнуть.
Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чем занимался, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществляться по-разному. Важно избежать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, необходимо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Спасибо за внимание.
Всем удачной педагогической работы!
Ноябрь 2020