Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ренье Татьяна Михайловна,
учитель истории и обществознания,
МБОУ СШ № 11,
г. Новый Уренгой, ЯНАО
В последнее десятилетие в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. Современному обществу нужен человек, который должен обладать стремлением к самообразованию, владеть новыми технологиями, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их, разрешать проблемы и работать в команде, уметь быстро выходить из стрессовых ситуаций. Инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность - это качества, которыми должен обладать будущий выпускник.
В процессе поиска ответа на вопрос как сформировать и развить необходимые компетенции у обучающихся, я остановилась на проектной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов (далее – ЭОР), так как сегодня компьютерные технологии, мобильная связь, Интернет прочно вошли в нашу жизнь. Именно это сочетание проектной и ИКТ технологий ориентировано на развитие следующих компетентностей: информационной, познавательной, коммуникативной, социальной. Способствует подготовке конкурентоспособного выпускника, умеющего решать жизненные реальные задачи, сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. Таким образом, целью моей педагогической деятельности в реализации запроса общества является создание условий для формирования и развитие ключевых компетентностей учащихся.
При помощи ресурсов сети Интернет проектная деятельность учащихся становиться еще интересней, развивает познавательный потенциал, оставляет яркие впечатления и материал легко усваивается. Темы для проектной деятельности обучающихся выбираем такие, которые имеют не только учебное, но и большое личностное, социальное значение, пронизывают российскую, региональную историю и историю родного края. Для целенаправленного поиска важна общественная значимость исследования и наличие достаточного количества материала.
Пример №1: Проект «Безработица в г.Новый Уренгой и ЯНАО» к уроку «Безработица и занятость» 11 класс по учебнику «Обществознание» под ред. Л.Н.Боголюбова:
Задание 1: Найти на сайте Федеральной службы государственной статистики информацию, где размещены данные об уровне безработицы в субъектах РФ. Составьте диаграмму о занятости и безработице в г. Новый Уренгой.
Задание 2: Выйдите на сайт объявлений о трудоустройстве и проанализируйте количество вакансий и свободных рабочих рук. Составьте рейтинг профессий по ЯНАО.
Познакомившись с основными понятиями, проведя анализ занятости и безработицы в обществе, изучив рейтинг профессий и отобразив его в диаграмме, учащиеся делают вывод о выборе собственной профессии. Это является примером развития личностной компетенции, а критерием к оцениванию будет умение аргументировать свою точку зрения.
Пример №2: Проект «Слагаемые успеха в бизнесе» 11 класс (работа в группах) к уроку «Слагаемые успеха в бизнесе» 11 класс по учебнику «Обществознание» под ред. Л.Н.Боголюбова:
Задание 1: Найдите фото известных предпринимателей, бизнесменов, миллионеров: М. Прохоров, Г. Форд, Р. Абрамович, Джобс, Б. Гейтс.
Задание 2: Составьте кратко их биографию, делая акцент на том, что им помогло стать известными и успешными.
Задание 3: Составьте вопросы для пятиминутного интервью с этими людьми.
В последнее время активно использую метод WEB-квеста, он выступает в качестве научной основы урока, включающего в себя элементы творческой лаборатории. Педагогическая технология квест-урока, открывает возможность изучения учебных предметов в новом образовательном формате, широко используя межпредметные связи.
Пример №3: Урок обществознания в 7 классе «Воздействие человека на природу» п.19 учебника «Обществознание» под ред. Боголюбова
Задание 1: Назовите экологические опасности, которые обрушились на нашу планету и охарактеризуйте их. Кто загрязняет нашу планету? А Вы вносите свой «вклад»? Давайте проверим.
Работа с интерактивным ресурсом Всемирного фонда дикой природы по адресу: http://www.wwf.ru/footprint/calculator#tab0
На доске (экране) выстраивается рейтинг учащихся по полученным баллам.
«Какие выводы мы можем сделать по итогам теста?
Задание 2: Составить таблицу «Как уменьшить свой экологический след в разных сферах повседневной жизни» на сайте https://www.mindmeister.com/ru (интеллект-карта), используя информацию с сайта Всемирного фонда дикой природы.
Так формируется и развивается ИКТ - компетентность учащихся, оценкой которой является умение работать на компьютере (владение компьютерными и Интернет- программами).
Использование проектной технологии имеет большой развивающий потенциал для ученика. Он учится взаимодействию с взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс, формировать навыки интервьюирования, устного опроса, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности, отвечать на незапланированные вопросы. А учителю отводится роль капитана, который задает верный курс в организации проектной работы учащихся.
Проектная деятельность тесно связана с исследованием. В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Она же обуславливает метод деятельности, направленный на её решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях. Критериями оценивания формирования исследовательской компетентности учащихся являются: формулирование проблемы; работа с большим объемом информации и выбор из нее главной (смысловое чтение); составление плана, структурирование материала; представление материала в виде инсценирования, изготовления наглядных пособий, доклада, альбома, плаката, буклета, фильма, презентации в программе Power Point, создание облака слов с помощью сайта Imagechif и электронной газеты на сайте http://wikiwall.ru/ и др.. Поэтому проектная деятельность связана еще и с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего.
В процессе поиска информации, расширяется медиапространство учащихся. Они выходят за рамки учебника, знакомятся с научной литературой, различными точками зрения на историческое событие, процесс, явление и формулируют свои выводы в процессе обсуждения, работают в сети Интернет (текст, фото, карты, картины, видео материал и т.д.). При помощи ресурсов сети Интернет проектная деятельность учащихся становится еще интересней, развивает познавательный потенциал, оставляет яркие впечатления, и материал легко усваивается. Так формируется и развивается информационная компетентность, а критерием ее оценивания является используемый список литературы и сайтов.
В своей практике я использую ученические проекты в урочной (мини-проекты) и внеурочной деятельности, они могут быть как индивидуальные, так и групповые. Тип проекта зависит от возраста и темы. В моем учительском архиве много примеров различных видов проектов: прикладные (учебные), социальные, краеведческие (патриотические, экологические), воспитательные (КТД). Дети их выполняют с большим интересом. Это такие проекты как «Семейное древо», «Режим дня», «ЗОЖ», «Я-гражданин РФ», «Я-патриот», «Я-бизнесмен», «Участники ВОВ в моей семье», «Герои моей школы», «Занятость и безработица в г.Новый Уренгой», ежегодные экологические проекты «Помоги саду», «Выборы-2018», «Формирование политической культуры старших школьников», «О выборах хочу все знать-2015» и многие другие.
Особое место отвожу телекоммуникационным, практико-ориентированным проектам. Они выполняются во внеурочное время. Учащимся они нравятся тем, что задания выполняются в интерактивной форме в режиме онлайн или офлайн (решить кроссворд, заполнить интеллект-карту, соотнести картинку с текстом, решить тест, написать мнение, найти в сети Интернет информацию и поместить её на своей странице). Примерами таких проектов являются «Отечественная война 1812», «России верные сыны», «Я-предприниматель», «Активность в сети Интернет», «Читаем и помним. В память о героях-пионерах» и др.
Данный педагогический опыт нашел отклик у коллег методического объединения учителей истории на муниципальном уровне и был представлен на региональных научно-практических конференциях педагогов.
Таким образом, проектная деятельность, новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников, воспитанию новой личности – ответственной, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания, строить собственную траекторию обучения и самообучения.
Декабрь 2020