учитель химии и биологии,
МОУ «СОШ№5»,
г. Котлас
Для повышения мотивации обучения учителю важно уделять внимание организации работы обучающихся на каждом этапе урока. Приёмов и методов много, необходимо подобрать такие, которые способствуют выполнению дидактических задач каждого конкретного этапа.
Рассмотрим некоторые приёмы и методы для организации этапа актуализации знаний.
Актуализация знаний - один из этапов современного урока, задача которого - подготовить обучающихся к восприятию нового материала. Учитель организует работу обучающихся таким образом, чтобы они вспомнили необходимые для этого знания, умения и навыки. Для достижения дидактических задач этого этапа урока необходимо правильно подобрать небольшое число заданий, на выполнение которых затрачивается не более 5 минут. Актуализация означает и психологическую подготовку обучаемого, возбуждение его интереса к теме (проблеме),создание эмоционального настроя, мотивацию и включение в совместную деятельность
Актуализация - важный этап урока. На этом этапе учитель на основе полученной информации разрабатывает образовательную траекторию для своих учеников, при передвижении по которой они смогут приобрести новые навыки и умения. Актуализация знаний предполагает использование различных форм работы обучающихся, применение различных методов и приёмов, начиная от традиционных (опрос, беседа), заканчивая приёмами современных педагогических технологий. Учитель должен в максимальной степени включить в работу всех участников образовательного процесса.
При изучении конкретных веществ, я использую различные обобщающие схемы для повторения общих свойств различных классов соединений.
Пример. Тема: «Серная кислота» (схема «Свойства кислот»)
Задание: Серная кислота имеет общие и специфические свойства. Назовите, какие общие свойства кислот проявляет раствор серной кислоты, запишите уравнения реакций согласно схеме.
Обобщающие таблицы создают ситуацию успеха, придают уверенность в собственных силах ученика.
Быстро воспроизводить информацию позволяет опорный конспект, в котором информация представлена блоками в определённой логической последовательности. В опорном конспекте представлен большой объём информации в наглядной и компактной форме.
Опорный конспект может быть представлен учителем, но особую ценность представляют опорные конспекты, составленные обучающимися с помощью учебника и Интернет-ресурсов. Важным умением на химии является способность правильно пользоваться Периодической таблицей Д.И. Менделеева, таблицей растворимости и др., чтобы уметь объяснять свойства соединений.
При изучении элементов и их соединений обучающиеся должны уметь извлекать информацию из Периодической таблицы Д.И. Менделеева для характеристики элемента и прогнозирования свойств его соединений.
Умения объяснять зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе развиваются и совершенствуются на протяжения изучения всего курса неорганической химии. При систематической работе с периодической таблицей обучающиеся убеждаются, как много информации можно извлечь из таблицы, что способствует дополнительной мотивацией для формирования предметных компетенций.
Непосредственное наблюдение внутреннего мира веществ невозможно, поэтому на уроках химии используется моделирование. В процессе моделирования у школьника формируется предметная химическая компетентность: развитие представления о том, что существует взаимосвязь между строением, свойствами и применением вещества.
В процессе обучения химии можно использовать различные модели: информационные модели (представлены в образной и знаковой форме), магнитные модели-аппликации, шаростержневые модели молекул, применяя комплект лабораторного оборудования «Набор моделей атомов для составления стержневых моделей молекул».
Пример. Тема «Алканы».
При формировании понятия изомерии алканов, использую шаростежневые модели.
Задания:
1 ученик: Используя шаростержневые модели (4 атома углерода и 10 атомов водорода), составьте молекулу, запишите её структурную формулу.
2 ученик: Используя шаростержневые модели (4 атома углерода и 10 атомов водорода), составьте молекулу, отличающуюся от первой, запишите её структурную формулу.
На уроках по изучению различных классов органических соединений изучение нового материала можно начать с решения задач на нахождение молекулярной формулы вещества или логической цепочки. Найденная формула вещества и будет темой урока. Важно, чтобы задача содержала дополнительную познавательную информацию с экологическим, историческим и практико-ориентированным содержанием.
Пример. Тема: Бензол.
Задача. В начале 19 века улицы Лондона по вечерам освещались газовыми фонарями, что создавало особый шарм и уют. В специальных горелках уличных фонарей сжигали светильный газ (смесь водорода и метана), который хранили в железных баллонах под давлением. Владельцы газового завода обратились за помощью к известному учёному Майклу Фарадею исследовать конденсат, который скапливался в стальных баллонах со сжатым газом. Определите формулу вещества, открытого Фарадеем, если в его состав входит 92,3% углерода и 7,7% водорода, а его относительная молекулярная масса равна 78.
На этапе актуализации на уроках использую мысленный или реальный эксперимент, демонстрационные опыты.
Пример. Тема: Практическая работа «Получение кислорода».
Мысленный эксперимент.
Ученик на уроке получал кислород. Чтобы его собрать, он на газоотводную трубку надел чистую сухую пробирку дном вверх и стал ждать. Прозвенел звонок,урок закончился, но тлеющая лучина, которую ученик неоднократно подносил к отверстию пробирку, так и не вспыхнула. Прокомментируйте действия ученика и объясните, что он сделал неправильно. Как ученик и должен был собрать прибор для собирания кислорода?
Демонстрационные опыты и лабораторные играют важную роль в формировании и развитии интереса учащихся к химии, особенно важны на начальных этапах изучения химии.
Пример. Тема: «Физические и химические явления».
