Конференции

    СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕМЕ «СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

    Гидзевская Ирина Григорьевна,
    учитель начальных классов,
    МБОУСОШ №7 им. И.Ф. Афанасьева
    муниципального образования Усть-Лабинский район
    станицы Воронежской Краснодарского края
    Система педагогического контроля и оценки образовательных достижений младших школьников по теме «Склонение имен существительных» представляет собой сгруппированные по разделам задания тестового характера. Задания в каждом разделе расположены в порядке возрастания трудностей (задания повышенной сложности отмечены «*»). Предлагаемые виды работы позволяют проверить знания правил и принципов, умения анализировать языковой материал, содержат задания на развитие речи и логического мышления. Помогают выявить пробелы в знаниях и умениях, над которыми нужно работать дополнительно. Тестирование требует от учащихся хорошей ориентировки в языковых явлениях и фактах.
    Тематический контроль по данной теме учитель организует, используя ИКТ. Кабинет оснащен персональными компьютерами для учителя и учащихся, системой беспроводного доступа, что позволяет проводить тестирование в интерактивном режиме. Тесты пересылаются на компьютеры учащихся через транслирование экрана в сетевой программе e-Learning Class V6.0. Оценивание теста осуществляется по следующим критериям:
    «5» ставится при 90% - 100% правильных ответов;
    «4» ставится при 70% - 90% правильных ответов;
    «3» ставится при 70% - 50% правильных ответов.
    Более низкий процент правильных ответов свидетельствует о низком качестве усвоения изучаемого материала.
    Кроме того, контроль знаний осуществим не только тестами, но и отправкой файлов ученикам.
    Работа над словом
    1.Какое имя существительное может быть подлежащим?
    ·           А) деревом;
    ·           Б) учебник;
    ·           В) ромашку;
    ·           Г) букашка;
    ·           Д) человека
    2.Подбери и запиши к данным предлогам имена существительные, определи их падеж.
    ·           через ___________
    ·           для ____________
    ·           перед ___________
    ·           над ____________
    ·           возле ___________
    ·           об ____________
    ·           около ___________
    ·           в ____________
    ·           за ___________
    ·           к ____________
    ·           на ___________
    ·           без ____________
    ·           от ___________
    ·           между ____________
    ·           по ___________
    ·           с ____________
    3.Поставь данные имена существительные в указанном падеже.
    ·           деревня (Д.п.) _________
    ·           дача (В.п.) ____________
    ·           сирень (Т.п.) __________
    ·           плащ (Р.п.) ___________
    ·           орел (Р.п.) ___________
    ·           пастух (Д.п.) _________
    ·           молодежь (Р.п.) _______
    4.Запиши данные существительные в творительном падеже.
    ·           пряжа - ____________
    ·           лапша - ____________
    ·           шприц - ____________
    ·           ключ - _____________
    ·           туча - _____________
    ·           малыш - ___________
    5. Прочитай стихотворение, определи падежи имен существительных. Какой падеж поэт не использовал при написании стихотворения?
    Зимняя бахрома
    На сосне и на березе – бахрома:
    Белой пряжей их запутала зима.
    И оставила распутывать весне
    Эту пряжу на березе и сосне.
    6.Укажи падежи, к которым относятся данные окончания. Приведи примеры имен существительных в указанных падежах.
    _____________________________________ --о, - е
    _____________________________________ - ом, - ем
    _____________________________________ - у, - ю
    7.Укажи падежные формы существительного «мох».
    Жил старичок-моховичок,
    Из мха (_____) он сделал пиджачок.
    Он валенки из мха (_____) скатал.
    И сплел он гамачок.
    Он сочным, нежным мхом (_____) питался,
    Во мхах (_____) он жил и не тужил,
    Он мхам (_____) «спасибо» говорил…
    8*.Укажите падежные формы существительного «банты».
    Банты Алла потеряла,
    И о бантах плачет Алла.
    Нету бантов! Не беда,
    Бабочки летят сюда!
    Банты эти прилетели,
    На косички Алле сели.
    Бантами довольна Алла:
    О таких она мечтала.
    Алла новым бантам рада,
    Ей других совсем не надо!
    9*.Заполни таблицу. Поставь существительные слон, удав, попугай, друг, хвост, привет, море, озеро в форму именительного, а потом винительного падежа.

    Одушевленные

    Именительный падеж

    Винительный падеж













    Неодушевленные














    10*.Слова «нога», «мяч», «книга» измените так, чтобы они передавали следующие значения:
    А) местонахождение чего-нибудь (например, царапины);
    Б) предмет, которым совершается действие;
    В) предмет, на который направлено действие.
    11*.В каждом столбике укажи слово, окончание которого отличается от остальных.

