Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РЕКОМЕНДАЦИИ МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ И РОДИТЕЛЯМ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ НА ФОРТЕПИАНО»

Скутельник Елена Валерьевна,
преподаватель фортепиано,
Школа Исскуств для детей и молодёжи,
Молдова, г. Криково
Самостоятельная работа является решающим фактором в освоении любой профессии. Профессия музыканта в этом смысле не только не является исключением, но и требует от ученика особого усердия и дополнительных усилий. Главные критерии оценки индивидуальной самостоятельной работы за инструментом – это систематичность и продуктивность. Придерживаясь их, ученик экономит главное – время. И напротив, нарушение этих принципов ведет к его пустой трате.
1.         Как дома усадить ребенка заниматься на фортепиано?
У каждого ребенка 6-10 лет есть свои увлечения, к примеру, рисование, лепка, конструирование и т. д. Эти увлечения ему нравятся, от них он получает удовольствие и может часами сидеть и заниматься любимым делом. Только пока оно не напрягает. Пока не заставляет регулярно концентрировать внимание и дополнительные силы и учиться тому, чего ребенок еще делать не умеет. Ребенку может нравиться лепить из пластилина то, что получается. Но как только ему придется учиться делать это красиво и правильно,- это тоже начнет напрягать. Та же история и в музыке. И о таких занятиях он сам не вспомнит и не сядет за них.
Что же сделать, чтобы ребенок сел за фортепиано?
Необходимо попросту ребенку напомнить и проследить, чтобы он сел за фортепиано. Это задача родителей. Если задания четко прописаны преподавателем, то прочитать их. Затем напомнить ребенку, чему ему надо позаниматься: что повторить и что выучить. И издалека понаблюдать, делает ли он что-то или нет. Вникать в процесс необязательно, преподаватель сам поправит, если что-то не так. Основная цель уже достигнута: ребенок занимается дома сам, без преподавателя и без непосредственной помощи родителей. Такой подход приучает с детства к самостоятельным занятиям и входит в привычку уже с раннего возраста. Одна только поправка: если родителей и преподавателя устраивает результат, то все хорошо. Если нет, не исключено, что ребенок будет играть только то, что ему нравится. И нужно будет дополнительно следить, чтобы им выполнялись все задания.
2.         Как правильно ребенку выбрать время для занятий музыкой.
Музыка требует невероятной концентрации внимания. Хорошей координации движений тела, хорошо налаженной связи телодвижения с командами головного мозга. Мозг дает сигналы нервные импульсы, которые совершают путь к внешним рецепторам кончиков пальцев в виде команды «как играть». Мозг отвечает за правильно выбранные и исполненные приемы игры и качество звука. Очень важно, чтобы команды дошли правильно до рук и внешних рецепторов подушечек пальцев. Поэтому посадка за инструментом должна быть свободной и удобной, чтобы каналы, отвечающие за нервные импульсы, нигде не блокировались. Для того, чтобы выбрать правильное время для занятия музыкой, необходимо подумать, когда ребенок лучше концентрирует внимание и у него лучше работает голова. Потому как «без головы» за инструментом делать нечего. Играть на фортепиано – это высокоинтеллектуальный труд. У ребенка должна быть свежая голова во время занятий – это самый важный момент. Например, после школы и после прогулки – небольшого отдыха. И очень важно не лишать ребенка любимых увлечений из-за музыки. Такие лишения могут негативно сказаться на концентрации внимания и вызвать рассеянность и нежелание заниматься музыкой. Если ребенок устал и раздражен, то бесполезно его заставлять заниматься. От таких занятий пользы почти никакой. Лучше дать ему отдохнуть и возобновить занятия после отдыха.
3.         С чего лучше начинать выполнять домашнюю работу.
Опыт показывает, что лучше всего сесть за инструмент как можно быстрее после общения с преподавателем, по свежим следам. В выходные дни целесообразно позаниматься перед завтраком – что-то вроде утренней гимнастики. Необходимо определить цель занятия. По объему материала это должен быть разумный минимум. Не нужно гонять всю пьесу от начала до конца, особенно на начальном этапе ее изучения. Это пустая трата времени, поскольку еще не осознана форма и содержание произведения. Музыкальное произведение нужно собирать как конструкцию, по частям, предварительно оттачивая каждую деталь, осознавая ее роль и способ соединения с другими.
При таком подходе совсем не обязательно начинать учить пьесу с первого такта: зачастую приходится отрабатывать отдельные эпизоды из середины или заключительной части.
Продуктивность домашних занятий зависит от усидчивости ребенка. Степени его заинтересованности в результате, а так же в степени заинтересованности родителей занятиями ребенка.
Родителям необходимо обеспечит ребенку комфортные условия для занятий музыкой дома.
1.         Стул должен регулироваться по высоте таким образом, чтобы локти ребенка были на одном уровне с клавиатурой фортепиано.
2.         Если ноги ребенка не достают до пола необходимо позаботиться о подставке под ноги, чтобы стопа имела хорошую, устойчивую опору.
3.         Крайне важно следить за осанкой ребенка во время занятий и освещенностью его рабочего места.
4.         Длительность домашних занятий регламентируется по-разному для разных возрастов ребенка и в зависимости от степени его усидчивости. В младших классах (1-2 класс) время домашних занятий, как правило, не превышает 25-60 минут в день. Если ребенок быстро утомляется и его внимание становится рассеянным, то целесообразно проводить дробные занятия (например, два подхода, по 15-30 минут).
5.         Для достижения оптимальных результатов каждую пьесу (или фрагмент) необходимо повторять не менее 5-10 раз, соблюдая рекомендации и замечания, данные на уроке и отраженные в домашнем задании. Надо помнить, что у пальцев есть собственная «мышечная» память, но для ее выработки нужны многократные повторения.
Только при этом условии вырабатывается необходимая беглость пальцев, моторность и ловкость, необходимые для воплощения технической составляющей произведения.
В домашних занятиях главное – регулярность и вера в достижение результата. Продолжать занятия и количество обязательно перерастет в качество. Поддерживать ребенка, хвалить его, побуждать больше играть не только для себя, но и в гостях, на концертах. Вместе с ребенком больше посещать культурные мероприятия, ходить на концерты, в театр, оперу, просто слушать классическую музыку. Это расширит кругозор ребенка, принесет массу положительных эмоций, приобщит к шедеврам мировой музыки, научит ценить и любить достижения мировой художественной культуры.
Ноябрь 2020