Высшая школа делового администрирования
Конференции

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕМЕ «СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Гидзевская Ирина Григорьевна,
учитель начальных классов,
МБОУСОШ №7 им. И.Ф. Афанасьева
муниципального образования Усть-Лабинский район
станицы Воронежской Краснодарского края
Система педагогического контроля и оценки образовательных достижений младших школьников по теме «Склонение имен существительных» представляет собой сгруппированные по разделам задания тестового характера. Задания в каждом разделе расположены в порядке возрастания трудностей (задания повышенной сложности отмечены «*»). Предлагаемые виды работы позволяют проверить знания правил и принципов, умения анализировать языковой материал, содержат задания на развитие речи и логического мышления. Помогают выявить пробелы в знаниях и умениях, над которыми нужно работать дополнительно. Тестирование требует от учащихся хорошей ориентировки в языковых явлениях и фактах.
Тематический контроль по данной теме учитель организует, используя ИКТ. Кабинет оснащен персональными компьютерами для учителя и учащихся, системой беспроводного доступа, что позволяет проводить тестирование в интерактивном режиме. Тесты пересылаются на компьютеры учащихся через транслирование экрана в сетевой программе e-Learning Class V6.0. Оценивание теста осуществляется по следующим критериям:
«5» ставится при 90% - 100% правильных ответов;
«4» ставится при 70% - 90% правильных ответов;
«3» ставится при 70% - 50% правильных ответов.
Более низкий процент правильных ответов свидетельствует о низком качестве усвоения изучаемого материала.
Кроме того, контроль знаний осуществим не только тестами, но и отправкой файлов ученикам.
Работа над словом
1.Какое имя существительное может быть подлежащим?
·           А) деревом;
·           Б) учебник;
·           В) ромашку;
·           Г) букашка;
·           Д) человека
2.Подбери и запиши к данным предлогам имена существительные, определи их падеж.
·           через ___________
·           для ____________
·           перед ___________
·           над ____________
·           возле ___________
·           об ____________
·           около ___________
·           в ____________
·           за ___________
·           к ____________
·           на ___________
·           без ____________
·           от ___________
·           между ____________
·           по ___________
·           с ____________
3.Поставь данные имена существительные в указанном падеже.
·           деревня (Д.п.) _________
·           дача (В.п.) ____________
·           сирень (Т.п.) __________
·           плащ (Р.п.) ___________
·           орел (Р.п.) ___________
·           пастух (Д.п.) _________
·           молодежь (Р.п.) _______
4.Запиши данные существительные в творительном падеже.
·           пряжа - ____________
·           лапша - ____________
·           шприц - ____________
·           ключ - _____________
·           туча - _____________
·           малыш - ___________
5. Прочитай стихотворение, определи падежи имен существительных. Какой падеж поэт не использовал при написании стихотворения?
Зимняя бахрома
На сосне и на березе – бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на березе и сосне.
6.Укажи падежи, к которым относятся данные окончания. Приведи примеры имен существительных в указанных падежах.
_____________________________________ --о, - е
_____________________________________ - ом, - ем
_____________________________________ - у, - ю
7.Укажи падежные формы существительного «мох».
Жил старичок-моховичок,
Из мха (_____) он сделал пиджачок.
Он валенки из мха (_____) скатал.
И сплел он гамачок.
Он сочным, нежным мхом (_____) питался,
Во мхах (_____) он жил и не тужил,
Он мхам (_____) «спасибо» говорил…
8*.Укажите падежные формы существительного «банты».
Банты Алла потеряла,
И о бантах плачет Алла.
Нету бантов! Не беда,
Бабочки летят сюда!
Банты эти прилетели,
На косички Алле сели.
Бантами довольна Алла:
О таких она мечтала.
Алла новым бантам рада,
Ей других совсем не надо!
9*.Заполни таблицу. Поставь существительные слон, удав, попугай, друг, хвост, привет, море, озеро в форму именительного, а потом винительного падежа.

Одушевленные

Именительный падеж

Винительный падеж













Неодушевленные














10*.Слова «нога», «мяч», «книга» измените так, чтобы они передавали следующие значения:
А) местонахождение чего-нибудь (например, царапины);
Б) предмет, которым совершается действие;
В) предмет, на который направлено действие.
11*.В каждом столбике укажи слово, окончание которого отличается от остальных.

