воспитатель,
Широких Мария Михайловна,
воспитатель,
МБДОУ № 14,
г. Белгород
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и детского сада являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.
Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями воспитанника. Семья – естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны детского сада. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности дошкольника.
Формы взаимодействия с родителями
Посещение семьи.
Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.
Цель первого посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания, обследование условий проживания ребенка.
Повторные посещения планируются по мере необходимости.
В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т.д.
Посещение приносит пользу и родителям, и педагогу: родители получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя обстановке, задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.
Организуя домашний визит, необходимо, соблюдать следующие условия:
1. быть тактичным при посещении семьи;
2. не начинать разговор в семье о недостатках ребенка;
3. не задавать много вопросов родителям о воспитании детей;
Документы – лист посещения.
2.Групповые собрания родителей.
Это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).
Рекомендуется проводить 3-4 собрания в год
При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил:
1. собрание должно быть целенаправленным;
2. отвечать запросам и интересам родителей;
3. иметь четко обозначенный практический характер;
4. проводиться в форме диалога;
5. на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании.
Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей.
Традиционно она включает в себя:
В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.);
видеозарисовки, презентации, показывающие будни, жизнь детей в детском саду;
выставки, конкурсы;
памятки, буклеты по теме собрания.
Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети. При подготовке к собранию можно провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.
Документы – пригласительные, анкеты, протокол родительского собрания, лист регистрации, памятки, буклеты.
3.Дни открытых дверей.
«Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.
Подготовку к дню открытых дверей можно начать с изготовления объявлений и рекламных буклетов, которые будут содержать сведения о месте и времени проведения предстоящего события.
Программа дня открытых дверей может включать:
встреча и регистрация участников;
вступительное слово представителя администрации ДОУ;
демонстрация мультимедийной презентации о дошкольном учреждении и педагогическом коллективе;
экскурсию по помещениям детского сада. Для организации экскурсии необходимо составить маршрут проведения экскурсии и определить ответственных сотрудников (можно показать кухню, медицинский кабинет, спортивный и музыкальный залы, группу; такую экскурсию проводят как представитель администрации ДОУ, так и воспитатель);
проведение активной пятиминутки «Здоровье — это здорово!» в спортивном зале;
организация круглого стола в кабинете психолога;
творческий сюрприз от детей для родителей - мини-концерт воспитанников ДОУ в музыкальном зале.
посещения педагогических мероприятий. День открытых дверей в ДОУ представляет собой обычный рабочий процесс, за исключением того, что каждый родитель может стать наблюдателем или даже непосредственным участником педагогической деятельности;
заполнение «Анкеты родителей»;
заключительное слово администрации ДОУ.
С целью безопасности и исключения проникновения на территорию дошкольного учреждения посторонних лиц важно предварительно составить список участников. В частности, можно подготовить именные пригласительные талоны.
Документы – пригласительные, лист регистрации, программа «Дня открытых дверей», анкета родителей.
4.Педагогические беседы с родителями.
Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.
Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя, и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника
Кроме того, беседы должны отвечать определенным требованиям:
1. быть конкретными и содержательными;
2. давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;
3. пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
4. повышать чувство ответственности за воспитание детей.
Как правило, беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы.
5. Круглый стол.
«Круглый стол» - современная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке. Мероприятие проходит в достаточно неформальной обстановке, высказаться можно тогда, когда хочется, а не когда подойдет очередь. Роль ведущего в проведении «круглого стола» заключается в том, чтобы, находясь в нейтральной позиции по отношению к участникам, продвигать развитие дискуссии, давать возможность каждому изложить свою позицию.
Следует обратить внимание на следующее:
время проведения «круглого стола» не должно превышать двух часов;
количество участников не должно быть очень большим;
следует предусмотреть, чтобы в распоряжении участников дискуссии были необходимые канцелярские принадлежности, общение было удобным, выступающие имели возможность наглядно продемонстрировать различный материал;
время выступления и порядок необходимо обговорить с участниками заранее;
ведущему необходимо быть очень внимательным, чтобы дать высказаться всем участникам и соблюсти регламент;
вопросы, предлагаемые для обсуждения, должны быть заранее подготовлены и известны участникам.
