Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ»

Гуляева Марина Александровна,
воспитатель,
ФКДОУ Детский сад «Росинка»,
Пензенская обл., г. Кузнецк-12
Время дошкольного детства - это тот период, когда закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру.
В наше время глобальной компьютеризации и телевидения, огромной загруженности родителей на работе, обособленности и изолированности детей друг от друга возникла огромная проблема: дети не умеют общаться друг с другом и с взрослыми. Но именно в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей привычку правильной разговорной речи. И одним из важных звеньев этого процесса является освоение ребенком грамматического строя языка.
"Грамматика - логика языка"
К. Д. Ушинский
1.         Вопрос: «Что же такое грамматический строй речи?»
Ответы воспитателей…
Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он включает в себя морфемику и синтаксис, но об этом мы подробнее поговорим чуть позже.
2.         Вопрос: «Что нужно для формирования грамматического строя речи?»
Ответы воспитателей….
I. Здороваянервная система, что под этим понимается?
1.Наличие физиологического слуха, т.е. ребенок д.б. слышащим, а не глухим. А также развитый фонематический слух, т.е. ребенок, слышит и различает неречевые и речевые звуки),
2.Артикуляционный аппарат без патологий. (Все что участвует в извлечении звуков речи и голоса - гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твёрдое нёбо, зубы, губы, носоглотка.)
II. Развитые познавательные процессы. Какие?
Внимание – нужно для того чтобы; ребенок вас слушал, когда мы с ним разговариваем.
Мышление–позволяет ему понять то, что мы ему объясняем;
Память –дает возможность запомнить, усвоенный материал.
III. Грамотная речь взрослых, которые окружают ребенка. В первую очередь, семья. Речь родителей, бабушек, дедушек, если они принимают участие в воспитании ребенка, то это является образцом для подражания. Как говорят в семье, так будет говорить и ребенок. (Если ложат, выреживают ножнецАми, то и ребенок будет выреживать ножнецами).
3 Вопрос: «С чего начинается формирование грамматического строя речи?»
Ответы воспитателей….
Прежде чем, правильно строить предложения из слов, эти слова должны присутствовать в речи ребенка, т.е. формирование грамматического строя речи начинается с наращивания словаря. Причем, активного словаря, т.е. ребенок не, только должен понимать значение слов, но и использовать их в речи.
Самое первое расширение словарного запаса, его актуализация;
К 2 годам активный словарь составляет (300-400 слов), большая часть из которых, существительные, начинают, появляться глаголы и другие части речи, из которых ребенок пытается строить предложения.
К 3 годам словарь достигает 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы должно появиться развернутое предложение.
В4года. Ребенок использует в речи 2000 слов. В норме встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно употребляются простые предлоги и союзы, а также слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Зарождается словообразование и словотворчество.
В 5 лет. Запас слов у нормально развивающегося ребенка увеличивается до 3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.). В предложении используются все части речи. Идет формирование фонематического восприятия. К этому возрасту ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка.
В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов. Это этап формирования грамматически и фонетически правильной речи.
А какой словарный запас должен быть у взрослого человека? (10-12 тыс. слов) 21тыс. слов у Пушкина, 32.000 слов у молодых людей.
Речевая игра: А сейчас мы с вами проверим наш словарный запас. С детьми мы описываем игрушки, но вы люди взрослые, поэтому слова у вас тоже будут взрослые. Нужно передавая мяч, назвать по одному прилагательному к слову:
Компьютер - мощный, слабый, новый, дорогой, удобный, домашний, старый, маленький…
Детство - раннее, несчастливое, беззаботное, безрадостное, далёкое, голодное, счастливое, одинокое, трудное….
Работа - дипломная, кропотливая, нудная, рутинная, филигранная, сидячая, канцелярская, исследовательская
4 вопрос. Ну, а теперь переходим к тому, что же такое грамматический строй речи? Мы уже сказали, что - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он включает в себя морфемику и синтаксис.
Морфемика включает в себя морфологию и словообразование.
Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова. Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. А что же такое грамматические формы? Это части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные предлоги и т. д.
Словообразование- образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов) с помощью специальных средств.
Синтаксис - словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
Поэтому с помощью игр мы стараемся научить детей правильно говорить.
