Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ (НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ И ТВОРЧЕСТВУ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

Потуданская Наталья Ивановна,
учитель начальных классов,
МОАУ «СОШ №10»,
г. Оренбурга
Труд и творчество тесно взаимосвязаны между собой. Что надо сделать, чтобы достичь желаемой цели и как это сделать лучше?
Тёща, принимающая в свой дом зятя из профессорской семьи, обязательно усомнится: «Да он, наверное, и гвоздя-то в доме забить не сможет». И действительно практика показывает, что в профессорской семье, где преобладает интеллектуальный труд, вряд ли появится повар, слесарь или сантехник. Хотя, конечно, бывают и исключения, но очень редко. А если в семье родители наоборот часто занимаются физическим трудом, например, держат хозяйство, то и ребёнок с детства приучен к трудовому распорядку. В семье, где папа шофёр, дети (особенно мальчики) хорошо разбираются в автомобилях. В творческих семьях, где родители часто поют, танцуют или играют на каких-либо инструментах вольно или невольно и ребёнок привлечен к искусству. В доме, где никто из взрослых не читает книг, газет и журналов, вряд ли появится хороший читатель среди детей.
И таких примеров можно привести множество. Вывод один: это мы, взрослые, задаём определённую программу развития для своего ребёнка.
В современной педагогике и психологии под творчеством детей понимают некое исследование, деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. В основе всякого творчества лежит собственный замысел ученика.
Творческие способности в начальной школе развиваются почти на каждом уроке. Так на уроках изо часто используется рисование по представлению или по наблюдению. На уроках чтения развиваются актёрские способности при драматизации и инсценировании произведения; на уроках русского языка развиваются воображение, фантазия, речь, мышление - при написании сочинений и стихотворений. Сразу, конечно, добротную работу дети не напишут, пройдёт ни один год, пока мы получим положительный результат. Написанию сочинений нужно учить на высококлассных образцах, поэтому читаются авторские тексты, даются различные приёмы написания. Например, дети легко запоминают и любят приём риторического вопроса, ответ на который затем сами же и дают при рассуждении (А вы любите осень? А знаете ли вы, что слова могут быть источником счастья? и т.д.)
Наиболее продуктивным методом формирования трудовой активности является метод творческого проекта.
Метод проектов - это самостоятельная творческая работа учащихся от выдвижения идеи до воплощения её в готовом изделии, которая выполняется при непосредственной консультативной помощи учителя.
Защита проектов и демонстрация изделия проходит перед всем классом и включает в себя короткий доклад об этапах выполнения работы, об использованном материале, о возможных ошибках. Проектов сейчас по разным предметам выполняется много, их темы заложены в образовательной программе. Вот некоторые из тех, которые выполнили мои ребята в классе: «Моя новогодняя игрушка», «Огородных дел мастера» - выращивали фасоль и лук на подоконнике, «Оказываем скорую помощь» - учились накладывать бинтовые повязки и шины на разные участки тела.
Такие проекты формируют чувство ответственности (так как дети работают вместе и подводить товарищей нельзя), развивают навыки самооценки и взаимооценки (слушают других и демонстрируют свой труд и соответственно надо быть внимательным и объективным), вносят в учебный процесс дух соревнования (получают оценку и наглядный результат работы - поделку).
Наглядное воплощение трудовых и творческих навыков – это школьные и районные выставки и конкурсы детских рисунков и поделок.
Организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся, формирование положительного отношения к учебе, знаниям, науке через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, выбор индивидуальной траектории в образовательной среде школы – одно из направлений воспитательной работы.
Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни.
Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учёбе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные особенности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности. Какие?
–Что мы понимаем под интеллектуальными способностями?

Развитием интеллектуальных способностей необходимо заниматься и во внеурочное время. Ученики проводят в учебном заведении большую часть школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участия в олимпиадах и т.д. – все эти усилия требуют внеурочной разрядки.
Метод проектов начинаю реализовывать со 2 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.
Формирование навыков проектной деятельности осуществляю в рамках урочной и внеурочной деятельности (окружающий мир, литературное чтение,
В рамках учебных занятий использую:
• проблемное введение в тему урока;
• постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
• совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
• групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
• выдвижение идеи (мозговой штурм);
• постановку вопроса (поиск гипотезы);
• формулировку предположения (гипотезы);
• обоснованный выбор способа выполнения задания;
• составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
• поиск дополнительной литературы;
• подготовку доклада (сообщения);
• самоанализ и самооценку, рефлексию;
• поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п
Первые проекты: книжки-малышки «Золотая осень», «Стихи о зиме», «Моя мама» - 1класс. «Моя семья», «Любимая игрушка», «Родословное древо» - 2 класс. «Тайны живой природы», «Золотое кольцо России» и др. – 3 класс.
В 4 классе ведется исследовательская работа. Чибарчиков Артем с работой «Мир социальных сетей» победил в окружном конкуре детских исследовательских работ «Дебют», получил свидетельство о публикацации.
Улучшились качественные показатели техники чтения (плавность, осознанность, безошибочность, выразительность).
Уровень техники чтения в 1 классе составил – 40 - 55 слов в минуту, в 4 классе в 90 – 120 слов в минуту.
Вырос общий уровень умственного развития, особенно следует отметить высокий уровень сравнения и классификации.


Проектная деятельность стала основой для формирования таких ценностей человека, как порядочность, доброта, отзывчивость, честность, трудолюбие, гражданственность и патриотизм. Психологический климат в коллективе доброжелательный и комфортный для сотрудничества.
Коллективная работа по методу проектов позволила избавить участников от неприятного ощущения подконтрольности, создать чувство свободы, снять интеллектуальные страхи, способствовала возникновению внутренней мотивации. В группах учащиеся, вступая в контакт, решали коммуникативные задачи: учились высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию.
Изменились и отношения ребят между собой. К концу учебного года 6 человек из класса значительно улучшили свой социометрический статус. Дети стали чаще заботиться друг о друге и замечать, когда окружающим требуется помощь. Научились сотрудничать.
Дети от проекта к проекту осознают свое Я, осознают окружающий мир и место человека в этом мире.
Ноябрь 2020