учитель-логопед,
МК ДОУ д/с № 6,
рп Михайловка
Цель: создание условий для обобщения и активизации словаря, закрепления грамматических категорий (мн.ч. Р.п., Т.п.) по теме.
Задачи:
1.Коррекционно-обучающие:
- закреплять понятие Родина, «малая родина», «наш край», «Родина – Россия», «наше Отечество», «матушка Россия»; представления о символах России; народах, богатствах Сибири, основных промыслах народов Сибири; столице нашей Родины.
- продолжать формировать навык употребления слов в форме мн.ч. Т.п., Р.п..
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать и коррегировать слуховое внимание, память, речедвигательную координацию движений;
- развивать и коррегировать диалогическую речь, коммуникативные навыки;
- развивать и коррегировать просодическую сторону речи: интонационную выразительность, спокойный темп речи при рассказывании стихотворений.
3. Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства (любовь и бережное отношение к Родине, ее богатствам).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: беседы о российской символике; чтение стихотворений, рассказа К.Д.Ушинского «Наше отечество»; просмотр слайдов о п.Михайловка; фотографий г.Москвы; беседа, рассматривание иллюстраций о народах, богатствах Сибири.
Методы и приемы: игровые, наглядные, словесные, практические
Материал и оборудование:
Оборудование: карта России (незаполненная), синяя лента на полу для игры в «Ручеек», три российских флажка, сундучок с подарками.
Демонстрационный материал: иллюстрация картографов, иллюстрации народов Сибири (русские, буряты, эвенки, тофалары, татары).
Раздаточный материал: три конверта с карточками основных разметок на карте.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Приветствие. Дети заходят в логопедический кабинет, здороваются с гостями, встают полукругом и хором произносят:
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, крепкий тополек!
Мы живем в одном краю –
Все я Вас приветствую! (обнимают друг друга вместе с логопедом)
Дети садятся на свои места.
II. Подведение к теме.
Логопед: Какой праздник мы вчера отмечали?
Дети: Вчера мы отмечали День народного единства. День России.
Логопед: Наше занятие мы посвятим Дню России. А что такое Россия?
Дети: Россия - это самая большая страна в мире. Это наша Родина.
Логопед: На прошлой неделе вы знакомились с рассказом К.Д.Ушинского. Как в нем автор называет Родину другими словами?
Дети: наше отечество, матушка Россия.
Логопед: Почему называет отечеством? … Почему матушкой?...
Молодцы, ребята!
Логопед: Что вы видите перед собой? (на доске размещается карта)
Дети: Это карта России.
Логопед: Чего на карте не хватает?
Дети: На карте не хватает рек, лесов, городов, гор.
Логопед: Давайте попробуем составить карту нашей Родины. Мы сегодня будем картографами (демонстрируется иллюстрация картографов). Посмотрите на иллюстрацию. Кто такие картографы? Картографы - это такие специалисты, которые занимаются составлением карт. Картографы обладают такими качествами, как старательность, аккуратность, усидчивость, большие знания.
Как вы думаете, мы с вами обладаем такими качествами?
Дети: да, обладаем. На карту приклеивается название «карта России».
III. Основная часть.
Логопед: Тогда приступим к составлению карты России, вспомним все, что мы знаем о своей стране. У вас на столах лежат конверты с основными разметками для нашей карты. Начнем!
1) Что мы Родиной зовем?
Валерия:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем.
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Логопед: Ребята, о чем мы прослушали эти строки? Давайте откроем первый конверт (на первом столике).
Дети: Это наш дом, наш поселок.
Логопед: Как называется наш поселок? В поселке мы с вами растем, живем, ходим в детский сад. В нашем поселке сохранилось много старых домов, памятников прошлого, много современных построек, пятиэтажных домов. Мы смотрели фильм о поселке из слайдов, вы ходили с воспитателями на экскурсию по родному поселку. Что такое п.Михайловка для нас?
Дети: Это наша малая родина.
Саша:
Мы живем, мы растем
В поселке нашем родном!