демонстрация опыта «Химический вулкан»
Пример. Тема «Кислоты»
Изучение темы начинаем с истории открытия индикаторов (ПРИЛОЖЕНИЕ 1),после которой организуется лабораторная работа «Распознавание кислот с помощью индикаторов».
Химический эксперимент на этапе актуализации знаний - это тот «момент удивления», который служит толчком для освоения новых знаний.
С целью актуализации знаний использую дидактические игры: кроссворд (ключевое слово которого служит темой урока), ребусы, загадки, викторины, задание «Чёрный ящик».
Пример: Тема: «Алюминий».
Задание «Черный ящик».
Когда этот металл был впервые получен в чистом виде, он ценился дороже золота. Царская семья получила в подарок набор столовых приборов, изготовленных из этого вещества. Довольно долго во время торжественных обедов, когда все придворные пользовались «дешевыми» приборами из серебра и золота, члены царской семьи могли себе позволить принимать пищу с помощью ложек, вилок и ножей из этого металла. Традиция изготовление столовых приборов из этого вещества сохранилась и по сей день. Правда, сейчас они считаются дешевыми и свидетельствуют скорее о нехватке денег, чем о богатстве. Что за металл находится в черном ящике? (Ответ: алюминий)
Интересная история, притча, отрывок из художественного произведения, позволяют активизировать внимание, поддерживать у учеников устойчивый интерес к приобретению новых знаний на уроках химии и оставляют эмоциональный след в душе ученика.
Пример. Тема «Катализ»
На уроке используется суфийская притча о делении наследства.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Пример. Тема «Этилен»
Во многих странах Востока бытовала легенда, согласно которой один властелин приказал своему садовнику заставить зеленые груши вызревать за одну ночь. Если же садовник посмеет ослушаться, не сносить ему головы. Садовник поставил корзину с грушами в угол своей каморки, зажег ладан и стал молиться. И произошло чудо! К утру груши созрели! Можно ли это чудо объяснить с точки зрения химии и физиологии растений? (Ладан- смолистое вещество растительного происхождения. При его горении образуется многоразличных газообразных веществ, в том числе и небольшое количество этилена, который является растительным гормоном, ускоряющим созревание плодов.)
На уроках химии использую беседы на воспроизведение знаний из другого предмета (межпредметные связи с биологией, математикой, историей, литературой).
Пример. Тема «Глюкоза»
Изучение нового материала начинаем с беседы, в ходе которой актуализируются знания по теме «Фотосинтез».
ü Какой природный процесс приводит к образованию углеводов из неорганических соединений?
ü В каких живых организмах и органах он происходит?
ü Из каких веществ образуются углеводы?
ü В каких условиях происходит процесс?
ü Какое значение фотосинтеза для живой природы?
Методов и приёмов много. Эффективными способами могут стать приемы и техники ТРИЗ и ТРКМ: «Корзина идей, понятий, имен», «Кластер», «Лови ошибку», «Мозговой штурм», «Знаете ли вы, что…», «Верю-не верю», «Да-нет», визуальный ряд «Ассоциации», «Отсроченная отгадка», «Толстый и тонкий вопрос» и др.
Приём «Корзина идей, понятий, имен».
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся, с помощью которого педагог может выяснить, что известно обучающимся по изучаемой теме. На доске можно нарисовать корзину, в которой условно будет собрано все то, что все ученики знают об изучаемой теме: факты, предположения, термины, идеи, имена, даты и т.д. Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока, неправильные утверждения исчезают из корзины.
Выбор методов обучения является делом творческим. Самое главное, чтобы эти методы были эффективными, обеспечивали высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной и самостоятельной деятельности обучающих.
Литература
https://pedsovet.su/metodika/6841_aktualizacia_na_uroke
Е.Я Аршанский. Методика бучения химии в классах гуманитарного профиля. - М. «Вентана Графф», 2003;
О.Ю. Гончарук. Дидактические материалы по химии.8 класс. Фгос./ О.Ю. Гончарук. - М. «Экзамен», 2019;
А.Н. Лёвкин. Химия. 11.класс. Базовый уровень: методическое пособие/ А.Н. Лёвкин - М. «Вентана Графф
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Открытие индикаторов
Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветкам разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало "указатели". Эти вещества затем стали использовать многие химики в опытах для распознавания веществ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Суфийская притча о делении наследства
Умирал один старый араб. Перед смертью он позвал к себе трёх своих сыновей и сказал: «Дети мои, я оставляю в наследство вам всех своих верблюдов. Разделите их так, чтобы старшему досталась половина стада, среднему-одна треть, а младшему - одна девятая часть». Произнёс это старик и умер.
Братья пошли в загон делить верблюдов. Их оказалось семнадцать. Как ни старались братья разделить их в соответствии с завещанием отца, ничего не получалось. Ведь 17 не делиться ни пополам, ни на шесть, ни на девять. Ругались братья, ссорились.
Тут на шум подошёл к ним старец с неказистым белым верблюжонком. «Помоги нам, мудрый человек, разделить наше богатство», - просят его братья. «Хорошо, - отвечает старец. - Я вам помогу. Возьмите ещё и моего верблюда и делите наследство, как завещал отец».
Верблюдов стало 18, и братья легко поделили их между собой. Старший
Взял себе половину-девять верблюдов, средний – одну треть, а младшему досталась одна девятая часть-два верблюда.
Улыбнулся мудрец, взял своего оставшегося белого верблюжонка и пошёл своим путём.
- Вот так и катализатор, - продолжает учитель -
Подобно белому верблюжонку, он делает возможность казалось бы абсолютно невозможный процесс, а по его окончании остаётся без изменения.