Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ И МОТИВАЦИЮ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Балыков Вячеслав Витальевич,
магистрант,
МГУ имени М.В.Ломоносова
г. Москва
Интернет становится для процесса преподавания иностранного языка одним из важнейших и доступных источников. С помощью эффективных поисковых программ здесь можно найти аутентичные и актуальные материалы. При этом объём информации настолько велик, а происхождение данных часто неизвестно, что на сегодняшний день необходимостью становится новая компетенция – способность к оценке, анализу, интерпретации такой информации.
По мнению Е.С. Полат, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя – активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам [9].
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. [11].
Следует заметить, что требования времени меняют традиционный урок, его цели и содержание, методы и технологии организации, взаимоотношения учитель-ученик на уроке. Все это обусловлено изменением цели и содержания образования, появлением новых средств и технологий обучения [3].
Целью данной работы является изучение феномена современных информационных технологий на основе анализа трудов отечественных и зарубежных исследователей в области методики преподавания, а также анализ результатов практического применений ИКТ в средней школе.
Базой исследования послужила МОУ «Октябрьская СОШ имени Героя России Ю.А. Чумака Белгородского района Белгородской области». В исследовании приняли участие учащиеся 6 А и 6 Б класса.
Выборка составила 40 человек, из них 20 человек учащиеся 6 А класса, 20 человек учащиеся 6 Б класс.
Практическая значимость работы заключается в том, что собранный практический материал может найти широкое применение в практике преподавания иностранных языков в различных учебных заведениях.
Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии. Новая информационная технология – это информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Новая информационная технология базируется на следующих основных принципах.
- Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером.
- Интегрированность с другими программными продуктами.
- Гибкость процесса изменения данных и постановок задач.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Это сделает возможным:
* совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно - педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
* совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
* создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально - исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
* создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем.
Успеваемость – степень усвоения знаний, умений и навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины и прочности; находит свое выражение в оценочных баллах.
Для нахождения зависимости между использованием IT технологий и успеваемостью обучающихся было проведено исследование: в течение месяца в 6 А классе на уроках французского языка (второй иностранный язык) совместно с УМК «Синяя птица» применялись средства новых информационных технологий (проектор, оборудование лингафонного кабинета, Quizlet (электронное приложение для изучения лексики) и Learningapps.org (игровое приложение); 6 Б класс послужил контрольной группой (на уроках использовались только классические средства обучения (УМК «Синяя птица»).
Для чистоты эксперимента количество часов и темы в обоих классах полностью совпадают. Через месяц была проведена комплексная диагностическая контрольная работа среди учащихся 6 А и 6 Б классов. Полученные результаты представлены на диаграмме.

Рис. 1. Результаты успеваемости при использовании IT-технологий в экспериментальном классе и контрольной группе
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- В 6 А классе уровень успеваемости составляет 100%, средний бал – 4,3
- В 6 Б классе уровень успеваемости составляет 90%, средний бал – 3,7
Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение на уроках современных информационных средств обучения, положительно влияет на успеваемость обучающихся.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних факторов, которые стимулируют желание и энергию человека на поддержание интереса и посвящение его определенной деятельности, и приложение усилий для достижения этой цели.
Для нахождения зависимости между использованием IT технологий и учебной мотивацией обучающихся было проведено исследование: в течении месяца в 6 А классе на уроках французского языка применялись средства новых информационных технологий (проектор, сенсорная доска, оборудование лингафонного кабинета, электронное приложение для изучения лексики); 6 Б класс послужил контрольной группой (на уроках использовались только бумажные средства обучения).
Через месяц была проведена психологическая методика «Тест-опросник Н. Г. Лускановой «Оценка уровня учебной мотивации»» среди учащихся 6 А и 6 Б классов. Полученные результаты представлены на диаграмме.

Рис. 2. Результаты оценки уровня мотивации при использовании IT-технологий и контрольной группы
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- В 6 А классе уровень мотивации выше по сравнению с уровнем мотивации в 6 Б классе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение на уроках современных информационных средств обучения, положительно влияет на уровень учебной мотивации обучающихся.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что применение на уроках средств современных информационных технологий положительно влияет на уровень успеваемости школьников, а также увеличивает уровень учебной мотивации, что в совокупности значительно повышает интерес к изучению французского языка. Современное поколение «Z» имеет иное мышление, так называемая «клиповая культура» – термин, предложенный Элвином Тоффлером для описания культуры развитых стран, определяемой господством свойственного для средств массовой коммуникации способа представления и восприятия информации. Современные дети лучше усваивают информацию с экранов, с большим количеством картинок и игровым форматом. Однако, важно найти золотую середину, современные технологии должны дополнять урок, а не полностью вытеснять классические средства обучения.
Список использованной литературы
1.Азимов Э.Г. Материалы Интернета на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2001. №98. – С. 3-20.
2.Алтуфьева А.А. Некоторые основные проблемы создания общего языка общения в системе Интернет http://linguact.hyperlink.ru/ articles/altufjeva.html
3.Балыков В.В. Урок в контексте требований ФГОС ООО: проблемы и перспективы. Интеграция наук. Международный научно-практический журнал. Выпуск № 4 (4) – 2016 Отв. Ред. Сорокин А.В. Научно-издательский центр «Империя» – 2016.
4.Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности // Вестник МГУ Серия 14 Психология – 2000. №4 – С.33-41.
5.Вильямс Р., Макли К. Компьютер в школе // Новое литературное обозрение. – 2007. №86. – С. 25-40.
6.Владимирова Л.П. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам http://virtlab.ioso.ru/method.htm
7. Минасян Нора Арменовна Икт как средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка // Концепт. 2017. №S8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ikt-kak-sredstvo-povysheniya-motivatsii-uchaschihsya-na-urokah-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 10.12.2020).
8.Писаренко В. И. Новые информационные технологии обучения иностранным языкам // Открытое образование. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-informatsionnye-tehnologii-obucheniya-inostrannym-yazykam (дата обращения: 10.12.2020).
9. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 2009. №3.
10.   Полипова Т.А. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранного языка – 2018. №34.
11.      Цветкова Л.А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе // Иностранные языки в школе. – 2014. №98. С. 45-59.
Декабрь 2020