Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА)

Мякишева Марина Алексеевна,
воспитатель,
детский сад «Колокольчик»,
с. Борское, Самарская область
Ключивые слова: система, пассажир, пешеход, ребенок, транспорт, инспектор.
Пояснительная записка.
Все водители и все пешеходы
Будте внимательны Вы на дороге
Правила дорожного движения
Все повторите
Жизнь детей и свою берегите!
В жизни современного человека транспорт имеет большое значение. Однако транспорт является не только средством передвижения, но и источником повышенной опасности. Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная реакция, которая, свойственна взрослым. Поэтому уже в детском саду очень важно изучать с детьми правила дорожного движения.
Главная цель моей работы - формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного, безопасного поведения на улице.
Система работы. При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения, мы используем три аспекта взаимодействия ребенка с транспортом:
·           ребенок – пешеход,
·           ребенок – пассажир транспорта,
·           ребенок – водитель детского транспортного средства (велосипед, самокат, санки).
Свою работу проважу планово, систематически, постоянно. Она охватывает все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Как правило, в сентябре объявляется «день безопасности детей на дорогах» и в первую неделю апреля «неделя безопасного дорожного движения». В эти периоды наиболее интенсивно веду работу по обучению детей правилам дорожного движения, знакомству с дорожными знаками, с особенностями деятельности сотрудников ГИБДД. Провожу занятия по темам: «Азбука улицы», «Истории о необычных машинах», «Светофор и его сигналы», «ГИБДД – что это такое», «Виды транспорта, правила движения» и т.п. Организую встречи с интересными людьми: инспекторами ГИБДД, водителями. Такие встречи очень интересны детям, так как от настоящего инспектора дети узнают об отличительных особенностях формы, о необходимых атрибутах: жезл, радар, о мерах наказания нарушителей и профилактической работе. Кроме этого, детям всегда хочется показать инспекторам, что они хорошо знают все правила дорожного движения. Инспектора охотно идут на взаимодействие с нами. Инспекторы приходят на запланированное занятие по обучению правилам дорожного движения в удобное для детей время. Предварительно мы обговариваем объем информации, которую нужно дать детям. Инспектора всегда приносят материалы: наглядной агитации и оставляют детям для систематической работы.
На своих занятиях и в свободной деятельности формирую у детей знания и навыки различать дорожные знаки, предназначенные для пешеходов. Детей знакомим с предупреждающими знаками: «Дети», «Пешеходный переход», запрещающими: «Движение на велосипеде запрещено», «Движение пешеходов запрещено», информационно -указательные: «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход».
Объясняю, что означает каждый знак, разыгрываю дорожные ситуации с помощью макета улицы со светофорами, автомобилями, пешеходами, рисуем дорожные знаки и прочее. По развитию элементарных математических представлений закрепляем понятия левая, правая сторона; ориентируем в окружающем пространстве; привлекаем детей к составлению планов, схем участка, дороги; выкладыванию из геометрических фигур – машин.
На занятиях по изобразительной деятельности ребята рисуют различные знаки, автомобили, дома. Соблюдая пропорции: их форму, величину, строение и соотношение частей.
На занятиях по ручному труду и в свободной деятельности дети изготавливают из бросового материала машины, светофоры, заправки, гаражи. Дети создают различные здания из строительного материала. Все это они делают по образцу, по схеме и собственному замыслу. В работе с детьми использую проблемные ситуации: «правильный и неправильный переход проезжей части улицы», «игры на тротуаре рядом с проезжей частью», «поведение в автобусе».
Целью этих ситуаций - закрепить у детей правила дорожного движения.
Организую экскурсии на центральные улицы села, экскурсии к оживленному перекрестку, целевые прогулки по наблюдению за транспортом и работой инспекторов ГИБДД. Кроме этого постоянно, в ходе любых экскурсий и целевых прогулок обязательно обсуждаю с детьми маршрут следования, закрепляю правила передвижения к месту экскурсии, дорожные знаки, встречающиеся на пути.
Большое значение в формировании знаний о правилах дорожного движения имеет предметно-развивающая среда, которая находится в нашей группе.
