Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

УРОКИ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Семухина Лариса Федоровна,
учитель информатики,
Матназарова Анна Владиславовна,
учитель информатики,
МБОУ Школа №13 г.о. Самара
В последние годы, наблюдается тенденция ухудшения общего здоровья. Остро встаёт проблема, как изучить материал отсутствующим на занятиях.
Выход из именно таких ситуаций и предлагают нам дистанционные технологии обучения. Остаётся только определить какие именно формы дистанционного обучения и в каких ситуациях стоит применять.
Дистанционное обучение – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Информатика – это тот предмет, от которого всегда ждут современных подходов в образовании, современных решений педагогических ситуаций. Данное ожидание логично: именно эта школьная дисциплина подразумевает работу с компьютером, с другими гаджетами и не просто на уровне пользовательских умений, а с перспективой перехода на профессиональный уровень. Это сформировало определенные требования к компетентности преподавателя информатики.

Различные формы дистанционного обучения позволяют проводить разные виды занятий и иметь постоянную коммуникацию с учениками. Применение дистанционных форм обучения необходимо в реализации изучении предмета Информатики на всех уровнях.
Алгоритм разработки дистанционного урока:
Ø Определить тему дистанционного урока
Ø Выделить основные учебные элементы
Ø Определить тип дистанционного урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль и т.д.)
Ø Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели дистанционного урока
Ø Выбор модели дистанционного урока осуществляется с учетом уровня ИКТ компетентности дистанционных учеников
Ø Определить форму проведения дистанционного урока (вебинар, вебквест, семинар, конференция и т.д.)
Ø Выбрать способ доставки учебного материала и информационные обучающие материалы
Ø Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления ученикам (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.)
Ø Подготовка глоссария по тематике дистанционного урока
Ø Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента урока. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников
Дистанционное обучение на примере системы АСУ РСО и google-форм.
Система АСУ РСО предоставляет возможность ученику доступ к разнообразным учебным материалам. Может быть создан банк образовательных ресурсов для учащихся, где будут находиться ссылки на образовательные порталы, энциклопедии, список литературы и пособий по предмету.
Кроме общего сводного банка учебного материала учитель посредством данной системы организует доступ учащихся к различным таблицам, схемам, картам и картинам, презентациям и фильмам по отдельной пройденной теме. Это посильная помощь тем учащимся, которые не присутствовали на уроке. Отпадает необходимость брать тетради у одноклассников, чтобы познакомиться с пройденной темой. Ребенку достаточно войти в систему и найти нужный файл. А для учеников, присутствовавших на данном уроке, - это еще одна возможность закрепить изученный материал. Особенно актуально применение данного ресурса в случае при работе с детьми-инвалидами, а также в случае карантинов.
Таким образом, использование АСУ РСО дает ученику возможность раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал, помогает глубже изучить предмет, сформировать универсальные компетенции и учебные действия. Использование этой программы в образовательном процессе школы и отдельно взятого школьного предмета позволяет более эффективно организовать процесс учебной деятельности и экономить время.
Каким же образом система АСУ РСО может использоваться в учебном процессе? Для того, чтобы начать работу, необходимы компьютеры, планшеты или мобильные телефоны с выходом в интернет. Дети. получают новое входящее письмо в системе, где учитель размещает все необходимые для работы на уроке файлы или задания.
Для актуализации ранее полученных знаний дети переходят по ссылке, отправленной предварительно учителем в системе. Необходимые оповещения учитель может отсылать электронным письмом на почту в систему АСО РСО или в разделе классный журнал: темы уроков и домашние задания. На данном уроке класс выполняют задание в формате google-формы.
Это одна из самых удобных форм работы на google-диске, как для учителя, так и для учеников. А именно: учитель достаточно быстро создает в google-форме тест с выбором одного ответа, нескольких, письменные ответы на краткий вопрос и др.
Важно, что для работы в таком формате не требуется иметь аккаунт, необходимо просто перейти по ссылке и выполнить задание. На выполнение заданий учащимся потребуется буквально 5 минут, при этом учитель автоматически видит скорость выполнения задания учащимися и правильность.
Ответы автоматически отправляются на google-диск и фиксируются в виде сводной таблицы, учителю не приходится проверять стопки тетрадок или тестов. Это очень быстро и удобно.
На этапе изучения нового материала можно обратиться к google-документу или обычному текстовому документу. Например, ученикам представляется незаполненная схема, которую им предстоит заполнить, опираясь на материал учебника. Таким образом, развиваются не только предметные УУД, но и метапредметные и регулятивные. Кроме того, экономится учебное время.
Закрепление изученного материала можно провести с помощью google-формы или, например, онлайн-тестирования. Ученик переходит по ссылке в АСУ РСО на тест, за определенное время решает тест и высылает свой результат учителю. Такое тестирование может практиковаться не только для закрепления материала на уроке, но и для дополнительного необязательного повторения изученного дома или при подготовке к предстоящей самостоятельной работе.
Домашнее задание фиксируется в системе. Его можно прикрепить в сообщении или классном журнале, в котором дано пояснение: прочитать параграф, ответить на вопросы, пройти онлайн тест, просмотреть интернет-урок ли презентацию, заполнит схему или таблицу.
