учитель начальных классов,
МБОУСОШ №7 им. И.Ф. Афанасьева
муниципального образования Усть-Лабинский район
станицы Воронежской Краснодарского края
Система педагогического контроля и оценки образовательных достижений младших школьников по теме «Склонение имен существительных» представляет собой сгруппированные по разделам задания тестового характера. Задания в каждом разделе расположены в порядке возрастания трудностей (задания повышенной сложности отмечены «*»). Предлагаемые виды работы позволяют проверить знания правил и принципов, умения анализировать языковой материал, содержат задания на развитие речи и логического мышления. Помогают выявить пробелы в знаниях и умениях, над которыми нужно работать дополнительно. Тестирование требует от учащихся хорошей ориентировки в языковых явлениях и фактах.
Тематический контроль по данной теме учитель организует, используя ИКТ. Кабинет оснащен персональными компьютерами для учителя и учащихся, системой беспроводного доступа, что позволяет проводить тестирование в интерактивном режиме. Тесты пересылаются на компьютеры учащихся через транслирование экрана в сетевой программе e-Learning Class V6.0. Оценивание теста осуществляется по следующим критериям:
«5» ставится при 90% - 100% правильных ответов;
«4» ставится при 70% - 90% правильных ответов;
«3» ставится при 70% - 50% правильных ответов.
Более низкий процент правильных ответов свидетельствует о низком качестве усвоения изучаемого материала.
Кроме того, контроль знаний осуществим не только тестами, но и отправкой файлов ученикам.
Работа над словом
1.Какое имя существительное может быть подлежащим?
· А) деревом;
· Б) учебник;
· В) ромашку;
· Г) букашка;
· Д) человека
2.Подбери и запиши к данным предлогам имена существительные, определи их падеж.
· через ___________
· для ____________
· перед ___________
· над ____________
· возле ___________
· об ____________
· около ___________
· в ____________
· за ___________
· к ____________
· на ___________
· без ____________
· от ___________
· между ____________
· по ___________
· с ____________
3.Поставь данные имена существительные в указанном падеже.
· деревня (Д.п.) _________
· дача (В.п.) ____________
· сирень (Т.п.) __________
· плащ (Р.п.) ___________
· орел (Р.п.) ___________
· пастух (Д.п.) _________
· молодежь (Р.п.) _______
4.Запиши данные существительные в творительном падеже.
· пряжа - ____________
· лапша - ____________
· шприц - ____________
· ключ - _____________
· туча - _____________
· малыш - ___________
5. Прочитай стихотворение, определи падежи имен существительных. Какой падеж поэт не использовал при написании стихотворения?
Зимняя бахрома
На сосне и на березе – бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на березе и сосне.
6.Укажи падежи, к которым относятся данные окончания. Приведи примеры имен существительных в указанных падежах.
_____________________________________ --о, - е
_____________________________________ - ом, - ем
_____________________________________ - у, - ю
7.Укажи падежные формы существительного «мох».
Жил старичок-моховичок,
Из мха (_____) он сделал пиджачок.
Он валенки из мха (_____) скатал.
И сплел он гамачок.
Он сочным, нежным мхом (_____) питался,
Во мхах (_____) он жил и не тужил,
Он мхам (_____) «спасибо» говорил…
8*.Укажите падежные формы существительного «банты».
Банты Алла потеряла,
И о бантах плачет Алла.
Нету бантов! Не беда,
Бабочки летят сюда!
Банты эти прилетели,
На косички Алле сели.
Бантами довольна Алла:
О таких она мечтала.
Алла новым бантам рада,
Ей других совсем не надо!
9*.Заполни таблицу. Поставь существительные слон, удав, попугай, друг, хвост, привет, море, озеро в форму именительного, а потом винительного падежа.
Одушевленные
Именительный падеж
Винительный падеж
Неодушевленные
10*.Слова «нога», «мяч», «книга» измените так, чтобы они передавали следующие значения:
А) местонахождение чего-нибудь (например, царапины);
Б) предмет, которым совершается действие;
В) предмет, на который направлено действие.
11*.В каждом столбике укажи слово, окончание которого отличается от остальных.
12*.Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.
