Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Гусева Ольга Николаевна,
учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ №364 г. Санкт-Петербурга
Информационные технологии уже давно стали неотъемлемой частью общественной жизни, являясь объективной данностью: процессы в рамках всех сфер человеческой деятельности невозможно представить без использования современных достижений науки и техники. Процесс образования не является исключением: в последнее десятилетие остаётся актуальным вопрос о применении информационно-коммуникационных технологий на всех этапах и уровнях образования.
В свете последних событий, связанных с пандемией и вынужденной самоизоляцией, как никогда остро встал вопрос дистанционного обучения. Спонтанный переход к форме дистанционного образования обнажил ряд проблем, сопутствующих организации и реализации процесса обучения, не предусматривающего очного взаимодействия субъектов образования: в таких условиях именно информационно-коммуникационные технологии играют ключевую роль.
Весьма серьёзной проблемой в этом контексте становится дистанционное обучение в начальной школе: обучающиеся младшего школьного возраста, вероятно, в меньшей степени готовы к данной форме взаимодействия в силу психологических особенностей. Кроме того, навыки самостоятельной деятельности учащихся начальной школы находятся скорее на стадии формирования, что также обусловливает необходимость тщательного подбора средств обучения, основанных на применении информационных технологий.
1.Особенности дистанционного обучения в начальной школе. Планирование учебного процесса в начальной школе, в том числе и в дистанционном формате, невозможно без ориентации на психологический портрет обучающегося младшего школьного возраста. Существует мнение, что именно учебная познавательная деятельность является ведущей в процессе становления и развития личности младшего школьника.
Учащийся начальной школы в целом психологически и физически готов к обучению, обладая необходимым уровнем развития: внимание относительно устойчиво, речь и память в достаточной степени развиты. При этом в большей степени развита наглядно-образная, чем словесно-логическая память. В связи с этим следует обратить внимание на формирующееся у современного человека клиповое мышление: сущность данного явления заключается в наиболее лёгком мгновенном восприятии человеком не текста, а «клипа» – яркого визуального образа, несущего в себе значимый объём информации.
Одним из важнейших факторов при планировании и реализации урока является заинтересованность учащегося. Л. С. Выготский заявлял, что интерес обучающегося становится «естественным двигателем» учебной деятельности ребёнка. Интерес – основа мотивации обучающегося, педагог же в этом случае скорее регулирует, направляет и контролирует этот процесс, ставя перед учащимся конкретные задачи.
Используя информационно-коммуникационные средства в процессе обучения в начальной школе, педагог должен учитывать обозначенные выше факторы: крайне важно использовать наглядные средства при объяснении и закреплении материала, обозначать цели освоения тем и задачи, стимулирующие самостоятельную деятельность обучающихся.
Говоря о дистанционной форме, которая подразумевает взаимодействие учителя и обучающихся на расстоянии посредством информационных технологий, некоторые исследователи отмечают, что обучение младших школьников сопряжено с проблемой недостаточной сформированности навыков самостоятельной деятельности. В связи с этим обязательными элементами процесса дистанционного обучения в данном случае должны стать, во-первых, чётко прописанный алгоритм действий обучающихся, и, во-вторых, систематический контакт учителя и обучающегося.
В силу психологических особенностей учащихся начальной школы целесообразно привлекать к процессам организации обучения и контроля его результатов родителей обучающихся с помощью доступных сегодня средств, обеспечивающих коммуникацию на расстоянии: Skype, Zoom, Viber, WhatsApp. Данные средства позволяют как проводить индивидуальное консультирование родителей, так и организовывать групповые конференции и чаты, где педагог имеет возможность выдать необходимые рекомендации и отследить процесс выполнения заданий.
Потребность в осуществлении контакта с родителями учащихся отчасти вызвана и гибкостью дистанционного обучения: школьник не всегда имеет возможность, например, присутствовать на онлайн-занятии, в связи с чем возникает потребность в регуляции учебной деятельности при наличии связи между учителем и родителями.
При организации процесса дистанционного обучения образовательные учреждения и педагоги сталкиваются с проблемой отсутствия единой платформы, на которой происходило бы взаимодействие субъектов образования. В этой связи целесообразно обращаться к общедоступным ресурсам, предоставляющим доступ с любого устройства к широкому спектру материала: примером здесь может быть YouTube, располагающий огромным количеством видеоматериала, которым можно подкрепить освоение той или иной темы в рамках любой учебной дисциплины.