Для кого-то он большой,
А для нас – огромный!
Пусть живет, пусть растет,
Наш поселок скромный!
Логопед: в каком районе находится наш поселок? (Наш поселок находится в Черемховском районе)
Логопед: Валерия, помоги сделать первую разметку на карте, обозначить место поселка на карте. Где расположим разметку нашего поселка? (рядом с гербом Черемховского района, рядом с оз.Байкалом)
Логопед: Спасибо!
2) Что еще мы Родиной зовем?
Ариша:
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
О чем нам говорят эти строки стихотворения? О каких местах они напоминают?
Я предлагаю вам послушать подсказку:
Знаю я не понаслышке
Об этой славной стороне.
В ней приветливой не слишком
Довелось родиться мне.
Климат очень там серьезный;
То метели, то жара
И морозы поморозней
И поветренней ветра
Здесь с детства можно научиться
Рыбачить, овощи растить
С огромным лесом подружиться –
Его богатства находить.
Дети: это наша наш родной край Сибирь
Логопед: Верно, ребята. А что мы знаем про наш край Сибирь?
Какие разметки можно нанести на карту? Давайте раскроем второй конверт (на втором столике). Дети выборочно берут карточки и строят ответы, употребляя словосочетания в форме мн.ч.Т.п., правильно проговаривая окончания слов. (Сибирь богата чем?), прикрепляя карточки на карту на территории Сибири.
Дети: хлебными полями, березовыми рощами, таежными сопками, глубокими реками, снежными горами.
Логопед: Молодцы! Нашу Сибирь населяют разные народы. Помогите назвать их.
Большие иллюстрации на доске. Дети по одному называют народ (буряты, русские, тофалары, эвенки). Затем дети помогают разместить карточки с изображением этих народов размещаем на карте.
Логопед: Чем отличаются все народы?
Дети: У каждого народа есть свой язык, своя национальная одежда, свои традиции, праздники.
Логопед: Чем заняты народы Сибири?
Дети: Народы Сибири ловят рыбу, разводят оленей, охотятся, собирают в лесу ягоды, грибы, орех. Выращивают овощи.
Логопед: Ребята, а когда вы много работаете, что вам тогда хочется? После трудовых дней, люди любят отдыхать. У каждого народа есть свои народные игры. Мы с вами играли в бурятскую игру, в русские народные игры. Сегодня поиграем в игру «Ручеек»
Динамическая пауза. Русская народная игра «Ручеек»
Ход игры: дети встают в колонну, каждый ребенок кладет руки на талию стоящего впереди. Сбоку на расстоянии 0,7-0,8метра от колонны кладут веревку. В ходе игры на слог «ух» надо всем вместе перепрыгнуть через веревку- «на другой берег реки». Тот, кто не перепрыгнет, наступит «в воду» и промокнет, выбывает из игры.
Ведущий:
Разлился ручеёк
Золотой рожок- «ух»!
Разлился водой
Холодной, снеговой- ух!
Разлился водой
Прозрачной, ключевой- ух!
3) Какая разная наша Родина. Мы назвали и обозначили нашу малую Родину, назвали и обозначили богатый наш край Сибирь. Что еще мы Родиной зовем?
Лиза:
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем!
Логопед: Какое известное место нашей России упоминается в этих строках?
Дети: Это Кремль.
Логопед: Где находится Кремль?
Дети: Кремль находится на Красной площади в Москве.
Логопед: Что такое Москва?
Дети: Москва – это столица нашей Родины.
Ребята, молодцы! Все ли мы вспомнили?
На 3-м столе еще один конверт. Дети раскрывают конверт, вынимают карточки: флаг, герб, гимн.
Логопед: что изображено на этих карточках?
Дети: это символы России. Они есть у каждого государства.
Это флаг России. Это герб России. Это гимн России.
Дети размещают символы над Кремлем (на карте).
Логопед: Мы с вами живем в России, значит мы кто?
Дети: россияне.
Логопед: Как россияне должны относиться к своей Родине, ко всем богатствам своей страны?
