Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Лобанова Наталья Валерьевна,
методист,
Черкасских Оксана Тимофеевна,
методист,
Устинова Юлия Геннадьевна,
педагог-организатор,
МБУ ДО «ЦДО «Одаренность»
г. Старый Оскол, Белгородская область
В условиях глобальной информатизации, охватывающей все сферы деятельности человека, в том числе и сферу образования, когда каждый педагог и учащийся имеет личные электронные устройства и открытый доступ в Интернет, особенно актуальным становится вопрос о создании безопасной образовательной среды.
Что же включает в себя понятие «безопасная информационная образовательная среда», и какова роль педагога в создании этой «среды»?
В соответствии с требованиями ФГОС полного (общего) образования информационная образовательная среда образовательного учреждения включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (компьютеры, информационное оборудование, коммуникационные каналы), а также систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Таким образом, перед образовательной организацией встает ряд задач, одна из которых: как в условиях расширения информационного поля обеспечить безопасное обучение и воспитание, какие новые методы и формы работы с применения информационно-коммуникационных технологий использовать, чтобы сделать образование не только более интересным и привлекательным, но и безопасным?
В настоящее время в связи с введением ограничений по новой коронавирусной инфекции образовательные организации были вынуждены перейти на так называемое удаленное обучение (с использованием технологии дистанционного обучения). Использование такой формы предполагает формирование у обучающихся своей индивидуальной образовательной среды, как среды получения и обмена знаниями и информацией. Это ведет к постоянному познанию окружающей действительности и проявлению личностью своего потенциала, интересов и склонностей. В данных условиях главная задача педагога - научить школьника правильно и безопасно организовать свое образование, самостоятельно добывать новые знания, используя только безопасные источники информации.
Эту задачу успешно решают педагоги МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Одаренность» Старооскольского городского округа, активно используя цифровые информационные технологии в работе с активистами детских общественных организаций. Онлайн образовательные площадки, творческие и интеллектуальные конкурсы, интенсивы и мастер-классы, медиа-квесты, - вот далеко не полный перечень мероприятий, организованных «на расстоянии». Платформой для проведения данных форм работы служит социальная сеть «ВКонтакте» как наиболее популярная среди подростков. В данной социальной сети с целью популяризации деятельности детских общественных организаций Старооскольского городского округа, мотивации обучающихся образовательных организаций к участию в социально значимых мероприятиях, мероприятиях интеллектуальной направленности создано официальное сообщество МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Одаренность» и страница «РДШ Старый Оскол», освещающая деятельность ООГДЮО «Российское движение школьников» на территории округа. В сообществах регулярно публикуются отчеты о проведенных мероприятиях, положения о конкурсах, проектах, анонсы предстоящих мероприятий, методические материалы и образовательные посты для активистов, педагогов - кураторов детского общественного движения.
Так, в мае 2019 года в сообществе «РДШ Старый Оскол» был организован и проведен интернет-квест «Будь готов!», посвященный празднованию Дня детских общественных организаций. На страничке сообщества «РДШ Старый Оскол» каждые два дня в течение месяца публиковались вопросы по истории развития детского общественного движения, пионерской организации, Российского движения школьников. Каждый вопрос содержал варианты ответов под разными буквами. Отвечая правильно на вопрос, участники интернет-квеста «Будь готов!» собирали буквы фразы – пароля «Поверь в мечту».
Технология организации и проведения медиа-квеста состоит в следующем: в группе в социальной сети «ВКонтакте» в определенное время публикуется пост с заданием, выполнив которое участники присылают соответствующее сообщение в сообщество или пишут ответы к заданию в комментариях к посту. Участникам, давшим правильный ответ, организаторы высылают часть искомого пароля, после чего публикуется следующее задание. Таким образом, дети - участники медиа-квеста, выполняя задания, самостоятельно добывали знания, что соответствует требования ФГОС. Кроме того, вопросы квеста предполагали поиск информации в сети Интернет, обращение к различным электронным ресурсам, что способствовало формированию у детей и подростков информационной культуры и предоставляло возможность обучающимся самостоятельно выбирать безопасные и защищенные образовательные интернет-ресурсы.