· чулки ______________
· хозяева _____________
· туфли _____________
· санатории __________
· носки ______________
· помидоры ___________
· сани _______________
· каникулы ____________
· ботинки ___________
· яблони ______________
· килограммы ________
· волосы ______________
Работа над словосочетанием
1.Найди в каждом столбике «лишнее» словосочетание, обозначь в нем падеж существительного.
2.Составь словосочетания, употребляя имена существительные в нужном падеже. Выдели окончания, укажи падеж.
· в, роща, гулять ______________________________
· выставка, посетить _________________________
· поездка, о, мечтать _________________________
· из, окна, смотреть __________________________
· с, хлеб, джем _______________________________
· тишина, наслаждаться ______________________
3*.Допиши еще несколько имен существительных, которые употребляются парами.
· пара перчаток
· пара ________
· пара ________
· пара ________
· пара ________
· пара ________
Работа с фразеологизмами
1.Объясни значение устойчивых словосочетаний, определи падеж существительного «голова» в каждом фразеологическом обороте.
· человек с головой (______)
· всему делу голова (______)
· быть выше на голову (______)
· как снег на голову (______)
· с больной головы на здоровую (______)
· сложить голову (______)
· не сносить головы (______)
2. В стихах найди устойчивые обороты, определи в них падеж существительных.
А) За домом, едва пожелтела трава
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава.
Другой – засучив рукава.
Б) Оказался молодцом,
Смог осилить ношу –
Не ударил в грязь лицом
И не сел в калошу.
В) Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость,
Лампу, плащ или шапку,
И веревку, и тряпку…
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде!
Г) Не умеет дятел петь.
Нет у дятла слуха.
Говорят ему медведь
Наступил на ухо.
3.Устойчивые сочетания заблудились. Запиши их правильно, существительное поставь в нужной форме.
· Дождь лил как снег на (голове).
· Скоро дело наладилось и пошло как сивый (мерина).
· Я знал городские переулки как (рыбу в воду).
· Гости свалились как из (ведро).
· Он всегда врет как по (масло).
· У себя во дворе Мишка был как свои пять (пальцы).
4*.Вот десять устойчивых словосочетаний. С каким падежом предлог на в них встречается чаще, чем с другими?
· на воре и шапка горит;
· менять шило на мыло;
· вор на воре;
· на ловца и зверь бежит;
· на дворе трава, на траве дрова;
· с часу на час;
· на Маланьину свадьбу;
· на чем свет стоит;
· на все сто;
· меняться на глазах.
Работа над предложением
1.Составь и запиши предложения со словосочетанием «зимний вечер» в именительном и винительном падежах.
2.Определи падеж выделенных имен существительных в предложениях:
· Удав передал Мартышке привет.
· Привет был большой.
· Мартышка привет потеряла.
· Попугай предложил мартышке банан.
· Банан поспел и чудесно пах.
3.Запиши предложения, раскрывая скобки.
· Начался ледоход на (Лена, Енисей, Обь).
· В нашей стране много (заводы, фабрики, шахты, колхозы).
· Медведь залег в (берлога) с (осень).
· Пароход причалил к (пристани).
4*.В каких падежах могут стоять данные словосочетания в предложении?
· кудрявый дубок _____________
· маленького олененка ___________
Составь и запиши все возможные варианты предложений.
5*.Сколько всего существительных, стоящих в творительном падеже, в данных предложениях.
· Девочка пишет карандашом.
· Малыш ходит босиком.
· Я говорил по телефону тайком.
· Ученик размахивает тетрадкой.
· Он взглянул на меня украдкой.
А) одно;
Б) два;
В) три;
Г) четыре;
Д) пять.
Результаты описанной выше системы работы представлены в виде диаграммы. Она включает два критерия: задания на среднего ученика и задания повышенной сложности.
Критерий «Задания на среднего ученика»:
· на 100% - 90% выполняют 14 учащихся класса (58%)
· на 90% - 70% выполняют 8 учащихся класса (33%)
· на 70% - 50% выполняют 2 учащихся класса (9%)
Критерий «Задания повышенной сложности»:
· на 100% - 90% выполняют 6 учащихся класса (25%)
· на 90% - 70% выполняют 4 учащихся класса (17%)
· на 70% - 50% выполняют 4 учащихся класса (17%)
· менее 50% выполняют 10 учащихся класса (41%)