Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ УСТРЕМЛЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Лекомцева Анастасия Николаевна,
учитель изобразительного искусства и черчения,
педагог дополнительного образования,
МБОУ «СОШ №64»,
г. Ижевск, Удмуртская Республика
Воспитание творческого начала играет огромную роль в жизни каждого человека. Существуют различные методы, обеспечивающие его творческое развитие. Творческая личность – это человек, воспринимающий и осознающий искусство, человек, который мыслит нестандартно и имеет богатую фантазию.
Рассмотрим проблему воспитания патриотизма обучающихся в процессе занятий изобразительного искусства и дополнительного образования на примере МБОУ «СОШ № 64» г. Ижевска Удмуртской Республики. Осмыслим результаты этой деятельности через участие школьников во всероссийских и международных патриотических конкурсах. Привитие российским школьникам творческих навыков в художественной сфере предполагает овладение обучающимися художественно-эстетическими правилами в гуманистическом искусстве и одновременное формирование у детей чувства патриотизма, то есть формирование чувства Родины – большой и малой.
В школе № 64 г Ижевска Удмуртской Республики в ходе программных уроков изобразительного искусства (Б.М. Неменский с 1 по 8-й классы) и черчения (А.Д. Ботвинникова, 7–8-й кл.) первоначально на этапе приобщения к основам рисования выполняются задания по эстетически выверенным образцам.
Очень важные и интересные темы предлагаются для уроков по программе Б.М. Неменского в 8 классе на завершающем этапе обучения по изобразительному искусству. По теме «Театр» обучающиеся при помощи техники папье-маше создают оригинальные театральные маски и головные уборы западно-европейского, восточного и фольклорно-русского толка, мастерят карнавальные костюмы. Так, в контексте заданий этого цикла в нашей школе были спроецированы коллекции костюмов тематического ряда для эстрадно ориентированного «Театра моды»: «Гжель» (сочетание голубого и белого в русских нарядах разного кроя и стиля), «Рождение звезды» (космическая тема в зеркальных костюмах из фольги и фрагментов мультимедийных дисков), «Дорога цветов» (с акцентом на восточные мотивы), «Вальс цветов» (весенняя коллекция из цветных синтетических нитей и пленок с ориентиром на музыкальные праздники в честь нашего земляка – П.И. Чайковского).
А заканчивается учебная программа фильмографией в искусстве, где ребятам после просвещения в области «азбуки киноискусства» на уроках уже в качестве домашнего задания даются темы для создания самостоятельных мини-роликов, коротких фильмов. При том оговариваются следующие направления: «Социально значимое», «Здоровьесберегающее», «Патриотическое». Зачастую в патриотической теме ребята затрагивают разные ракурсы войны. Например, в практике нашей школы создан видеоклип на песню «Три танкиста». Песню исполняет семья, в центре внимания находится 5-летний ребенок в защитной униформе, каске. И в течение фильма он же является главным героем событийного сюжета. Здесь изображается, как он наблюдает за противником из бинокля, подползает к танку и, бросая гранату, взрывает технику неприятеля. Как отважно с оружием в руках охраняет границу на реке и получает ранение. Как уверенно, высунувшись из люка бронемашиы, он мчится на танке, громя врагов на поле боя. Этот ролик получил Диплом лауреата 1 степени в Первом международном детском творческом конкурсе «Я горжусь своей семьёй!» 2020 г., посвящённом 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
«И помнит мир спасённый…» – под таким названием с декабря 2019 по май 2020 года прошёл Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый 75-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. К конкурсу подключилась и наша школа. Работы в жанре «диптих» («Прощание» и «Возвращение») были отосланы в Москву и отмечены дипломами за участие.
Тревожные аспекты первых месяцев войны отражены в рисунке «Прощание» девятиклассницы Рудиной Алёны. На картине изображён молоденький советский солдат, облачённый в военную форму. Это означает, что фронт совсем близко. Сельского парнишку из глухой российской лесной местности провожает только его престарелая мать. Самое дорогое отдаёт она Родине, призвавшей на защиту Отечества своих граждан.
На рисунке «Возвращение» Масленниковой Дарьи изображен совсем ещё молодой советский солдат, вернувшийся с фронта в свое родное поселение в конце победной майской весны. Здесь тоже прошла война, о чём свидетельствуют воронки от взрывов у ног солдата, глубокие от тяжелой техники колеи на дороге, обгоревшие и порушенные вражескими снарядами дома, искривлённые стволы простреленных берёзок. Слезы переполняют его печальные глаза. Никто не встречает солдата в заброшенной деревушке. Вглядываясь в бывшее поселение, он не находит родительский дом. Но молодой человек символизирует собой будущее возрождение и своей малой родины, и большой страны в целом. Прорастающие сквозь израненную вражескими снарядами и обожжённую губительным пламенем русскую землю три неказистые берёзки за спиной демобилизовавшегося юного солдата символизируют на рисунке школьницы торжество жизни над смертью. Собственно, наши ребята знают, что мир спас советский солдат! И эта детская убеждённость, укреплённая в семьях, открыто выражается в рисунках школьников.
