Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ЖИЗНЬ БЕЗ КОНФЛИКТА

Еленина Светлана Александровна,
преподаватель,
ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж»,
Кинель-Черкасский филиал,
с. Кинель-Черкассы, Самарская область
Человек – сложное существо, требующее изучения. Многие ученые не только уделяют внимание тому, чтобы изучить организм человека, но также понимают важность внутреннего психологического мира.
В жизни каждого человека возникают внутриличностные конфликты. В современном мире невозможно обойтись без конфликтов. Но самыми опасными являются внутриличностными конфликтами (конфликты с самим собой), которые отражаются на психике окружающих людей, их поведении.
С каждым годом в колледж поступает все больше и больше гиперактивных и невнимательных студентов. Существующие методы работы с данной категорией студентов не имеют достаточного комплексного характера. Педагоги зачастую сталкиваются с проблемой снижения концентрации внимания учащихся на занятиях, ведущей за собой низкую работоспособность на занятиях.
Особенно беззащитны в этом плане подростки, у которых не сформирована собственная точка зрения, неустойчивая самооценка, у которых нет умения противостоять собственным трудностям, у которых отсутствует четкое представление о своем будущем. Студенты не умеют правильно общаться не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. При поступлении в колледж они также испытывают сложности и трудности адаптации.
Одной из гипотез выдвинутой психологами, является проблема внутриличностного конфликта, которая прослеживается у 45-50% студентов.
Часто педагоги и родители даже не придают этому большого значения, не подозревая, что причина плохого поведения кроется во внутриличностном конфликте. Все хорошо знают, что такое конфликт, но мало кто может ответить на вопрос, что такое внутриличностный конфликт?
Метод наблюдения и социалогический опрос студентов первого и второго курса показали, что у 30% - нарушены взаимоотношения со сверстниками.
У 25% прослеживается сниженная самооценка.
У 35%- низкий уровень мотивации.
У – 10%- проблемы в семье.
Все эти причины указывают – на возникновение внутриличностного конфликта.
Таким образом в результате поступления в колледж возникают не только адаптационные проблемы, ведущие за собой снижение мотивации к учению, нарушение взаимоотношений между преподавателем, студентами, родителями, сниженная самооценка, неуверенность, повышенный уровень тревожности, эмоционально – нелабильная психика, повышенный фон вины, обидчивость, но и ситуации, в которых студенты самостоятельно не смогут выйти из этого состояния, приводящие к комплексу неполноценности. А это приводит к возникновению внутриличностного конфликта, к возникновению трудностей в обучении.
С самого детства каждого приучают к тому, что правда может быть одна, а все остальное – ложь. Человек привыкает жить однообразно. Однако, он не является «слепым котенком», он видит, что есть много реальностей, в которых живут люди. В противоречие часто вступают мораль и желания, убеждения и действия, мнение общества и собственные потребности.
Внутриличностный конфликт – это конфронтация, которая возникает внутри личности между двумя равнозначными и противоположными по направленности мотивами. Все это сопровождается различными переживаниями (страхом, депрессией, дезориентацией), при которых человек может не замечать или отрицать их, замещая свое состояние активной деятельностью. [7, с. 523].
Это противоречие внутри самого себя, которое основывается на равнозначных и в то же время противоположных потребностях, желаниях, интересах. Очень легко запутаться в собственных суждениях. С одной стороны, например, хочется быть богатым, но в тоже время страшно оказаться в глазах окружающих плохим; или студенты хотят хорошо учиться, но боятся осуждения.
Перед каждым из нас встаёт выбор, где следует выбрать что-то одно, которое равнозначно по значимости другому, но противоположно ему, следовательно, человек вступает во внутриличностный конфликт.
Существует множество причин для развития внутриличностного конфликта. Основными из них являются три причины, которые таятся в противоречиях личности.
1) Причины, связанные со статусом индивида в социуме.
2) Причины, связанные со статусом индивида в конкретной социальной группе. Данные причины являются взаимосвязанными между собой.
3) Нередко внутриличностные конфликты зарождаются на фоне возникновения внутренних факторов. Чем более рассудительным, понимающим и сложным по своей структуре является человек, тем больше он склонен к внутренним конфликтам, поскольку будет стремиться сочетать несочетаемое.
При изучении данного вопроса психологи различных стран выделяют четыре основных показателей внутриличностного конфликта. Они затрагивают эмоциональную когнитивную, поведенческую сферы, и четвёртый вид – это интегральные показатели [5, с. 107].
Существуют различные классификации внутриличностных конфликтов, разработанные отечественными и зарубежными психологами. Но и те, и другие выделяют следующие виды внутриличностных конфликтов.
1.Адаптационный конфликт
Под адаптационным конфликтом понимается как нарушение равновесия между человеком и окружающей действительностью, так и нарушение процесса профессиональной или социальной адаптации. Такой конфликт возникает между возможностями человека и предъявляемыми к нему действительностью требованиями различного рода (психологическими, физическими, профессиональными).
