Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА И МАТЕМАТИКА»

Богданова Светлана Викторовна,
учитель физики,
МБОУ «ООШ №10»,
г. Гурьевск, Кемеровская область-Кузбасс
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности «Практическая физика и математика» является интегрированным, так как для выполнения экспериментальных заданий, решения самых разных жизненных задач необходимо использовать полученные знания, умения и навыки таких учебных предметов как: математика, физика, биология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура и др.
Курс «Практическая физика и математика» направлен на формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. При выполнении заданий учащиеся должны понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Практическая физика и математика» отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Практическая физика и математика» отражают:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Практическая физика и математика» отражают:
-           формирование целостной научной картины мира;
-           понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
-           овладение научным подходом к решению различных задач;
-           овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
-           овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
-           воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
-           овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
-           осознание значимости концепции устойчивого развития;
-           формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Тема 1. Введение. Физика и математика вокруг нас
Требования безопасности в кабинете физики. Организация рабочего места. Основные правила безопасности при выполнении экспериментальных заданий. Знакомство с видами экспериментальных заданий. Технология выполнения и оформления заданий.
Тема 2. Изучение человека как физического объекта
Эксперименты на определение и вычисление: длины своего шага; скорости движения при ходьбе и беге; времени движения; работы, совершаемой при ходьбе, подъёме по лестнице, лазания по канату или шесту, подтягивании на перекладине, а также развиваемой при этом мощности; массы своего тела, его объёма и средней плотности; площади ладони; давления, производимого на пол, стоя на одной и двух ногах; силы, развиваемой при подтягивании; расстояния наилучшего зрения; центра тяжести собственного тела и т.д.
Решение задач: почему вставая со стула, мы либо подаёмся туловищем вперёд, либо пододвигаем под стул ноги; чем отличается ходьба от бега; может ли человек быть сильнее самого себя; яркие звёзды кажутся крупнее: нормальному глазу или близорукому; зачем человеку два уха; и т.п.
Тема 3. Использование бытовых измерительных приборов
Задания предусматривают освоение теории и практики (с оценкой пределов измерения и цены деления шкал) применения следующих измерительных приборов: линейки миллиметровой, ленты сантиметровой, рулетки, мерной кружки, шприца медицинского, часов с секундной стрелкой, весов рычажных, напольных, пружинных, манометра автомобильного, термометра медицинского, наружного, компаса, гальванометра, счётчика электрической энергии и т.д.
Решение задач: можно ли верно взвесить на неверных весах, имея верные гири; можно ли взвесить на верных весах, имея неверные гири; что тоньше и примерно во сколько раз: человеческий волос или стенка мыльного пузыря; как с помощью термометра определить давление атмосферы и т.д.
Тема 4. Физика и математика в быту
Эти задания знакомят учащихся с физическими характеристиками повседневных продуктов питания: соли, сахарного песка, пшена, картофеля, лука, свёклы, масла подсолнечного, чая и пр.; с физическими и техническими параметрами кухонной посуды; ручного инструмента: ножниц, иголок, топора, крана водопроводного и т.д.; электроарматуры: розеток, патронов для электроламп, предохранительных коробок и т.п.; источников тока гальванических, батареек, стартера, аккумуляторов; электропотребителей: ламп накаливания, ёлочных гирлянд, люстр, утюгов, холодильников и пр.; средств связи и воспроизведения информации; некоторых других приборов.
Решение задач: почему вода гасит огонь; почему мыло смывает грязь; почему капли дождя крупные; можно ли сварить яйцо в бумажной кастрюле; какую форму должна принять жидкость, не имеющая веса; можно ли соль сделать сладкой; и т.д.
Тема 5. Изучение комплектующих транспортных средств (двигателя внутреннего сгорания, аккумулятора, генератора, стартера и т.д.)
Решение задач: возможен ли вечный двигатель; чем объясняется износ деталей машин и др.
Тема 6. Осознанное использование спортивного инвентаря и спортивных сооружений (горки, качелей, мяча, лыж, коньков, санок и пр.)
Решение задач: почему в сильный мороз сани по снегу плохо скользят; почему по рыхлому снегу можно передвигаться только на лыжах; как нужно бросать мяч, чтобы он дольше не падал на землю; и т.д.
Тема 7. Конструирование приборов и приспособлений с последующим использованием их на экспериментальных занятиях: весов рычажных, миллиграммовых гирь, динамометров, электроскопов, гальванических элементов, фотоэлементов, а также экспериментальных установок).
Форма организации курса внеурочной деятельности «Практическая физика и математика» – кружок.
На занятиях курса «Практическая физика и математика» учащиеся проводят физические эксперименты, решают нестандартные задачи, участвуют в физико-математических квест-играх. При выполнении данных заданий используются такие виды деятельности учащихся как: наблюдение, сравнение, классифицирование, группировка, заключение выводов, выявление закономерностей, расчет погрешностей; конструирование др.
В процессе выполнения экспериментальных заданий ребята усваивают методологию экспериментального исследования – необходимость действовать в такой последовательности:
-     постановка цели задания,
-     выработка способа ее достижения,
-     планирование эксперимента и его проведение,
-     представление результатов эксперимента в виде таблиц, графиков, математических зависимостей или словесного описания, защита полученных из эксперимента знаний (выводов) при обсуждении работы.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во час.

Из них практик.

1

Введение. Физика и математика вокруг нас

1

-

2

Изучение человека как физического объекта

6

6

3

Использование бытовых измерительных приборов

5

5

4

Физика и математика в быту

7

6

5

Изучение комплектующих транспортных средств

2

1

6

Осознанное использование спортивного инвентаря и спортивных сооружений

5

4

7

Конструирование приборов и приспособлений.

8

7

Итого

34

30



Список литературы
1.         Майоров А.Н. Физика для любознательных, или О чём не узнаешь на уроке / Художник Г.В. Соколов, - Ярославль: «Академия, К», 1999.
2.         Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике. 7-9 классы. – М.: Школьная Пресса, 2003.
3.         Физика. Нестандартные занятия, внеурочные мероприятия. 7-11 классы/Сост. М.А. Петрухина. – Волгоград: Учитель, 2004.
4.         Ланина И.Я. 100 игр по физике: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1995.
5.         Физика. Нестандартные уроки в школе. 7-10 классы/Сост. С.В. Боброва. – Волгоград: Учитель, 2001.
6.         Перельман Я.И. Занимательная физика. В двух книгах. – М.; АО «Столетие», 1994.
Декабрь 2020