Этапы проведения, их задачи и время реализации:
1) знакомство участников. Задача: определения правил и регламента круглого стола. Время 5 минут
2) работа в малых группах с рабочими карточками. Задача: сформировать единое мнение в группе по предложенным вопросам. Время 15-20 минут
3) обмен мнениями в форме двурядного круглого стола. Задача: возможность участникам представить свое мнение и опыт по теме и взять на заметку мнения других участников. Время 30-40 минут.
4) Практическое задание. Составление общей схемы по теме круглого стола. Задача: определение практических путей работы над темой. Время 5 -10 минут
5) Подведение итогов. Задача: рефлексия участников. (Ведущий. Какие выводы вы сделали для себя?) Время 5 минут.
6.Праздники, досуги.
Праздники, проводимые в детском саду, вызывают положительные эмоции у всех их участников: детей, родителей и воспитателей.
Для того, чтобы такой праздник прошел согласно замыслу сценариста, к нему необходимо тщательно подготовиться.
Инструкция:
1. Найдите сценарий праздника. Сценарий должен соответствовать не только тематике праздника, но и возрасту участвующих в нем детей.
2. Заранее подготовьте все декорации. Привлеките детей к изготовлению тех из них, которые они в силах изготовить.
3. Если праздник предполагает активное участие в нем детей, заблаговременно проведите нужное количество репетиций. Особенно это важно в том случае, если детям предстоит играть на музыкальных инструментах. Не должны подкачать на празднике и взрослые, которым необходимо также тщательно выучить свою часть сценария.
4. За день до праздника заранее разместите в помещении, где он будет проводиться, все необходимое. Если при этом будет работать какое-либо оборудование, заранее настройте его и убедитесь, что оно функционирует так, как должно. Особое внимание уделите безопасности. Полностью исключите возможность прикосновения детей к оголенным проводам, спотыкания их о кабели, прикосновения к острым или разогретым предметам (например, светильникам), и т.п.
5 Все оборудование включите до входа детей в зал. Пусть к тому моменту, когда они туда войдут, в нем будут уже гореть прожектора и звучать музыка. Также в зале в обязательном порядке должны присутствовать медицинские работники, на случай, если та или иная травма кем-либо все же будет получена.
7.Педагогическая гостиная.
Педагогическая гостиная — специально организованная форма взаимодействия воспитателей ДОУ, узких специалистов ДОУ (логопед, психолог, мед.сестра), родителей и воспитанников.
Посещение педагогических гостиных позволяет родителям по–новому взаимодействовать с детьми, учитывая консультации оказываемые педагогами.
Основная цель проведения педагогических гостиных состоит в том, чтобы развивать индивидуальность ребенка с помощью родителей, при их активном участии.
Подготовка к организации педагогической гостиной начинается с определения темы, например:
• «Знаете ли вы своего ребенка?»
• «Наш друг-книга»
• «Играют дети — играем вместе»
• «Наша дружная семья»
• «Охрана жизни и здоровья ребенка»
Этапы:
1. Приветствие, коммуникативная игра.
2. Постановка проблемы
3. Теоретическая часть.
Выступают узкие специалисты, родители могут получить и индивидуальную консультацию по интересующим их вопросам. Затем выступают воспитатели.
4. Практическая часть. Поиск путей решения проблемы
5. Рефлексия. Для приглашения родителей можно изготовить пригласительные билеты, в которых анонсируется данное мероприятие.
8.Устный педагогический журнал.
Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут.
Непродолжительность во времени имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин.
Поэтому важно, чтобы достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес для родителей.
Для выступления можно приглашать узких специалистов, библиотекарей, учителей и пр. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.
Примерные темы устных журналов, предлагаемые педагогами:
«У порога школы»,
«Роль книги в семейном воспитании»,
«Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие.
9.Родительские конференции.
Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания.
Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления.
На конференции может выступить специалист. Его выступление дается "для затравки", чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.
Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Приобщение детей к национальной культуре", "Роль семьи в воспитании ребенка").
К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п.
Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.