2.Ролевой конфликт
Ролевой конфликт представляет собой как невозможность человека одновременно реализовать несколько ролей, так и различное понимание требований, которые предъявляет сам человек к выполнению конкретной роли.
3.Нравственный конфликт
Нравственный конфликт является конфликтом между долгом и желанием, личными привязанностями и моральными принципами.
4.Мотивационный конфликт
Мотивационный конфликт является одним из наиболее часто встречающихся внутриличностных конфликтов и может выражаться в борьбе бессознательных стремлений человека, стремлении обладать и соображениями безопасности, столкновении различных мотивов.
5.Конфликт нереализованного желания
Вместе с конфликтом нереализованного желания также рассматривают комплекс неполноценности. Этот вид конфликта проявляется в противостоянии желаний и реальности, блокирующей их удовлетворение.
6.Конфликт неадекватной самооценки
Конфликт неадекватной самооценки является конфронтацией притязаний человека и его реальным потенциалом [3, с. 195].
Помимо прочих видов, выделяется ещё и невротический конфликт, который представляет собой результат «обычного» внутриличностного конфликта, сохраняющегося на протяжении длительного времени. Данный вид конфликта может проявляться в следующих формах.
1.Невростения – невыносимость к сильным раздражителям.
2.Эйфория-показное веселье, выражение радости неадекватно ситуации.
3.Регрессия-обращение к примитивным формам поведения, уход от ответственности.
4.Проекция-приписывание негативных качеств другому, критика других.
5.Рационализм-самооправдание своих поступков и др. [4, с. 251].
Для современного студента особое место занимают адаптационные, мотивационный конфликт. Конфликт неадекватной самооценки, которые не позволяют студенту в полной мере раскрыться в учебном процессе. Проявить свою индивидуальность. профессионализм.
Поэтому современному педагогу при подготовке к занятиям нужно учитывать и такую особенность как проблема возникновения внутриличностного конфликта у студента.
Разрешение внутриличностого конфликта представляет собой процесс по восстановлению согласованности внутреннего мира человека, гармонизации его сознания, интенсивности противоречивых жизненных установок и достижению нового качества. Это помогает человеку достичь максимального душевного равновесия и благополучия. Происходит осознание не только психологических., но и физиологических свойств конфликта.
Так как у каждого человека свои индивидуальные особенности, то каждая личность, испытывающая внутриличностный конфликт, будет осознавать всю происходящую ситуации по-своему: внутри у него возникает не только противоречия, но и пути их решений.
Таким образом, пути разрешения внутриличностного конфликта зависят от: мировоззренческих установок, способности человека преодолевать себя, волевых качеств, темперамента человека и половозрастных особенностей.
Психологи не только рассматривали механизм развития внутриличностного конфликта, но и искали способы его разрешения. Считается, что человек формируется первые 5 лет своей жизни. В этот период он сталкивается со множеством негативных внешних фактор, которые развивают в нем комплексы, или чувство неполноценности. В будущем человек ищет удобные для себя способы компенсации данного чувства.
И на основе внешних факторов Адлер выделил два пути выхода из внутриличностного конфликта:
1) Выработка социального интереса и чувства, которое может проявляться в развитии профессиональных навыков, алкоголизме, наркомании и т. д.
2) Стимуляция собственного потенциала, достижение превосходства над окружением [2, с. 10].
Это осуществляется такими способами:
а) Адекватная компенсация – соответствие превосходства с социальными интересами;
б) Сверхкомпенсация – гипертрофированное развитие конкретного качества;
в) Мнимая компенсация – внешние обстоятельства компенсируют чувство неполноценности.
Во всем мире основными способами разрешения внутриличностных конфликтов являются:
1) Компенсация – замещение недостигнутого другими целями;
2) Регрессия – отказ от желаний, избегание ответственности, переход к примитивным формам существования;
3) Сублимация- перевод психической энергии в другие сферы деятельности;
4) Номадизм – смена ПМЖ, работы. Неврастения;
5) Проекция – не замечание своих отрицательных качеств, приписывая их другим людям;
6) Рационализация – самооправдание, нахождение выборочных логических умозаключений;
7) Идеализация-предавание мечтаниям, фантазиям, уход от действительности;
8) Компромисс – сделать выбор в пользу какого-либо решения;
9) Уход –уход от решения проблемы;
10) Переориентация-изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему;
11) Коррекция-изменение представления о себе [1, с. 324].
Все пути выхода из внутри личностного конфликта так же являются механизмами психологической защиты не только личности студента, но и любого взрослого человека.
Коррекция и самокоррекция тех или иных факторов, провоцирующих возникновение внутриличностного конфликта, непроизвольно приведет к возникновению новых форм в обучении и воспитании студентов.
Данные, полученные в результате экспериментальных исследований (тестирование студентов 1-2 курса отделение «Сестринское дело», «Медицинский массаж» ГБПОУ ТмедК Кинель-Черкасский филиал) имеют следующее содержание.
Многие студенты отмечают депрессивное состояние, высокий уровень тревожности, не умение выразить свое «Я». Не реализованные желания, возникновение комплекса неполноценности.