5 вопрос. Почему мы для развития используем игры? Потому что игра это- ведущий вид деятельности дошкольников. Когда вы предлагаете ребенку заниматься, то часто слышите отказ. Заниматься дети не любят, к тому же форма занятия- предполагает оценивание «Как ты справился с заданием». Предлагая ребенку играть, вы уменьшите его негативизм.
Для пополнения словаря частями речи я в своей работе использую игры: «Когда это бывает?», «Что перепутал Незнайка?», «Профессии», «Назови одним словом «Скажи наоборот», «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Что это такое?», «Правда или обман», «Четвертый лишний», «Угадай по описанию», «Кто как подает голос». "Фантазеры".
Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.
Очень часто дети допускают речевые ошибки.
1.         Неправильные падежные окончания имён существительных:
Например: нет чего? карандашов, ежов, дверёв, этажов; ночёв, девочков, куклов, книгов, пуговицев; у кукле, у сестре, у маме, без ложке;
дать кому? – Пети, Свети, Мити;
папа подарил мне слонёночек; Серёжа поймал сом;
мою руки Чем? водом; мама моет пол швабром;
Дети часто говорят – в лесе, в саде, в глазе, в носе.
2. Дети изменяют «упрямые словечки»- на пальте, не пианине, кофий, в кине, в метре.
3.Детям тяжело дается образование мн. числа - ягнёнки, жеребёнки, котёнки, свинёнки.
4.Неправильно согласовывают существительные с другими частями речи - большой яблок, мой полотенец, красный помидора
5. Неправильно образовывают глаголы:
искай (ищи), скакай (скачи), склади (сложи);
искать – искаю (ищу), плакать – плакаю (плачу), мочь – можу (могу);
хотеть – хотишь, спать – сплют (спят), давать – дадишь (дашь).
6.Еще от детей можно услышать– сломатая, разорватая, сошитая.
ярчее, хужее, плохее, чистее, голубее, сладкее.
у мене болят уши; в этим кармане; у тебе новая платья.
двое домов; с двумями.
Для развития словообразования и словоизменения использую игры:
«Один – много»; «Чего не стало?»; «Назови ласково»; «Кому что нужно для работы»; «У кого кто»; «Чья, чей, чьи, чье?»; «Из чего сделано «Веселый поваренок» или «Назови сок, варенье»; «Большой - маленький», «Где хранится?»; «Назови детенышей»; «Назови птенцов»;
«Измени по образцу»; «Что делает?»; «Доскажи словечко»;
Образование сложных слов
Игра для взрослых
Я вам показываю картинку или называю слово, вам нужно придумать к ней сущ., прил., гл.
Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
Для развития синтаксической стороны речи мы учим детей правильно, строить фразы и предложения, для этого использую игры: «Закончи предложение», «Кто что делает», «Размытое письмо», «Дополни предложение», «Что я знаю о профессиях?», «Добавь слово», «Распутай слова», «Магазин».
Давайте поиграем «Собери предложение» оцените красоту слова русских писателей.
1.
Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное.
2.
С тех пор как разоделись березки и выросли под ними разные травы с колосками и шишечками и шейками разных цветов, много, много воды утекло из ручья.
3.Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались.
4.Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали всё на одном и том же дереве, да куковала кукушка, перемещаясь всякий раз.
5.
Светлые, прозрачно набегающие морщины моют золотой песок, да чуть приметно шевелятся тёмные листья задумчиво свесившихся над обрывом с размытыми весеннею водою корнями деревьев.
6.
Он говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми, тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в свете и при дворе значительному человеку.
Заканчивая наш семинар, сделаем вывод:
Для чего же нужна правильная речь ребенку?
- только морфологически и синтаксически правильно оформленная речь может быть понятна собеседнику и помогает ребенку правильно строить диалог со взрослыми и сверстниками. Согласитесь, что с грамотно разговаривающим человеком общаться приятно.
- кроме того развивается монологическая речь, а любой тип монолога требует владения приемами логической связи всех видов простых и сложных предложений.
- Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребёнка. Осваивая грамматический строй, он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка.
- Развитие грамматического строя речи – залог успешного обучения в школе.
- Ребёнок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он не скован в общении со сверстниками, не стесняется, не боится выражать свои собственные мысли, чувства, настроение.
В норме грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих.
В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с её категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи. В дошкольном возрасте у ребёнка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно.

Декабрь 2020