Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Дронов Евгений Владимирович,
заместитель директора,
Древова Любовь Аркадьевна,
педагог-организатор,
Калашников Александр Викторович,
педагог-организатор,
МБУДО «Юность»
г. Белгород
В современном мире всестороннее развитие личности просто необходимо. От уровня полученных знаний зависит дальнейшая судьба отдельного человека и общий социально-экономический, духовный, социокультурный уровень общества в целом. Общеобразовательная школа нацелена лишь на получение знаний, а не на воспитание, поддержание и укрепление духовности, психофизиологической стороны личности. Большинство родителей прекрасно понимают, что наличие аттестата по окончании школы еще не дает оснований полагать, что человек готов к осмысленной взрослой жизни, совершению ответственных поступков. Получение образования в современном обществе является приоритетом. Об этом свидетельствует тот факт, что планирование обучения в том или ином учебном заведении начинается еще до достижения ребенком школьного возраста. Причем, выбор родителями учреждений происходит тщательный, начиная с начальной и до высшей ступени образования. Несомненно, это влияет на всю дальнейшую судьбу ребенка. Но если образование несет социокультурные функции и является «одним из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры», то дополнительное образование всесторонне развивает ребенка как личность. Посещение ребенком кружков, спортивной секции, школы искусств позволяет развиваться саморегуляции личности, вырабатывать волевые качества: упорство, решительность, целеустремленность и др. Дополнительное образование усиливает роль практической и самостоятельной работы. Многие занятия проходят в индивидуальной форме, а если и в групповой, то учитель имеет больше возможности проконтролировать, отшлифовать работу ученика, чем на занятиях в общеобразовательном учреждении. Сущностные силы личности поддерживаются в творческом процессе, а формирование творческих способностей ведет к созданию новой образовательной среды, о чем в своих исследованиях пишет Е.В. Мстиславская (кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова). Для ребенка это особый мир, совершенно отличный, от школьной среды. Те педагоги, которые это понимают, меняют свой подход к образовательному процессу, вносят изменения в общепринятую схему обучения, создают свои системы, комфортные для ребенка. В этих системах развитие детей происходит интенсивнее. Но главное – сохраняется эмоциональный фон, выстраиваются общечеловеческие ценности: симпатия к другим людям, доверие, уважение, терпение, благожелательность и дружелюбность. В качестве примера можно привести выдающихся педагогов. Один из них – директор Центра образования №109 г. Москвы Е.А.Ямбург – создатель школьного театра, другой – немецкий композитор и музыкальный педагог Карл Орф – создатель теории музыкального образования «Шульверк». Карл Орф, к примеру, писал, что «надо воспитывать доброжелательный интерес к другому, к другой точке зрения, надо формировать «открытую душу». То чувство удивления, изумления, о котором пишет К.Орф, возникает далеко ни у каждого. Именно оно дает толчок к творчеству, созиданию. И не важно, в какой сфере, профессии окажется ребенок в будущем. Об этом всегда должны помнить современные педагоги. Современные авторские методики, программы, которые теперь называются «инновационными», широко поддерживаются и стимулируются государством. У педагога есть возможность повышать свой профессиональный уровень через участие в мастер-классах, конкурсах, методических семинарах, конференциях, проведение открытых уроков, реализацию грантов. Важно только не забыть, что задача педагога дополнительного образования – создать условия для воспитания человечности, возникновения атмосферы радости, развития созидательных способностей. По выражению Песталоцци, «каждый знает лишь то, что сам пробует сделать». Поэтому так важны волевые усилия ребенка для продвижения в познании, открытии нового. XXI век ставит детей и их родителей в жесткие условия: изменения в мире происходят совершенно другого, нематериального порядка. Немецкий философ М.Хайдеггер подчеркивал, что угроза человечеству идет не от разрушения природы, возможной войны или деградации общества. Это все следствия. Проблема в том, что мы перестаем думать. Кризисы, переживаемые обществом, касаются не только экономической стороны, но и социокультурной, духовной. При внешнем общем благополучии жизни происходит глубокий духовный кризис, который выливается в область внутренних семейных отношений, в торможение образовательного процесса, в потерю цельности мировосприятия. Да и сама система образования не способствует развитию ребенка, а скорее довлеет над ним. А ведь прежде, еще во времена царской империи, Екатерина II придерживалась мнения, что в первую очередь нужно не выдавать ребенку массу знаний, а возбуждать в нем самостоятельность, то есть интерес к ним. «Учение надо делать приятным, чтобы оно казалось ребенку отдыхом, а не трудной работой…воспитывать необходимо собственным примером, руководствуясь не прихотью и произволом, а доброжелательностью». Новая образовательная среда, созданная в такой атмосфере, способствует творческому развитию личности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит руководителю, преподавателю. Творческие способности развиваются через расширение кругозора, эстетических потребностей. Большую роль в этом играет музыкально-развивающая среда, включающая в себя несколько компонентов: физический, психофизиологический, эстетический, культурологический. Все эти компоненты воздействуют на ребенка на разных уровнях: физический реализуется в приспособлении к действительности через подражание, языковую активность, эмоциональность; психофизиологический – в речи, запоминании, общении, воображении, релаксации через звук; эстетический формирует систему ценностных отношений человека; культурологический определяет общий эстетический облик ребенка. Как видим, музыкальная среда способствует многостороннему развитию формирующейся личности на разных уровнях. Об этом еще в давние времена знали ученые и педагоги. Пифагор установил способность музыки повышать и развивать интеллект человека. В его школе занятия математикой проводились под музыку. Л.С. Выготский сравнивал значение музыкального периода в жизни ребенка с речевым, в котором происходит активация воображения, интеллектуального поиска и другие виды развития. Другая немаловажная роль музыкальной среды – снижение психологических нагрузок, которые испытывают дети младшего возраста при большой занятости. Дети-музыканты, посещающие несколько кружков, легче переносят нагрузки и стрессовые ситуации, чем остальные. В заключение следует сказать, что роль дополнительного образования в современном мире особенно велика. Необходимо сохранять эмоциональный фон ребенка, развивать не только его интеллектуальный, но и психофизиологический, культурологический уровни. Родители и педагоги должны понимать, что в условиях информационно насыщенной жизни, при огромных школьных нагрузках ребенок должен иметь выход своей внутренней энергии. И для того, чтобы она не была разрушающей, нужно направить ее в русло творчества, созидания.
Декабрь 2020