Тест тревожности Спилбергера – Ханина показывает, что у 51,5% испытуемых прослеживается высокий уровень личной тревожности. Показатели уровня ситуативной тревожности – 43%, что соответствует среднему уровню. Таким образом, эти показатели подтверждают наличие у студентов внутриличностных конфликтов: адаптационного, интегрального, нереализованнных желаний, неадекватной самооценки и наличие невростенического конфликт, выражающегося в регрессивной форме поведения.
Агрессивное поведение, как правило, проявляется высоким уровнем физической, вербальной, косвенной агрессии, что подтверждают диагностические исследования в данной области – тест Басса – Дарки. Агрессивное поведение у таких студентов является показателем неумения конструктивно выстраивать взаимоотношения, комплексом вины и низким или наоборот высоким уровнем самооценки, которая может носить неадекватный характер.
Экспериментальная часть изучения проблемы у студентов направляет на поиски информации о причинах возникновения внутриличностного конфликта, путей решения и коррекции. Итогом таких решений является переход человека на новый уровень, где он пользуется старым опытом и нарабатывает новый. Однако нередко люди отказываются от развития ради сохранения того, что уже имеют. Это называется деградацией. Такое состояние, может быть, выходом из ситуации, если человек увидел в «новой жизни» нечто такое, что может значительно ухудшить его целостность, сохранность, самостоятельность.
В процессе обучения и воспитания преподавателю следует учитывать индивидуальные особенности данной группы студентов. Для более эффективной коррекции поведения студентов с признаками внутриличностных конфликтов, преподаватель должен работать в тесном сотрудничестве с психологом, родителями и классным руководителем.
Широко известно, что в каждом человеке с детства заложены огромные и часто нереализованные резервы, как физические, так и интеллектуальные. Постоянная работа по развитию этих возможностей может любого студента превратить в уникальную личность с присущими ему яркими талантливыми чертами.
У всех студентов с признаками внутриличностного конфликта высокие показатели компенсаторных возможностей, для включения которых необходимы следующие условия:
- благоприятная обстановка для развития, происходящая без интеллектуальных перегрузок, с соблюдением режима, в спокойной (или ровной) эмоциональной атмосфере;
- обучение должно происходить по программе с учетом индивидуальных особенностей.
- медикаментозная поддержка при необходимости.
Комплексный подход должен состоять в следующем:
·           Психолог проводит психологическую коррекцию эмоций и поведения ребенка в индивидуальном или групповом режиме, разрабатывает индивидуальную программу развития учащегося.
·           Задача же родителей обеспечить общий эмоционально – нейтральный фон развития и обучения ребенка, отслеживать эффективность лечения и коррекции, сообщая об их результатах специалистам.
Развитие студента с признаками внутриличностного конфликта, проявляющегося в форме: неуверенности, депрессивности, агрессивности, повышенного чувства вины, тревожности, нарушением дисциплины, стрессом, сниженной самооценкой и «комплексом неполноценности».
Для достижения устойчивого результата можно перейти к тренировке следующих навыков:
1.         Отработка конкретного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в результате которого у человека формируются адаптационные навыки.
2.         Создание на занятиях преподавателем ситуации успеха, учёта индивидуальных особенностей студента с признаками внутриличностного конфликта позволяет корректировать самооценку студента, снятие «комплекса неполноценности», проявляющегося в неуверенности и нерешительности.
3.         Игры по ролям позволяют прочувствовать и ощутить себя в разных аспектах.
В заключение, можно сказать о том, что человек – это комплекс убеждений, правил, рамок, желаний, интересов, потребностей и прочих установок, в результате которых каждая личность сможет добиться желаемых результатов. Обычно человек старается удовлетворить все потребности одновременно, которые в него заложены. Однако итогом такого стремления становится внутриличностный конфликт. Человек борется не только с собственными желаниями и потребностям,но и интересами, поэтому старается двигаться вперёд, жить в угоду всех желаний, никого не огорчать, в том числе и себя. Однако, это становится невозможным в пределах реального мира. Так как осознание собственной неспособности удовлетворить все свои потребности провоцирует негативные чувства. Человек должен справиться с собственными переживаниями, чтобы начать новый путь, в котором он будет заниматься возникшей проблемой, а не еще больше взращивать в себе чувство неполноценности. Но не всегда получается справиться с этими проблемами самому, и тогда он прибегает за помощью специалиста.
Литература:
1.         Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 2004г — 551 с.
2.         Буртова Е.В Конфликтология.Учебное пособие. 2007
3.         Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: учеб. – М.: ИНФРА – М, 2009-224с.
4.         Громова О.Н. Конфликтология. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 2000. — 320 с.
5.         Дмитриев А.В. Конфликтология. — М.: Гардарики, 2012. — 320 с.
6.         Конфликтология: учеб. для вузов /В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова и др.; Под ред. проф В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001-518 с.
7.         Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ. — М. Прогресс – Универс, 2006. С. 825.
Декабрь 2020