Наше открытие – использование образовательного Интернет-ресурса «ЯКласс» на уроках информатики особенно актуален в рамках дистанционного офлайн обучения. Опыт применения данной образовательной платформы в процессе обучения учащихся информатики. Знакомство с платформой в нашей школе началось в 2015 году.
«ЯКласс» - это универсальный инструмент для создания современных уроков, которые помогают развивать у школьников необходимые навыки и компетенции. «ЯКласс» предоставляет настоящее дистанционное образование с красочной теорией, тренировочными и проверочными заданиями.
Регистрация на портале проста – достаточно зайти на сайт yaklass.ru, используя систему АСУ РСО, происходит автоматическая авторизация. Таким образом, к системе были подключены все классы. После чего начали использовать теоретический и практический материал сайта на разных этапах урока, давать задания на дом. Считаем очень удобным, что по каждой теме «ЯКласс» содержит теоретический блок, тренировочные, домашние, проверочные работы. Есть множество открытых заданий, на которых ученик может потренироваться, отработать умения, проверить усвоение материала. Кроме того, есть возможность самостоятельно разрабатывать проверочные или домашние работы различного объема и сложности. Задания в «ЯКлассе» генерируются. Это снимает проблему списывания, так как у нескольких учеников, выполняющих одну и ту же работу, будут разные варианты.
Есть возможность работы с ресурсом вместе с родителями, причем и по другим предметам, используя ресурс как онлайн репетитор или тренажёр.
Следует также отметить, что многие задания на «ЯКласс» составлены в формате ОГЭ, ВПР, что позволяет ученикам лучше подготовиться к этим формам контроля.
Так, работая с ресурсом, в условиях дистанционного образования мы решаем и проблему наполняемости отметок. А в конце четверти вручаются грамоты «ЯКласс» учащимся с наибольшим количеством баллов в ТОПе одноклассников. Раздел «ТОПы» - отличный мотиватор для учащихся к работе в «ЯКласс». Ребята действительно включаются в негласное соревнование между классами, набирать баллы в разделе «Переменка» и решать интересные задачи. А соревновательный момент, как известно, всегда положительно сказывается на успеваемости.
Электронный образовательный ресурс «ЯКласс» позволяет ученикам с интересом изучать информатику, родителям - помогать детям и контролировать их в современном формате, а учителю - не только профессиональное развитие в области цифровых технологий, но и экономия времени и сил для дальнейшего творчества в условиях дистанционного образования.
В настоящее время существует множество образовательных платформ, предлагающих онлайн-учебники, электронные задания (например, возможность проведения уроков в реальном времени с помощью специальных платформ: Яндекс.Учебник, Skype, Zoom.
Возможности использования программы ZOOM для дистанционного онлайн обучения. Урок с использованием видеоконференцсвязи и проходит в реальном режиме времени.
В последнее время Zoom зарекомендовал себя наилучшей платформой для дистанционного образования по сравнению с другими по таким параметрам, как доступность и набор инструментов.
Перечислим возможности Zoom, которые позволяют организовать яркую, информационно насыщенную работу с детьми любого возраста в условиях удаленного проведения уроков:
Ø создание конференции, в которой может принять участие весь класс (учитель является организатором);
Ø возможность скрыть окна с изображением детей и демонстрировать всем одно окно, в котором всем будет виден ученик, отвечающий или задающий вопрос;
Ø учитель может включать/отключать микрофоны учеников, что позволяет избежать лишнего шума на уроке;
Ø демонстрация экрана позволяет видеть всем участникам презентацию или работать с электронной доской;
Ø возможность работа с учебным материалом на доске одновременно всем участникам конференции;
Ø комментирование происходящего в режиме реального времени не только голосом (аудио), но и написанием в «Чат» (есть возможность общения не только со всей группой, но с одним из участников);
Ø возможность реагирования детей на происходящее с помощью специальной кнопки в беззвучном режиме (так учащийся может дать понять, что у него есть вопросы, что обсуждаемый момент ему не понятен);
Ø возможность делать снимок экрана, который сохраняется в папку приложения на компьютере в формате обычной картинки;
Ø возможность видеозаписи урока, которая может быть полезна для учеников, которые не смогли присоединиться к уроку своевременно.
Это основные достоинства данной платформы. Также хочется добавить, что программу можно скачать и установить не только на компьютер, но и на планшет и мобильный телефон.
Таким образом, использование программы Zoom способно оптимизировать учебный процесс в настоящее время, а обращение внимания на специальные возможности приложения позволяет расширить границы обычного урока и сделать учебное время увлекательным, ярким и запоминающимся в режиме дистанционного обучения.
В завершении хотелось бы сказать, что дистанционное обучение крайне актуально в настоящее время. Задача сделать обучение непрерывным для всех является крайне важной. Дистанционные технологии обучения позволяют реализовать поставленные задачи. Реализация в виде электронных курсов, видеоконференций, чатов, форумов будет интересна и полезна для учащихся.
Учитель, в свою очередь получает возможность восполнить пропуски занятий учащимися, реализовать индивидуальные образовательные маршруты, в некоторой мере автоматизировать проверку тестовых заданий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дистанционное обучение решает множество стоящих перед учителем задач.
Список литературы
1.         Методика дистанционного обучения: учеб. Пособие для вузов / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Т.С. Грязнова, В.А. Шитова: под общ. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоева – М: Издательство Юрайт, 2017. – 194 с. – Серия: Образовательный процесс.
2.         Применение дистанционных образовательных технологий при изучении информатики с целью индивидуализации процесса обучения / Н. А. Варданян. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). – Т. 0. – Уфа: Лето, 2013. – С. 167-169.

Декабрь 2020