12*.Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.
·           чулки ______________
·           хозяева _____________
·           туфли _____________
·           санатории __________
·           носки ______________
·           помидоры ___________
·           сани _______________
·           каникулы ____________
·           ботинки ___________
·           яблони ______________
·           килограммы ________
·           волосы ______________
Работа над словосочетанием
1.Найди в каждом столбике «лишнее» словосочетание, обозначь в нем падеж существительного.



2.Составь словосочетания, употребляя имена существительные в нужном падеже. Выдели окончания, укажи падеж.
·           в, роща, гулять ______________________________
·           выставка, посетить _________________________
·           поездка, о, мечтать _________________________
·           из, окна, смотреть __________________________
·           с, хлеб, джем _______________________________
·           тишина, наслаждаться ______________________
3*.Допиши еще несколько имен существительных, которые употребляются парами.
·           пара перчаток
·           пара ________
·           пара ________
·           пара ________
·           пара ________
·           пара ________
Работа с фразеологизмами
1.Объясни значение устойчивых словосочетаний, определи падеж существительного «голова» в каждом фразеологическом обороте.
·           человек с головой (______)
·           всему делу голова (______)
·           быть выше на голову (______)
·           как снег на голову (______)
·           с больной головы на здоровую (______)
·           сложить голову (______)
·           не сносить головы (______)
2. В стихах найди устойчивые обороты, определи в них падеж существительных.
А) За домом, едва пожелтела трава
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава.
Другой – засучив рукава.
Б) Оказался молодцом,
Смог осилить ношу –
Не ударил в грязь лицом
И не сел в калошу.
В) Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость,
Лампу, плащ или шапку,
И веревку, и тряпку…
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде!
Г) Не умеет дятел петь.
Нет у дятла слуха.
Говорят ему медведь
Наступил на ухо.
3.Устойчивые сочетания заблудились. Запиши их правильно, существительное поставь в нужной форме.
·           Дождь лил как снег на (голове).
·           Скоро дело наладилось и пошло как сивый (мерина).
·           Я знал городские переулки как (рыбу в воду).
·           Гости свалились как из (ведро).
·           Он всегда врет как по (масло).
·           У себя во дворе Мишка был как свои пять (пальцы).
4*.Вот десять устойчивых словосочетаний. С каким падежом предлог на в них встречается чаще, чем с другими?
·           на воре и шапка горит;
·           менять шило на мыло;
·           вор на воре;
·           на ловца и зверь бежит;
·           на дворе трава, на траве дрова;
·           с часу на час;
·           на Маланьину свадьбу;
·           на чем свет стоит;
·           на все сто;
·           меняться на глазах.
Работа над предложением
1.Составь и запиши предложения со словосочетанием «зимний вечер» в именительном и винительном падежах.
2.Определи падеж выделенных имен существительных в предложениях:
·           Удав передал Мартышке привет.
·           Привет был большой.
·           Мартышка привет потеряла.
·           Попугай предложил мартышке банан.
·           Банан поспел и чудесно пах.
3.Запиши предложения, раскрывая скобки.
·           Начался ледоход на (Лена, Енисей, Обь).
·           В нашей стране много (заводы, фабрики, шахты, колхозы).
·           Медведь залег в (берлога) с (осень).
·           Пароход причалил к (пристани).
4*.В каких падежах могут стоять данные словосочетания в предложении?
·           кудрявый дубок _____________
·           маленького олененка ___________
Составь и запиши все возможные варианты предложений.
5*.Сколько всего существительных, стоящих в творительном падеже, в данных предложениях.
·           Девочка пишет карандашом.
·           Малыш ходит босиком.
·           Я говорил по телефону тайком.
·           Ученик размахивает тетрадкой.
·           Он взглянул на меня украдкой.
А) одно;
Б) два;
В) три;
Г) четыре;
Д) пять.
Результаты описанной выше системы работы представлены в виде диаграммы. Она включает два критерия: задания на среднего ученика и задания повышенной сложности.
Критерий «Задания на среднего ученика»:
·           на 100% - 90% выполняют 14 учащихся класса (58%)
·           на 90% - 70% выполняют 8 учащихся класса (33%)
·           на 70% - 50% выполняют 2 учащихся класса (9%)
Критерий «Задания повышенной сложности»:
·           на 100% - 90% выполняют 6 учащихся класса (25%)
·           на 90% - 70% выполняют 4 учащихся класса (17%)
·           на 70% - 50% выполняют 4 учащихся класса (17%)
·           менее 50% выполняют 10 учащихся класса (41%)

Декабрь 2020