Дети: Россияне должны любить, беречь свою Родину.
Выходят Милан, Наташа и Софья. Все дети встают со стульев.
Милан:
Берегите Россию,
Нет России другой,
Берегите ее тишину и покой…
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Наташа:
Берегите Россию
Без нее нам не жить,
Берегите ее, чтобы вечно ей жить,
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой
Все:
Берегите Россию,
Нет России другой….
Софья:
Россия - тройка, песня, птица
Страна с особенной судьбой
Должна Россия возродиться
И возродимся мы с тобой….
IV. Заключительная часть. Итог занятия.
Логопед: Ребята, получилась у нас карта России? Можно по ней рассказать о своей Родине? Эту карту можно дополнять. Ведь, на самом деле, богатств у России еще очень-очень много.
Что было интересным в нашей работе?
Вы молодцы, настоящие картографы! Еще вы настоящие Россияне. В честь праздника я награждаю вас маленьким символом страны – Российским флагом. Пусть он стоит на каждом столике.
За такую серьезную работу картографов вы получаете сладкие призы (из сундучка вынимаются конфеты «Родные просторы" и баранки)
Ганина Алена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ Октябрьский сельский лицей,
п. Октябрьский
Аллегория в «Сказках» Салтыкова-Щедрина
Среди классиков русского реализма 19 века М.Е. Салтыков-Щедрин занимает место непревзойденного художника слова в области социально-политической сатиры.
Его называли по-разному: демократ, социалист, просветитель. Некоторые современники прозвали Салтыкова "прокурором русской общественной жизни". Столь громкое прозвище писатель неспроста: Салтыков выступает суровым обвинителем царящих в России порядков. Другие же современники упрекали его в не любви к России. Но, как говорил Михаил Юрьевич Лермонтов, “лекарство от болезни может быть горьким”.
Жестокое обличение пороков общества- единственное действенное средство в борьбе с “болезнью” России. Осмеяние несовершенств делает их очевидными, понятными для всех. Неверно говорить, что Салтыков не любил Россию, он презирал недостатки, пороки ее жизни и всю свою творческую деятельность посвятил борьбе с ними.
Чтобы понять творческий писателя нам важно увидеть ту среду, в которой он жил и творил, прочувствовать реальность того времени,.
С самого раннего детства в душе сатирика росли противоречия, их можно сравнить с ростками, из которых выросло могучее и отчасти страшное дерево его сатиры. Под пристальным взглядом Салтыкова- Щедрина оказалась политическая жизнь России, особым вниманием сатирика пользовались вопросы угнетение крестьянства и взаимоотношения людей принадлежащих к различным классам в обществе.
Писателя до глубин души возмущало русское общество, безвольное поклонение народа перед вышестоящими чинами, снисхождение народа на причуды власть имеющих.
Итоги своих размышлений Салтыков подводит на завершающем этапе своего творчества в 1883-1886 годах. В ту эпоху из-за жесткой цензуры автор не мог открыто показать пороки российского общества, обнажить всю гниль российского управленческого аппарата. И все же с помощью "Сказок для детей изрядного возраста",Салтыков смог донести людям критику ныне существующего порядка. Цензура пропускает сказки сатирика, не умея понять их значения и обличающую силу, не сумев рассмотреть вызов существующему порядку.
Как уже сказано «Сказки» были написаны на заключительном этапе творчества Салтыкова с 1883 по 1886 год, но нужно отметить, что не все сказки были написаны в этот период. Три сказки, а именно «Как мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик» были написаны в 1869- том году, четвертая сказка «Игрушечного дела людишки» была написана в 1880- том году. Эти сказки носили в большей степени гротескный характер, чем аллегорический. Остальные же сказки, а было их еще 28 в основе своей имели аллегорию и писались в течении 4- х лет.
В «Сказках» Щедриным используется так называемый «эзопов язык», под которым подразумевается художественное иносказание (выражение, заключающее в себе скрытый, тайный смысл), или аллегория.
