Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РЕБЕНОК И КОМПЬЮТЕР. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ»

Дронова Ольга Евгеньевна,
воспитатель,
МАДОУ д/с №7,
г. Лебедянь, Липецкой области
Всем известно, что детский сад в представлении большинства родителей является не только образовательным учреждением, но основным инструментом социализации ребенка, подготовки его к жизни в обществе других людей. И это верно, достаточно только взглянуть на малышей, впервые переступающих порог детского сада: один застенчив, не хочет расставаться с мамой и не уверен в своих силах, другой задирист и привык всего добиваться напором, третий слаб в самообслуживании, потому что дома часто «жалели» и делали все за ребенка, четвертый привык, что в первую очередь исполняются именно его желания, они всегда в приоритете. Но уже через год-другой дети привыкают считаться с чужими интересами, самим справляться с одеждой и едой, правильно и вежливо общаться в коллективе, становятся более приспособлены к жизни в обществе.
Но современное общество, работу взрослых, отдых, путешествия и многое другое уже невозможно представить без современных информационных технологий. Жизнь не стоит на месте. Практически у каждого родителя в телефоне уже и Интернет, и фотоаппарат, и видеокамера, возможность пользоваться мессенджерами, социальными сетями, поисковиком, навигатором и т. д. А значит, и дошкольное образование не должно отставать от жизни. Поэтому информационно-коммуникативные технологии прочно вписались в образовательную и воспитательную деятельность ДОУ.
Хотя следует признать, что не все так просто. Несмотря на то, что во многих дошкольных учреждениях улучшается материальная база и появляются компьютеры, проекторы, ноутбуки, принтеры и сканеры, интерактивные доски, нет окончательно сформированной методики применения всего этого в работе педагога, непосредственно-образовательной деятельности и досуге детей.
Каждый педагог сам для себя решает, как часто и с какими целями он будет использовать информационно-коммуникативные технологии. Во многом это зависит и от уровня информационной грамотности и развития профессиональных компетенций самого педагога. А также от уровня мотивации постоянно учиться новому и повышать уровень своей квалификации. Недавние события весны 2020 года, когда во многих регионах страны были закрыты не только школы, но и детские сады, и многим педагогам пришлось переформатировать привычную работу и организовать дистанционное обучение, стали в некотором роде моментом истины. Если до этого ряд педагогов мог позволить себе быть неуверенным пользователем ПК, а оформление документации в электронном виде доверить хорошим знакомым и родственникам, то теперь стало отчетливо видно, кто вписывается в новые условия реальности, а кто не очень. Для кого не представляет труда записать и выложить ролики на своем канале в YouTube, поучаствовать в конференции с помощью программы Zoom, наладить полноценной общение с родителями воспитанников с помощью одного из мессенджеров, в том числе скидывая туда и документы в Word, и ссылки на страницу группы на сайте садика, видеоролики, а для кого это все «темный лес».
Вследствие этого роль информационно-коммуникативных технологий сложно переоценить. Заинтересованный педагог всегда найдет возможность повысить свой уровень компьютерной грамотности, тем более, что сейчас полно обучающих семинаров и конференций на данную тему в сети Интернет.
Но при использовании информационно-коммуникативных технологий нужно четко помнить о главном участнике всей нашей непростой работы – о ребенке. В первую очередь, о его безопасности при использовании компьютера в обучении.
Прежде всего необходимо обратить внимание на то, сколько времени ребенок проводит за компьютером. Общепризнанно, что дети 3-4 лет должны находиться у экрана 5-7 минут, в 4-5 лет — это время можно увеличить до 10 минут, и в 5-6 лет время не должно превышать 20 минут в день.
Необходимо следить за осанкой ребенка, за расстоянием до экрана (желательно около 60 см), по этой причине часто не советуют детям заниматься с ноутбуком, потому что там связаны экран и клавиатура и расстояние до глаз часто уменьшается. При этом необходимо делать перерывы для гимнастики для глаз, для общей разминки.
Программы и игры, с которыми занимается ребенок, тоже играют ведущую роль в формировании его образа мира. Следует следить за тем, чтобы контент, с которым работает ребенок, был качественным и по возможности лицензионным, соответствовать возрастным особенностям воспитанника.
Необходимо учитывать и индивидуальные особенности ребенка, какую цель мы ставим при использовании ИКТ: это может быть развитие речи, внимания, мышления ребенка, его реакции, способности к анализу, а может быть даже коррекция речевых нарушений. В зависимости от этого следует подбирать задания для малышей.
Существует еще одна опасность частого присутствия компьютера в жизни ребенка: он привыкает к яркому образному наглядному представлению информации, вследствие этого позже могут возникнуть сложности с усвоением информации на слух. Ведь часто учителя в школе жалуются на то, что дети не умеют слушать и слышать. Действительно, сто лет назад ребенок получал информацию методом наблюдения, созерцания, часто именно через рассказы взрослых мог что-то узнать, чему-то научиться. А сейчас у детей преобладает именно зрительный канал восприятия информации, мышление у них клиповое, обрывочное, очень образное, поэтому анализ информации позже часто вызывает трудности. Да и проблем с речью в дошкольном возрасте в последнее время прибавилось. Не секрет, что часто дома ребенок в свободное время занят просмотром мультиков или играми на компьютере и телефоне. Поэтому и речь бедна, и играть он плохо умеет, сам себя занять может с трудом, развитие мелкой моторики тоже страдает.
Вследствие этого необходимо проводить постоянную работу с родителями по профилактике нарушений зрения и осанке при занятиях ребенка с компьютером. А также объяснять родителям значимость совместного семейного досуга, помощи ребенка по дому, чтению книг, прогулок, ухода за домашними животными и т.д., чтобы жизнь и развитие ребенка были полноценными, потому что компьютер для нас, а не мы для компьютера. И если ребенок видит, что вечером мама занята соцсетями в ноутбуке, старший брат сидит в телефоне, а папа с упоением играет в «танчики», то ребенок не сможет полноценно развиваться в такой семье.
Поэтому несмотря на явные положительные стороны применения информационно-коммуникативных технологий, нужно учитывать особенности их применения и не только пользу, но и вред, которые они могут причинить при неправильном применении.
Декабрь 2020