В совместной свободной деятельности знакомлю детей с правилами поведения на улицах села, города. Беседую о правилах дорожного движения, подбираю иллюстрации, плакаты, дидактические альбомы. Во время таких бесед объясняю и закрепляю с детьми: для чего предназначен тротуар, проезжая часть, перекресток, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Для закрепления правил дорожного движения организую сюжетно-ролевые игры «Наша улица», «Пассажиры». В ходе сюжетно-ролевой игры «Пассажиры» дети с помощью стульев образуют салон автобуса и обыгрывают различные ситуации, распределяя роли: водитель ведет автобус, объявляет остановки; пассажиры стоят на остановке, входят в салон.
Знакомлю детей с правилами поведения в транспорте. Объясняю, что входить в автобус, троллейбус, трамвай нужно через заднюю дверь, а выходить через переднюю; с маленькими детьми и пожилые люди могут входить через
переднюю дверь; маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте, обязательно пользоваться ремнями безопасности.
Играем в дидактические игры: «Поставь дорожный знак», «Логика – малыш», «Дорожные знаки», «В гостях у светофора», «Улица». На прогулке играем в подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Красный, желтый, зеленый», «Цветные автомобили» и другие.
Читаю художественную литературу: рассказы, стихи, загадываю загадки, решаем кроссворды: С. Михалков «Моя улица», «Велосипед», С.Маршак «Милиционер», В. Семернин «Запрещается – разрешается», Н.Носов «Автомобиль», Г. Юрмин «Любопытный мышонок» и много других.
Не оставляю без внимания работу и с родителями. Оформляю тематические консультации, папки-предвижки, где даются конкретные советы по формированию у дошкольников умение обеспечивать свою безопасность на улице: «Что нужно знать и что нужно рассказать своим детям», «Ребенок и взрослый на улице», «Правила дорожные дошкольнику знать положенно».
Провожу родительские собрания, семинары-практикумы. Совместно с родителями на територии детского сада создали развивающую среду «Перекресток».
Приглашаю родителей на совместные беседы с детьми и на экскурсии. Только благодаря совместной работе с родителями закрепляются знания детей. Совместно с родителями, детьми и инспекторами провели акции: в сентябре «Внимание, дорога» и в июне «Внимание, дети»
Цель этих мероприятий - напомнить прохожим и водителям о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
Мы вместе с детьми хотели достучаться до каждого сердечка водителей и пешеходов и напомнить, что жизнь это самое главное, что есть у человека.
В руках у дошкольников были воздушные шарики в форме сердечка, к шарику был привязан листок треугольной формы со стихотворением, которое мы придумали вместе с детьми:
ВСЕ ВОДИТЕЛИ И ВСЕ ПЕШЕХОДЫ!
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ ВЫ НА ДОРОГЕ
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОВТОРИТЕ.
ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ И СВОЮ БЕРЕГИТЕ!
Благодаря такой системе:
1. Расширятся представления детей об окружающей дорожной среде и Правилах дорожного движения.
2. Сформируются умения спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Повысится активность родителей и детей к обеспечению безопасности
дорожного движения, повыситься уровень знаний правил дорожного движения у дошкольников, их родителей и педагогических работников.
4. Сформируется понимание необходимости соблюдения правил дорожного движения.
6. Разовьются творческие и мыслительные способности дошкольников.
7. Создадутся необходимые условия для организации деятельности детского сада по охране и безопасности жизни детей.
Список использованной литературы:
1.         Авдеева Н.Н.О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста» Просвещение, 20015.
2.         Авдеева Н.Н, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2017.
3.         Авдеева. Н.Н, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2013.
4.         Ермолаев С.Д. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург, 2010.
5.         Поддубная, Л.Б. Правила дорожного движения. Волгоград: Корифей, 2013.
6.         Клюева Т.Н., Мелихова Г.Н. «Дорога без опасности», Самара, 2012
7.         Кирьянов В.Н «Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма» методическое пособие.- М., «Тритий рим», 2014
9. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора / Т. Ф. Саулина. - М.:
«Просвещение», 2016.
Декабрь 2020