Салтыков писал: «В виду общей рабьей складки умов, аллегория всё ещё имеет шансы быть более понятной и убедительной и, главное, привлекательной, нежели самая понятная и убедительная речь».
Аллегория- это троп, вокруг которого по сей день ведется полемика: Э. Я. Фесенко выделяет аллегорию, как отдельный троп, а не как подвид или разновидность метафоры. Г. Л. Абрамович, как и Л. И. Тимофеев, Томашевский и Крупчанов относят аллегорию к метафоре. Также нет единого мнения в отношении разграничения понятий «аллегория» и символ: Фесенко в своих трудах разделяет понятие «символ» и «аллегория». иносказательность аллегории имеет обычно определенную устойчивость (за определенным животным закрепляется определенное качество: заяц- трусость, лиса- хитрость). Если аллегория этой устойчивости лишена, то ее называют символом, т. е, с точки зрения Тимофеева Л. И. символ является модификацией аллегории.
В современном литературоведении существует множество определений «аллегории» за базовое нами было взято определение из учебного пособия Э.Я. Фесенко. «Аллегория- изображение отвлеченного понятия через конкретный образ, когда одно явление изображается и характеризуется через другое; конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль; тип образности, основой которого является иносказание».
Салтыков был признанным мастером в использовании данного тропа. Глубину его таланта мы понимаем при подробном изучении цикла «Сказок».
Невозможно понять историю России во второй половине XIX века без помощи Щедрина- так пишет о Щедрине М. Горький и оказывается прав:
“Сказки” написаны о насущных проблемах России девятнадцатого столетия. В них отчетливо прослеживается отношение автора к тому, что тогда происходило в стране. Его сатира направлена против беззакония и произвола власти. А аллегория позволяет сатирику не только утаить истинный смысл его сатиры, но и внести в персонажей элемент гиперболизации с целью выделить в них наиболее характерные черты.
Несмотря на то, что четыре сказки из тридцать двух пишутся в разное время, весь цикл объединен общими идеями и тематикой. Основной смысл цикла заключается в продвижении идеи борьбы с эксплуататорским порядком в обществе. Своими произведениями автор хотел пробудить у простого народа уверенность в собственных силах. Именно поэтому сборник сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина издатели-подпольщики нарекли "Сказками для детей изрядного возраста", подразумевая, что он предназначен для взрослых. Автор создает новый и оригинальный жанр политической сказки.
Писатель выбрал именно этот жанр, так как для обличительной едкой сатиры идеально походит аллегорическая форма. Кроме того, любая сказка содержит в себе откровенное назидание или народную мудрость и представления о добре и зле. Язык сказок необычайно образен и ярок, поэтому он позволяет наиболее точно и понятно донести идею произведения до читателя.
Стоит заметить, что произведения Михаила Евграфовича при всем кажущемся сходстве с народными сказками существенно отличаются от них. Например, многое роднит его сказки со сказками о зверях, потому что своих героев автор нередко создавал на основе давно известных образов, обладающих привычными чертами характера: хитрая Лиса, жадный Волк, злой и глупый Медведь, трусливый Заяц. Однако в мир народной сказки М. Е. Салтыков-Щедрин смог ввести злободневные политические темы, никогда не встречающиеся в фольклоре, поэтому у него характеристики традиционных образов претерпевают изменений: Волк оказывается «бедным», Заяц — «здравомыслящим», Орел — «меценатом». В его сказках имеется социальная сатира, что совершенно несвойственно народной сказке.
Салтыков-Щедрин проявляет поистине неистощимую изобретательность в создании приёмов аллегории, им разработана целая система «обманных средств» В его «Сказках» действуют животные, но сатирик постоянно «оговаривается», переключает повествование из фантастического мира в реальный, из мира животных в мир людей. Например, Медведь Топтыгин Первый из сказки «Медведь на воеводстве» съел чижика, но комментарий к этому мелкому, незначительному событию дается Салтыковым – Щедриным серьезный: «Всё равно, как если б кто бедного крохотного гимназистика педагогическими мерами до самоубийства довёл...» После этой «оговорки» читателю становится предельно ясно, что речь идёт о преследовании полицейскими учащейся молодёжи.
