Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФГОС УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРАКТИКА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И РЕАЛИЗАЦИИ

Залевская Наталья Ивановна,
руководитель,
МКОУ Тогучинского района
"Сурковская средняя школа"
село Сурково
Тогучинского района
Новосибирской области
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Объективной основой преемственности является то обстоятельство, что имеет место поступательное развитие предметов и явлений, вызываемое внутренне присущими им противоречиями.
Очень образно этот процесс описал А. Эйнштейн: «… это не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окружением".
В течение нескольких лет педагогический коллектив нашей школы работает над проблемой преемственности между дошкольным образованием и начальной школой, между начальной и основной школой.
Работа ведется по трем основным направлениям:
– совместная работа педагогов уровня дошкольного, начального и основного общего образования
– работа с обучающимися (воспитанниками)
– работа с родителями
В последние годы началась работа по реорганизации общеобразовательных школ путем присоединения к ним детских садов или открытия на базе школ дошкольных групп. В 2015 году произошла реорганизация и нашего образовательного учреждения путем присоединения детского сада. В педагогический коллектив влились 2 воспитателя и методист. С этого времени мы проводим общие педсоветы, совещания, заседания школьного методического объединения учителей начальных классов и воспитателей, в ходе которых педагогами определяются общие цели; использование преемственных образовательных технологий; взаимопосещения уроков и занятий; изучение программ (учитель, набирающий 1 класс, знакомится с программой дошкольной группы, а воспитатель знакомится с программой 1 класса).
В апреле-мае проводится собрание для родителей будущих первоклассников, где родители знакомятся с условиями обучения детей, с режимом занятий и т.д. Учитель, в свою очередь, посещает родительские собрания в дошкольной группе, открытые занятия, праздники, где он ближе узнает детей и родителей, узнает их возможности, интересы.
Учителя-предметники, которые работают в 5 классе, изучают методику обучения учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу. Для этого они посещают уроки в 4 классе. Учитель начальных классов, выпустивший 4 классы, постоянно поддерживает контакт с классным руководителем 5 класса и учителями-предметниками, с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей обучающихся и микроклимата в семьях. Обязательно в конце года учитель дает подробную характеристику на каждого ученика класса. Учителя-предметники посещают праздники обучающихся начальной школы, в том числе ставший традиционным "Прощание с начальной школой". Последнее родительское собрание в 4 классе проводится совместно с будущим классным руководителем и учителями-предметниками, где родителей знакомят с требованиями, предъявляемыми в основной школе к оформлению письменных работ и устных ответов, выставлению отметок и т.п.
Прослеживается преемственность и в работе с детьми. Воспитанники дошкольной группы приходят на экскурсию в школу, знакомятся со школьным музеем, летом посещают лагерь с дневным пребыванием. Обучающиеся начальной школы участвуют в акции "Подарок детскому саду", "Книга детскому саду", участвуют в утренниках и праздниках.
В школе налажена шефская работа: к примеру, над 1 классом шефствует 5 класс, над 5 - 9 класс. Старшеклассники помогают украшать своим подшефным класс к новогоднему празднику (акция "Новогоднее окно"), вместе работают на уборке территории школы (акция "Трудовой десант"), участвуют в акции "Могилка ветерана" и т.п.
Старшеклассники во время дежурства организовывают игры на переменах для обучающихся начальной школы. При проведении предметных недель, общешкольных Дней здоровья и других мероприятий дети начальной школы объединяются со старшеклассниками в разновозрастных группах, учатся вместе работать, сотрудничать.
Преемственность осуществляется и во внеурочной деятельности. Она реализуется по всем направлениям: духовно-нравственному, спортивно – оздоровительному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному. Например, в дошкольной группе создана детская группа "Эколята", работает живой уголок. В начальной школе введен курс внеурочной деятельности «Я-исследователь», позволяющий обучающимся формировать умения решать учебные и практические задачи в ходе игровой и практической деятельности. Лучшие работы участвуют в районной конференции "Я познаю мир". В основной школе курс «Я-исследователь» продолжается. Ежегодно проводится школьная научно-практическая конференция (руководитель учитель химии и биологии Шерстобоева С.М.), где обучающиеся выступают со своими проектами и исследованиями. Лучшие работы участвуют в районной НПК, в региональных и всероссийских конкурсах.
В 1-4 классах реализуются программы внеурочной деятельности «Волшебная бумага», «Планета Здоровья», «Юный шахматист», которые продолжают реализовываться и в старших классах уже в рамках дополнительного образования детей. Дети с 5 по 11 классы посещают такие кружки, как «Туристический», «Юный шахматист», «Настольный теннис», «Волейбол», «Волшебная бумага», «Лыжная подготовка», «Волшебная кисточка» и другие.
Таким образом, преемственность предполагает плавный переход на новую ступень обучения, такой переход, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приемов работы не растерять все хорошие приобретения, не утратить интерес к обучению.
В целом внедрение данной модели в учебный процесс способствовало стабилизации качественных показателей при переходе обучающихся из начальной школы в основную школу и как следствие — рост уровня удовлетворённости школьной жизнью.
Для обеспечения преемственности в условиях перехода ФГОС из дошкольного образования в начальное, из начальной школы на уровень основного общего, а затем и среднего образования необходимо сосредоточить свое внимание на решении следующих ключевых задач:
1. Создание условий для психологической и технологической подготовки воспитателей и педагогов школы к переходу на стандарты второго поколения (качественная курсовая подготовка, практические семинары, мастер-классы по обмену опытом и творческими наработками).
2. Обеспечение единства подходов к построению учебной деятельности на всех уровнях образования (наличии логических связей в программно-методических документах, регламентирующих образовательный процесс, соблюдении преемственности содержания используемых УМК, соблюдении преемственности форм, методов, технологий, применяемых в учебной деятельности).
3. Обеспечение преемственности программ внеурочной деятельности на всех уровнях образования.
Шалва Амонашвили когда-то написал: "Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?»
Так вот наша задача – сделать так, чтобы при переходе с одного уровня образования на другой глаза наших детей и наших педагогов продолжали светиться, чтобы не пропало их желание и стремление стремиться к новому, неизведанному.
В заключении отмечу, что говоря о вопросах преемственности, мы ориентировались на опыт нашего образовательного учреждения. Вполне вероятно, что коллеги из других образовательных учреждений дополнят перечень обозначенных нами проблем, найдут новые способы их решения. В этой связи неоценимым оказывается обмен опытом. Проблемы внедрения ФГОС, а соответственно и проблемы преемственности образования, являются системными, и решать их нужно сообща, привлекая положительный опыт разных образовательных учреждений.
Декабрь 2020