Возможным оказалось проведение массовых мероприятий в социальной сети. Одним из них стал традиционный муниципальный Праздник Детства «Вместе мы - сила, вместе мы - РДШ!», посвященный Дню детских общественных организаций. Для успешного проведения мероприятия онлайн было создано тематическое сообщество в социальной сети «ВКонтакте», заранее организована подписка участников мероприятия на него. Также была проведена предварительная подготовка всех этапов и присутствие всех участников онлайн в одно и тоже время. Были опубликованы списки победителей, призеров и лауреатов Смотра деятельности детских общественных организаций 2019/2020 учебного года. Участники праздника с удовольствием поздравляли друг друга. Сюрпризом для активистов стало видеообращение самых близких людей, тех, кто поддерживал их инициативы, помогал воплотить в жизнь самые смелые идеи - педагогов-организаторов и старших вожатых Старооскольского городского округа. Здесь же были подведены итоги медиа-квеста «Дорогами РДШ!», который проходил в группе накануне Праздника Детства. Активисты активно принимали участие в квесте, вспоминали о том, какие мероприятия были проведены за год, отвечали на вопросы из истории пионерского движения. Завершился праздник поздравлением-сюрпризом. Организаторы Праздника подготовили видеоролик из фотографий команд детских общественных организаций Старооскольского городского округа.
В современных условиях информатизации и глобализации общества особую актуальность приобретает формирование медиаграмотности у детей средствами образования. В Декларации ООН по правам человека отмечено, что медиаграмотность составляет важную часть компетенций современного человека. Средства массовой информации, компьютерные технологии и глобальная сеть Интернет играют важную роль в жизни современного человека. Любой образовательный процесс всегда обращается к медиа: будь то книги, фильмы или современные компьютерные технологии, включая Интернет. Медиаграмотность у обучающихся - важная составляющая на пути их личностного развития, социализации, будущей самостоятельной жизни в обществе.
Медиаобразование обучающихся может быть организовано в рамках работы образовательных площадок, где дети, участвуя в мастер-классах, получают знания по основам журналистики, ведения тематической группы в социальной сети «ВКонтакте», приобретают умения создать новостной, развлекательный, образовательный посты, инфоргафику, овладевают навыками работы с программами для монтажа видео и фотографий.
Подобный образовательный интенсив «Новости Онлайн» был проведен в прямом эфире педагогами МБУ ДО «ЦДО «Одаренность» для членов школьных медиацентров. Педагоги рассказали обучающимся о том, что такое пост, какова его структура, какие типы постов существуют. Практическим продолжением интенсива стало создание постов различных типов самими детьми и публикация их в группе «РДШ Старый Оскол» в процессе занятия. Особое внимание при проведении данного мероприятия было уделено правилам информационной безопасности при работе в сети Интернет.
В рамках образовательного интенсива «Все об инфографике» педагоги Центра рассказали в прямом эфире, что такое «инфографика», зачем она нужна и почему так популярна в современной действительности, поделились алгоритмом создания удачной инфографики и предложили обучающимся в процессе онлайн-трансляции создать инфографику к одному из всероссийских проектов ООГДЮО «Российское движение школьников», а затем опубликовать ее в группе «РДШ Старый Оскол». Такой формат проведения образовательных интенсивов позволяет обучающимся не только получить новые знания в дистанционном формате, но и наладить в процессе занятия обратную связь, предоставляет возможность задать вопросы педагогам в прямом эфире и сразу получить ответ. А самое главное, такой формат занятия позволяет обучающимся поделиться друг с другом результатом своей деятельности, за счет публикации созданных участниками продуктов в ленте группы «РДШ Старый Оскол» посмотреть и обсудить, что получилось у других участников интенсива.
Таким образом, проведение подобных мероприятий в сети Интернет не только способствует личностному развитию обучающихся, формирует умение использовать информацию и информационные технологии для поддержания и развития своего интеллектуального и творческого потенциала, но и способствует воспитанию информационной культуры, учит самостоятельно действовать в высокоразвитой информационной среде, эффективно и безопасно использовать ее возможности.
Литература:
1. Богатырева Ю.И. Модель обеспечения информационной безопасности школьников при создании инфобезопасной среды образовательного учреждения // Электронный журнал «Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки». – 2013. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-obespecheniya-informatsionnoy-bezopasnosti-shkolnikov-pri-sozdanii-infobezopasnoy-sredy-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 08.11.2020).
2. Жиркова А. А., Неустроева А. Н. Безопасная образовательная среда как актуальное требование современной начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 160–163. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770054.htm (дата обращения 04.11.2020).
3. Яковлева, Е. В. Дистанционное обучение в информационной образовательной среде / Е. В. Яковлева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 10 (196). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/archive/196/48637/ (дата обращения: 08.11.2020).


Декабрь 2020