    12*.Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.
    ·           чулки ______________
    ·           хозяева _____________
    ·           туфли _____________
    ·           санатории __________
    ·           носки ______________
    ·           помидоры ___________
    ·           сани _______________
    ·           каникулы ____________
    ·           ботинки ___________
    ·           яблони ______________
    ·           килограммы ________
    ·           волосы ______________
    Работа над словосочетанием
    1.Найди в каждом столбике «лишнее» словосочетание, обозначь в нем падеж существительного.



    2.Составь словосочетания, употребляя имена существительные в нужном падеже. Выдели окончания, укажи падеж.
    ·           в, роща, гулять ______________________________
    ·           выставка, посетить _________________________
    ·           поездка, о, мечтать _________________________
    ·           из, окна, смотреть __________________________
    ·           с, хлеб, джем _______________________________
    ·           тишина, наслаждаться ______________________
    3*.Допиши еще несколько имен существительных, которые употребляются парами.
    ·           пара перчаток
    ·           пара ________
    ·           пара ________
    ·           пара ________
    ·           пара ________
    ·           пара ________
    Работа с фразеологизмами
    1.Объясни значение устойчивых словосочетаний, определи падеж существительного «голова» в каждом фразеологическом обороте.
    ·           человек с головой (______)
    ·           всему делу голова (______)
    ·           быть выше на голову (______)
    ·           как снег на голову (______)
    ·           с больной головы на здоровую (______)
    ·           сложить голову (______)
    ·           не сносить головы (______)
    2. В стихах найди устойчивые обороты, определи в них падеж существительных.
    А) За домом, едва пожелтела трава
    Два брата рубили дрова.
    Один это делал спустя рукава.
    Другой – засучив рукава.
    Б) Оказался молодцом,
    Смог осилить ношу –
    Не ударил в грязь лицом
    И не сел в калошу.
    В) Вешать можно на гвоздь
    Полотенце и трость,
    Лампу, плащ или шапку,
    И веревку, и тряпку…
    Но никогда и нигде
    Не вешайте носа в беде!
    Г) Не умеет дятел петь.
    Нет у дятла слуха.
    Говорят ему медведь
    Наступил на ухо.
    3.Устойчивые сочетания заблудились. Запиши их правильно, существительное поставь в нужной форме.
    ·           Дождь лил как снег на (голове).
    ·           Скоро дело наладилось и пошло как сивый (мерина).
    ·           Я знал городские переулки как (рыбу в воду).
    ·           Гости свалились как из (ведро).
    ·           Он всегда врет как по (масло).
    ·           У себя во дворе Мишка был как свои пять (пальцы).
    4*.Вот десять устойчивых словосочетаний. С каким падежом предлог на в них встречается чаще, чем с другими?
    ·           на воре и шапка горит;
    ·           менять шило на мыло;
    ·           вор на воре;
    ·           на ловца и зверь бежит;
    ·           на дворе трава, на траве дрова;
    ·           с часу на час;
    ·           на Маланьину свадьбу;
    ·           на чем свет стоит;
    ·           на все сто;
    ·           меняться на глазах.
    Работа над предложением
    1.Составь и запиши предложения со словосочетанием «зимний вечер» в именительном и винительном падежах.
    2.Определи падеж выделенных имен существительных в предложениях:
    ·           Удав передал Мартышке привет.
    ·           Привет был большой.
    ·           Мартышка привет потеряла.
    ·           Попугай предложил мартышке банан.
    ·           Банан поспел и чудесно пах.
    3.Запиши предложения, раскрывая скобки.
    ·           Начался ледоход на (Лена, Енисей, Обь).
    ·           В нашей стране много (заводы, фабрики, шахты, колхозы).
    ·           Медведь залег в (берлога) с (осень).
    ·           Пароход причалил к (пристани).
    4*.В каких падежах могут стоять данные словосочетания в предложении?
    ·           кудрявый дубок _____________
    ·           маленького олененка ___________
    Составь и запиши все возможные варианты предложений.
    5*.Сколько всего существительных, стоящих в творительном падеже, в данных предложениях.
    ·           Девочка пишет карандашом.
    ·           Малыш ходит босиком.
    ·           Я говорил по телефону тайком.
    ·           Ученик размахивает тетрадкой.
    ·           Он взглянул на меня украдкой.
    А) одно;
    Б) два;
    В) три;
    Г) четыре;
    Д) пять.
    Результаты описанной выше системы работы представлены в виде диаграммы. Она включает два критерия: задания на среднего ученика и задания повышенной сложности.
    Критерий «Задания на среднего ученика»:
    ·           на 100% - 90% выполняют 14 учащихся класса (58%)
    ·           на 90% - 70% выполняют 8 учащихся класса (33%)
    ·           на 70% - 50% выполняют 2 учащихся класса (9%)
    Критерий «Задания повышенной сложности»:
    ·           на 100% - 90% выполняют 6 учащихся класса (25%)
    ·           на 90% - 70% выполняют 4 учащихся класса (17%)
    ·           на 70% - 50% выполняют 4 учащихся класса (17%)
    ·           менее 50% выполняют 10 учащихся класса (41%)

    Декабрь 2020