воспитатель,
МБДОУ 37 «Теремок»,
г. Железногорск
Ранний возраст – этап быстрого формирования всех характерных человеку психофизиологических процессов. Своевременно и верно осуществляемое воспитание детей этого возраста – является необходимым условием для их всестороннего развития, происходящего на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, невысокая его сопротивляемость к болезням. На общее развитие детей отрицательно воздействует любое перенесённое ими заболевание, вследствие чего, во время адаптационного периода ребенка к детскому саду, необходимо создавать максимально благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду. Поступление малыша в ясли, как правило, очень тревожит взрослых, ведь ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, принятому дома, к способу и времени кормления, укладывания, у него формируются конкретные взаимоотношения с членами его семьи, привязанность к ним.
Детям любого возраста начинать посещать детский сад всегда сложно. Каждому из них предстоит пройти сложный период привыкания к детскому саду. Весь привычный уклад жизни ребёнка претерпевает кардинальные изменения. В привычный, для малыша, сложившийся образ жизни в семье врываются довольно четкие коррективы: режим дня; на протяжении всего времени пребывания в детском саду - отсутствие родных и близких; постоянное присутствие других детей, необходимость послушания и подчинения незнакомым взрослым; количество индивидуального внимания резко сокращается – все это, без сомнения, вызывает у малыша негативные реакции, и, следовательно, ему требуется какое-то время для того, чтобы суметь приспособиться к этой новой жизни.
Для малыша дошкольное учреждение, безусловно, является еще неизвестным пространством – ему там чуждо все: и окружающая его обстановка, и взрослые, и другие дети.
Важность и серьезность адаптации заключена в том, что она требует огромных затрат психической энергии и, к сожалению, довольно часто протекает с напряжением, а иногда и с перенапряжением психических и физических сил организма.
В начале посещения и в первые дни пребывания в дошкольном учреждении практически у каждого ребёнка отрицательные эмоции особо ярко выражены: хныканье и "плач за компанию" доходит до постоянного приступообразного плача, переходящего в настоящую истерику. Не редкими и регулярно повторяющимися могут быть проявления страха (малыш боится всего в этой неизвестной обстановке; встречи с незнакомыми детьми, опасение и настороженность вызывают воспитатели, возникновение страха вызывает и то, что он остается без своих близких совсем один, а главное, того, что родители его оставили, что они забудут о нем, уйдя из детского сада). Гнев ребенка вспыхивает, прорываясь наружу, на фоне стрессового состояния (вырывается, не давая себя раздеть, или даже бьёт взрослого, собирающегося оставить его). Ранимость малыша в период адаптации настолько обострена, что агрессивность может проявляться в самых неожиданных ситуациях. Но, бывают случаи, диаметрально противоположные явному проявлению агрессии, что выражается в "заторможенности" детей, пассивности и некой отрешенности, как будто эмоций нет вообще.
В этот период ребенок испытывает минимум положительных эмоций: расставание с мамой - вынужденное, обстановка - незнакомая, взрослые чужие, дети - посторонние и т.п. Изредка появляющаяся у малыша улыбка, является его реакцией на что-то новое или яркое (необычная игрушка, "одушевленная" взрослым, затейливая игра, рисунки и картины на стенах и т.п.).
Такими учеными, как Э.Торндайк, И.П.Павлов, В.Штерн и др., изучающими проблему привыкания детей к условиям детского сада, результаты исследований позволили утверждать, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения, или период адаптации (Д.Б.Эльконин), в первую очередь зависит от того, смогли ли близкие взрослые подготовить его к этому ответственному периоду.
Важно отметить, что особая роль в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ отводится воспитателю, психологу и их работе с семьёй маленького воспитанника.
Период привыкания (адаптации) ребенка к новым социальным условиям делится на три этапа:
1.Острый период, или период дезадаптации.
2.Подострый период, или адаптация.
3.Период компенсации или адаптированность к данным социальным условиям, когда нормализуются все регистрируемые показатели.
Первый этап подготовки детей к ДОУ необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках (мы проводили анкетирование родителей), родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимным распорядком учреждения и группы, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.
Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду – знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада. Формами этой работы явились:
• индивидуальные консультации для родителей;
• информационный блок для родителей;
• «Мамина школа».
На данном этапе главным является привыкание ребенка к режиму детского учреждения. Родители в этот период не должны игнорировать, рекомендованные педагогами и медиками, мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша, так как резкая смена режима дня малыша сказывается на его здоровье.
Педагог должен определить для себя главной целью создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе детей раннего возраста, формирование у них чувства уверенности в окружающем, что, в свою очередь, позволило нам подобрать и разработать блок мероприятий, с использованием игровых методов и приемов, призванных помочь маленьким воспитанникам адаптироваться к новым, для них, условиям ДОУ.
В адаптационный период основная задача игр – это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Так Выготский Л.С. полагал, что основным средством, позволяющим детям осваивать все более сложные социальные и когнитивные умения, является игра. В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей, и игра приобретает для ребенка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития, в ходе которого он творит свой собственный воображаемый мир.
Планирование воспитателем игр должно осуществляться по следующим принципам:
- ориентировка на интересы и желания детей;
- разнообразие, вариативность, преемственность;
- учет уровня игровых умений;
- способы отображения;
- самостоятельность и творчество;
- взаимоотношения и взаимодействия.
С целью социализации, развития коммуникативных способностей детей, формирования положительного отношения к сверстникам, формирования эмоционального состояния мы предлагаем воспитателям использовать театрализованные игры, театр перчаточных кукол, применять игровые методы и приемы в режимных моментах.
В театрализованных играх важен принцип психологической комфортности – это, прежде всего, создание условий, в которых дети чувствуют себя как «дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и главное, ощущение радости, получение удовольствий от самой деятельности, что особенно важно в адаптационный период.
Таким образом, учитывая значимость игры и возможности игровых умений и психологических особенностей детей в данном возрасте, подборка игр и игровых действий, которые будут направлены на снижение эмоционального напряжения и тревоги малыша и на формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и чувства доверия к воспитателю, поможет педагогу изучить индивидуальные особенности ребенка, для составления его дальнейшего индивидуального образовательного маршрута и позволят сделать процесс адаптации наименее болезненным.
Игровые методы и приемы, используемые в период адаптации, имеют два направления:
1. Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми.
2. Игры по освоению социального пространства ДОУ.
Задачами первого направления будут:
- формирование положительного эмоционального настроя;
- снижение эмоционального напряжения и тревоги
Содержание работы в рамках этого направления должно обеспечивать эмоционально-комфортное состояние детей, развить у них психологическую автономность и самостоятельность, а также сформировать доверительные отношения с воспитателем.
Сюда входят словесно-тактильные игры, игры - забавы, удовлетворяющие потребности малышей в движении, общении и образном поэтическом слове, хороводные и подвижные игры, потешки, пестушки, прибаутки, музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения, способствующие установлению контакта ребенка со сверстниками и дающие положительный эмоциональный заряд.
Основной задачей второго направления в период адаптации является обеспечение ребенку условий для накопления уникального опыта первичной социализации.
Известно, что одно из базисных новообразований социального развития в раннем возрасте – формирование чувства доверия к миру, и своевременное развитие этого новообразования будет способствовать более успешной социализации и адаптации ребенка.
Таким образом, работа педагогов дошкольного учреждения по трем направлениям адаптации детей раннего возраста (создание условий для эмоционально-психологического комфорта; работа с родителями воспитанников; организация игровой деятельности, отдыха, занятий) позволит уменьшить заболеваемость, будет способствовать быстрому привыканию к новой обстановке, поможет формированию самостоятельности малышей в общении со сверстниками и взрослыми.
В заключении необходимо подчеркнуть, что тип личности ребенка существенно обусловлен определенными условиями воспитания в семье, особенностями отношения, общения с ребенком, организации его деятельности, характером оценок близких, стилем жизни семьи и местом, которое в нем занимает ребенок.
Предложенные мероприятия, методы и приемы должны помочь детям, родителям, педагогам ДОУ максимально облегчить течение и благополучное завершение такого сложного, для всех участников, периода, как адаптация к условиям ДОУ.