Однако писатель умеет сохранять незыблимую дистанцию между миром зоологическим и миром людей, это нужно для пущей художественной убедительности иносказания. Описывая жизнь трусливого пескаря, Салтыков- Щедрин изображает подводный мир и повадки разных рыб, вводит в сказку даже человека — страшного «рыбьего врага»: «А человек? — что это за ехидное создание такое! Каких каверз он не выдумал, чтоб его, пескаря, напрасною смертию погублять!». В результате у него получается сложная аллегория: с одной стороны, подводный мир представлен как человеческое общество, где сильный и богатый угнетает-губит слабого и бедного, с другой стороны, подводный мир открыто противопоставлен человеку, то есть должен восприниматься вроде бы прямо и буквально.
Также и в сказке “Коняга” в образе заморенной непосильным трудом лошади представлен народ-труженик, “сеятель и хранитель” родной земли, безграничных ее просторов, создающий ее красоту и богатство. А “Пустоплясы” — краснобаи-народники, которые на словах сочувствуют трудовому народу, его тяжелому положению, а на деле ведут такой же паразитический образ жизни, как и господа. Пустоплясы, наблюдая отдыхающего на краю поля еле живого Конягу, заинтересованно обсуждают, почему он всё никак не умирает от тяжёлой работы. На этот счёт сытые и довольные братья Коняги имеют глубокие мысли: живучесть Коняги в том, «что он в себе жизнь духа и дух жизни носит! И покудова он будет вмещать эти два сокровища, никакая палка его не сокрушит!». Так писатель передаёт рассуждения «друзей народа» и иронически высмеивает барскую любовь к мужику
Еще одна сказка-символ, которая в аллегорической форме обобщает обличительный пафос отсталого самодержавного строя в России, — “Богатырь”. Уповают “людишки” на Богатыря напрасно: спит Богатырь. Не приходит он к ним на помощь и когда пожар сжег русскую землю, и когда враг на нее напал, и когда голод случился. Только на свои силы нужно рассчитывать “людишкам”. А Богатырь в дупле не проснется, так как гадюки ему все туловище проели. Поднимайся, Иван-богатырь, защищай землю родную, думай своей головой о ее будущем.
При изучении цикла «Сказок» некоторые исследователи использование «эзопова языка» объясняют лишь запретами цензуры.
Сатирик как- то и сам сказал: «Я - Эзоп и воспитанник цензурного ведомства».
Однако известно, что многие сказки, с согласия сатирика, печатались за границей. В этих случаях автор мог совершенно свободно высказывать свои мысли, но он и тогда не отказывался от аллегорий. Иносказательная манера сказок обусловлена не только цензурными препятствиями, которые должен был преодолевать писатель, но и склонностью Салтыкова к сатире (именно двусмысленные образы и выражения делают её ядовитой). Иными словами, для писателя «эзопов язык» стал остроумной манерой изображения, и поэтому Салтыков-Щедрин часто прибегал к иносказательным выражениям, «нечаянным» оговоркам, умолчаниям, иронии и маске «благонамеренного рассказчика».
Писатель-сатирик очень хорошо знал парадокс художественного восприятия: «Скрытая мысль увеличивает силу речи, обнажённая — сдерживает воображение».
Для полноты восприятия указанной темы сделаем краткий вывод:
"Сказки" были написаны в условиях жестокой реакции и они представляют собой заключительный этап в наследии писателя и не в меньшей степени, чем более крупные его произведения, представляют собой значительный интерес, ибо они являются миниатюрными произведениями, в которых отражены острейшие проблемы современного Салтыкову-Щедрину общества, а также мастерство сатирика в области использования аллегории. Написав «Сказки для детей изрядного возраста» Салтыков- Щедрин создал новый и оригинальный жанр– политическая сказка, основным отличием данной сказки от народной является использование острой социальной сатиры.