Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Январь 2021
Митьковская Екатерина Витальевна,
преподаватель,
ГБПОУ СО «ТХТК»
г.о. Тольятти
Активное внедрение современных технических средств в систему образования коренным образом изменило подход к образовательному процессу во многих странах мира, включая Россию. Получили широкое распространение новые формы обучения, одно из которых – дистанционное обучение.
Под дистанционным обучением понимают образовательную систему, построенную с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий.
Главная особенность дистанционного обучения – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.
В условиях введения режима самоизоляции в марте 2020 года возникла экстренная необходимость использовать в работе дистанционные методы обучения, фактически – осваивать те инструменты, о которых мы давно знали, но до которых до сих пор «не доходили руки».
Так, мне пришлось спешно создавать дистанционные курсы для занятий по общепрофессиональной дисциплине «Органическая химия», междисциплинарному курсу «Обеспечение качества продукции» и организовывать работу с дипломниками – будущими выпускниками по специальности 18.02.06 Химическая технология органических веществ. Пройдя ряд вебинаров по организации дистанционного обучения, я остановилась на достаточно ограниченном наборе инструментов – это программа ZOOM (для проведения онлайн занятий) [1] и приложение GoogleClassroom (для обмена со студентами материалами к занятию, выдачи задания, сбора выполненных заданий и выставления оценок) [2]. Дополнительно я использовала в работе: 1. Платформу РЭШ (Российская электронная школа) [3], VirtuLab (Виртуальную образовательную лабораторию) [4] и электронный учебник «Органическая химия» [5].
Сразу надо сказать, что платформа РЭШ имеет ряд положительных сторон для школьников, желающих изучать химию дополнительно и самостоятельно. Однако этот электронный ресурс имеет ряд существенных недостатков:
1. Наполненность. Даже для школьников, наполнение курса «Органическая химия 10 класс» оставляет желать лучшего. Не все темы, даже для школьного курса, в ней присутствуют, не говоря уже о дополнительном материале. Но стоит отметить, что имеющиеся темы выполнены хорошо – есть теоретический материал, видео-лекции, очень интересные задания, контрольные задания и интересные лабораторные работы.
2. Насыщаемость. В период самоизоляции попасть на РЭШ было просто невозможно – сайт постоянно «висел».
3. Узкая направленность. Данная платформа, к сожалению, рассчитана для средней школы и для преподавания курса «Органическая химия» в учреждения СПО просто неприменима. В самом начале самоизоляции я с удовольствием использовала материалы платформы РЭШ для проведения лабораторных работ по «Органической химии». Планирую использовать эти виртуальные лабораторные работы после окончания режима самоизоляции, в качестве домашнего задания по некоторым темам.
Материалы VirtuLab (Виртуальную образовательную лабораторию), к сожалению, тоже рассчитаны на среднюю школу, но все лабораторные работы, представленные там, можно использовать для проведения занятий по общеобразовательному курсу «Химия» или в качестве повторения на старших курсах СПО.
Материалы электронного учебника «Органическая химия» [5] и до дистанционного обучения я активно применяла и на занятиях и в качестве домашнего задания. Но именно в процессе дистанционного обучения раскрылся огромный потенциал и новые возможности для применения этого ЭОР. Например, материалы коллекции мультимедиа, игротеки и итогового контроля можно эффективно применять не только во время занятий, но и в качестве домашнего задания. А богатую коллекцию видео-опытов в будущем можно активно использовать для сдачи долгов по лабораторным работам.
Очень эффективным считаю дистанционное обучение при совместном использовании программы ZOOM и приложения GoogleClassroom или аналогов.
Приложение GoogleClassroom позволяет создавать необходимое для преподавателя количество отдельных курсов; наполнять курсы необходимым материалом, возможно совместное использование материалов отдельных курсов; отслеживать активность студентов; оперативно проверять работы студентов и отправлять проверенные работы с необходимыми пометками и замечаниями прямо в тексте работы. И, что особенно приятно, нет необходимости хранить огромное количество бумажных работ.


В приложении можно создавать отдельные темы, материалы по темам, задания, давать ссылки на другие ЭОР, задавать срок сдачи работы, создавать тестовые проверочные работы. Все результаты проверенных работ автоматически попадают в электронный журнал. При создании задания, студенты автоматически получают оповещение, то же – после проверки преподавателем выполненного задания.




Особенно успешным считаю использование программы ZOOM и приложения GoogleClassroom при работе над дипломными проектами. Совместное использование этих инструментов, позволяет:
1. Экономить время.
2. Хранить большое количество информации по дипломным проектам в одном месте – всегда «под рукой».
3. Оперативно общаться с будущими выпускниками.
В заключении хотелось бы отметить, что режим самоизоляции заставил преподавателей по всей стране мобилизоваться, спешно освоить ранее неиспользовавшиеся в работе инструменты и, как результат, мы все получили огромный положительный опыт. После окончания режима самоизоляции, наверняка, большинство новых программ, приложений, новых компьютерных технологий уже на постоянной основе будут включены большинством преподавателей в перечень постоянно используемых и любимых.
Список интернет-ресурсов
1. https://zoom.us/
2. https://classroom.google.com
3. https://resh.edu.ru/
4. http://www.virtulab.net/
5. http://orgchem.ru/