2.Методические особенности дистанционного обучения с использованием информационных технологий в начальной школе. Обозначенные выше особенности дистанционного образования в начальной школе обусловливают методические особенности проектирования и реализации учебных дисциплин с учётом объективной потребности в использовании информационных технологий в их комбинации с педагогическими: именно в этом аспекте во многом заключается уровень ИКТ-компетентности учителя.
Применение информационных технологий в процессе обучения позволяет:
·рационализировать когнитивную деятельность обучающихся;
·ориентироваться на индивидуальные особенности обучающихся, предоставляя возможность придерживаться собственной образовательной траектории;
·стимулировать активную деятельность каждого обучающегося, что не всегда возможно в формате «живого общения»;
·перевести процесс взаимодействия учителя и учащихся в качественно иную плоскость, ориентированную на условия современной действительности;
·интенсифицировать все уровни и этапы обучения.
Как отмечалось ранее, на организационном этапе возникает потребность в установлении контакта не только с обучающимися, так и с их родителями. Оптимальными средствами коммуникации становятся общедоступные мессенджеры (Viber, WhattsApp), с помощью которых педагог может обозначить цели и задачи обучения, информировать об объёме учебного материала, о сроках сдачи заданий. Отметим, что роль родителей в данном случае подразумевает посредничество в организации и осуществлении контроля, но не реализацию функций педагога или обучающегося.
Предоставление материала учащимся начальной школы в виде учебного текста и письменных вопросов и заданий к нему едва ли станет эффективным способом работы, соответственно, актуальной становится проблема поиска организационных форм, которые были бы ориентированы на особенности обучающимся младшего школьного возраста и отвечали бы специфике дистанционного обучения.
Прежде всего, целесообразно использовать средства, предоставляющие возможность онлайн-связи в формате видеоконференций (Skype, Zoom), которые, во-первых, дают возможность коммуникации, приближенной к ситуации живого общения, и, во-вторых, позволяют наладить обратную связь с учениками, что является обязательным условием для поддержания мотивации и психологического комфорта обучающихся. Кроме того, онлайн-занятия уместно сопровождать наглядным материалом (презентациями, иллюстрациями, схемами) с комментариями педагога: активизация различных каналов восприятия информации будет способствовать наиболее эффективному усвоению информации.
Учитывая ориентированность современных учащихся начальной школы на восприятие зрительных образов, правомерно предположить, что использование коротких видеороликов также способно повысить эффективность образовательного процесса. Видео при этом может быть использовано и в качестве основной формы представления материала, и как дополнительный источник, и как способ закрепления полученных знаний. Обязательным элементом в данном случае является этап рефлексии: самый простой способ – организация дискуссии после просмотра видеоматериала.
Принимая во внимание тот факт, что в процессе дистанционного обучения не всегда удаётся организовать полноценную групповую беседу, наиболее продуктивным представляется другой вариант: вместе с видео предложить обучающимся ряд вопросов и заданий разного уровня сложности, например:
·тест;
·вопросы, предполагающие развёрнутые ответы;
·прилагающаяся к видеоролику его частичная расшифровка: текст с пропусками, которые необходимо заполнить обучающемуся;
·расшифровка материала видеоролика, содержащая ошибки: в этом случае обучающемуся предлагается найти недочёты и откорректировать содержание текста;
·аналогичное задание, в котором материал представлен в виде таблицы или схемы, которые дополняются обучающимся в процессе просмотра.
Отметим, что подобные задания отвечают принципам актуального сегодня кейс-метода, а также в определённой степени способствуют формированию и развитию критического мышления.
Интеграция в процесс дистанционного обучения ресурсов, предоставляемых различными образовательными платформами, также является рациональной идеей в сложившихся обстоятельствах. Например, таким средством является портал «Инфоурок.ру», где педагог может найти разнообразные интерактивные задания и упражнения, напоминающие привычные современным детям компьютерные игры. Подобные средства призваны не только решить определённые задачи, но и повысить уровень мотивации обучающегося: выполнение заданий в игровой форме в полной мере соответствуют психологическим особенностям учащихся начальной школы.
Выводы. Современный мир невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих деятельность во всех сферах общественной жизни, не исключая образование. Весьма актуальной сегодня, особенно в условиях вынужденной изоляции, является проблема реализации дистанционного обучения и его методического обеспечения. При планировании образовательного процесса в начальной школе необходимо учитывать не только условия объективной реальности, но и психологические характеристики учащихся младших классов, обусловливающие методические особенности процесса обучения. Информационные технологии в данном случае становятся основным средством обучения: применение разнообразных ресурсов и форм работы призвано оптимизировать процесс обучения.
Декабрь 2020