Весной 2020 г. Управлением непрерывного художественного образования (Москва) был объявлен Всероссийский конкурс, посвящённый врачам, вставшим на борьбу со смертоносным вирусом, унёсшим много жизней. Учащиеся школы приняли активное участие. Одна из участниц Международной выставки-акции «Спасибо врачам!» Д. Масленникова была отмечена за 1 место диплом победителя, подписанным лауреатом Государственных премий СССР и РФ, народным художником России, академиком Российской Академии художеств и Российской академии образования, автором учебников по изобразительному искусству для школ Б.М. Неменским. Используя выразительный прием художественной детали, в коллективном портрете докторов школьница дифференцированно изобразила врачей разных специальностей – рентгенологов, терапевтов, реаниматологов, представителей скорой помощи, успешно борющихся против биологической угрозы, нависшей над человечеством.
Безусловно, обучение изобразительному искусству по школьным программам участника Великой Отечественной войны Б.М. Неменского (издательство «Просвещение»), позволяет способствовать активному привитию и сохранению в среде школьников гуманистического видения мира, следовать принципам классической изобразительной деятельности на занятиях.
В нашей школе на протяжении трёх лет работает кружок «Ворсовый ковёр». Здесь обучающиеся получают первоначальные знания в живописании при помощи цветной нити и специальной иглы. Эта работа приобрела необычное направление: как составление коллективных панно на основе отдельных, но содержательно интегрированных работ учащихся. И приняло всеобщее название «Удмуртия – наш солнечный родниковый край – в цветописи ворсового ковра». Такие панно были выполнены учащимися среднего школьного возраста к городским конкурсам творческих проектов «Золотой Италмас», республиканским конференциям «Гагаринские чтения», к международному конкурсу «Счастливое детство» (2020, Хургада, Египет).
Панно «Я подарю тебе Вселенную» (2019) включает работы с изображением мерцающих звёзд, стремительные кометы с огненными хвостами, оригинальные цветки с лепестками-лучами и сердцевинками-планетами, напоминающими собою облик Солнца и Земли («Цветок Мира и Жизни», «Солнце – центр Мира»). Так же был представлен образ Луны-Селены, устремлённой взорами к Земле. В центре внимания располагалась работа, давшая название всему циклу. На ней изображался космонавт в скафандре, вручающий юной девчушке-землянке связку шаров-планет. Сама цветопись этих девяти шаров подсказывала, какие объекты Солнечной системы представлены в виде этой связки. В этой творческой работе учащихся отразилась гордость за достижения своей страны в сфере космонавтики. А все зримые образы оказались фантазийно мифологизированы современными школьниками и обрели содержательно-символическое звучание.
К международному конкурсу «Счастливое детство» в Египте обучающиеся школы (К. Протопопова, К. Утехина,) подготовили панно «Времена года» и по итогам международного конкурса были отмечены «Гран-при» (2020). Эта тема навеяна не только реально-закономерными природными явлениями, но и мотивами музыкальных произведений нашего великого земляка из Воткинска П.И. Чайковского (XIX).
В итоге ребята представили на ворсовых картинах своё видение образов Весны, Лета, Осени и Зимы в выразительных женских портретах с атрибутикой природного ряда средней полосы европейской части России – птиц (ласточки, желтогрудого птенчика, синицы, снегиря) и соответствующей времени года цветописи растений (сверкающей вербы и белых подснежников, зелёной ивы, желтого клёна и рдеющей рябины, веток вечнозелёной сосны). Здесь отметим ещё одну важную особенность данной композиции: образ девушки-Лета представлен в национальном костюме удмуртки (в клетчатом платье, с монистами на груди и с высоким головным убором). Так оказался отражён национально-региональный компонент в ковровой вышивке. Созданный с опорой на национальную культуру региона и обретший элементы национальной символики, этот мотив органично вписался в искусство российское и общемировое. А образы Весны и Осени оказались традиционно созвучны античным образам Флоры и Фауны. Зима с русой косой напомнила русскую Снегурочку или отчасти скандинавские образы снежных дев.
Создав в ворсовой технологии четырёхкомпонентное панно с аллегорической символикой времён года в Удмуртии, далее ребята показали красоту родного края не только в костюмированных антропоморфных образах, но также обратились к жанру пейзажа, где природные виды сочетали и с архитектурными достопримечательностями.
Панно «Золотые купола». Здесь изображены соборы с их геометрическим обликом и всеми их атрибутами: высокими стенами с узкими оконными прорезями, башнями-звонницами, золотистыми маковками куполов с полутенями и сверкающими на солнце крестами. Берёзки с кроной зелёных листьев, пышные зелёные кустарники, высокая трава, земляника растущая неподалеку. В таинственный полумрак храма ведёт открытая дверца, к которой тянется садовая дорожка. Но самое завораживающее это купола с их сиянием на солнце. Золотой – самый распространенный цвет православных куполов – олицетворяет вечность и небесную славу. Храмы с золотыми куполами посвящали Христу и великим церковным праздникам — Рождеству, Благовещению, Троице, Преображению.
Сочетание урочных и внеурочных форм обучения позволяет обучающимся глубже познать себя, выработать свою позицию в жизни, развивать творческие способности и стремление к самовыражению, а также воспитывают нравственные (внутренние и внешние) качества в подрастающем поколении.
Декабрь 2020