Высшая школа делового администрирования
Конференции

МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Январь 2021
Лукина Елена Сергеевна,
студентка,
НТГСПИ (ф) ФГАОУ ВО РГППУ
г. Нижний Тагил
В настоящее время проблема оптимизации и повышения эффективности обучения всех категорий детей является особенно актуальной.
Развитие речи детей дошкольного возраста является одним из самых важных в настоящее время. Это связано с тем, что говорить умеют почти все, но говорить правильно немногие. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для человека, является одной из главных потребностей. Без речи человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования Речевое развитие выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской, а также игровой.
Одним из показателей умственного и речевого развития старших дошкольников служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим речи как строительный материал. Обогащению словарного запаса, соответственно, и речевому развитию способствует организация учебной деятельности.
Дети с задержкой психического развития испытывают сложности в социальной адаптации и учебной деятельности вследствие особенностей развития различных психических функций. Им присущи характерные особенности психофизического развития, в число которых входят быстрая истощаемость, утомляемость, нарушенная работоспособность.
У большинства детей с задержкой психического развития обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющаяся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родовидовых соотношений, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка. Особенности словарного запаса детей с задержкой психического развития отражают своеобразие познавательной деятельности, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности. Это ведет к недоразвитию речи в целом и проблемам усвоения ими знаний.
Психолого-педагогические исследования указывают на преобладание произвольных форм запоминания над непроизвольными, недостатки продуктивности запоминания, сложности в применении эффективных приемов запоминания, низкий объем запоминания и его последовательность в воспроизведении, а также преобладание конкретно-действенного и наглядно-образного мышления.
Таким образом, возникает проблема развития словарного запаса детей с задержкой психического развития наиболее действенными средствами. Отличительной особенностью современного состояния методики развития речи является сочетание традиционных и нетрадиционных способов развития словарного запаса.
Именно поэтому использование мнемотехники как вспомогательного средства при обучении детей с ЗПР является наиболее эффективной.
Мнемоника (или мнемотехника) – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память, а тем более у детей с задержкой психического развития, познавательная активность которых ниже нормы и мыслительные функции ослаблены. Процесс запоминания при использовании наглядных средств происходит в этом случае непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника помогает развивать:
• ассоциативное мышление,
• зрительную и слуховую память,
• зрительное и слуховое внимание,
• воображение связную речь,
• мелкую моторику рук.
Более того приемы мнемотехники приводят к:
• обогащению словарного запаса,
• формированию связной речи.
Это является крайне необходимым, когда у детей с задержкой психического развития имеется сочетанные нарушения речи.
Мазур Таисия,
методист,
МБУДО «Подростково-молодежный
центр» города Алушта
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
До эпидемиологической ситуации вопрос о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учреждениях дополнительного образования строго не стоял - ребята занимались своими любимыми увлечениями в кружках и секциях, общались, делали творческие коллективные работы, принимали участие в конкурсах, фестивалях, акциях.

Угроза распространения коронавирусной инфекции (Covid-19) потребовала незамедлительного и быстрого перехода на реализацию общеразвивающих программ дополнительного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Проектируя модель дистанционного обучения в учреждении дополнительного образования МБУДО «Подростково-молодежный центр» города Алушты, в основу заложили одну из главных целей нашего учреждения – организация досуговой деятельности подростков и молодежи нашего города.
Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий началась с подготовки нормативно-правовых актов:
- Положение о реализации общеразвивающих программ дополнительного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учреждении.
- Методические рекомендации по реализации общеразвивающих программ дополнительного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Был проведен мониторинг имеющихся в учреждении, у педагогов и обучающихся технических ресурсов для возможности проведения дистанционных занятий.

В помощь педагогам учреждения была составлена модель дистанционного обучения, подготовлены памятки по работе с обучающимися и их родителями.
Методистом учреждения была создана в социальной сети ВКонтакте закрытая группа «Методическое объединение «ПМЦ» г. Алушта», где осуществлялась методическая помощь педагогам дополнительного образования в части реализации общеразвивающих программ с помощью электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

С целью оперативного информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) официальный сайт учреждения был дополнен раделом «Дистанционное обучение», где размещены нормативно-правовые акты, методические и информационные материалы. В данном разделе каждый педагог дополнительного образования создал страницу своего творческого объединения для размещения ссылок на электронный учебный контент.

Первым этапом работы педагогов по реализации дистанционного обучения была корректировка календарно-тематического планирования с учетом применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Педагоги определяли, какие из тем необходимо в обязательном порядке изучить, какие необходимо повторить, а какие перенести на период очного обучения, при этом в обязательном порядке сохраняя перечень планируемых образовательных результатов.
Второй важный этап - это выбор платформы взаимодействия с обучающимися. От платформы, содержащей образовательный контент, зависело качество освоения материала. Педагоги нашего учреждения выбрали широко используемые обучающимися платформы:
1. Социальная сеть ВКонтакте – популярная сеть среди подростков и молодежи - дает возможность переписываться, общаться, обмениваться фото, видео и документами. Хорошо подходит для организации быстрого консультирования, видеотрансляции. Свои дистанционные занятия в данной сети проводят руководители Творческого объединения «Медиа Алушты», Клуба декоративно-прикладного творчества «Арт-Декор», Клуба бального танца «Колибри», Молодежного объединения «PROдвижение».
2. Мессенджер «Вайбер» - популярная программа для общих чатов, также доступный обмен фото, видео, документов. Клуб современного танца «Грация», Вокальная студия «Леге-Артис», Военно-патриотический клуб «Школа юнармейцев», Волонтерский центр «Добровольцы Алушты» свой образовательный процесс осуществляют с помощью этой платформы.
Анализ выбранных основных платформ проведения дистанционного обучение показал: «привычные» обучающимся электронные ресурсы позволили направить образовательный процесс не только на обучение, но и на организацию свободного времени подростков в период карантина, каникул, выходных.
Мониторинг реализации дистанционного обучения в нашем учреждении показал, что образовательный процесс в дистанционном формате осуществляется в двух формах:
1. Электронное обучение, при котором педагоги дополнительного образования направляют обучающимся задания для самостоятельного усвоения материала, получая после выполнения обратную связь.
2. Дистанционное обучение, где педагог и обучающиеся общаются в реальном времени.
Консультации и рекомендации по выполнению дистанционных заданий педагоги дополнительного образования осуществляют с помощью мессенджеров «Viber», «Whatsup», используя видеосвязь и сообщения, а также в телефонном режиме.
Учебный контент педагогов дополнительного образования -разнообразен: видео уроки, видеоролики, презентации, творческие задания, тематические фильмы, задания на креативность, проекты. За период дистанционного обучения была проведена большая работа по созданию авторских видео мастер-классов и тренингов.
Каждый педагог дополнительного образования осуществляет текущий контроль знаний и умений обучающихся, которые демонстрировались в виде фотоотчетов, видеоотчетов, аудио отчётов, написание отзывов, создание презентаций, статей и другое.
Дистанционное обучение, как и всякая деятельность, имеет положительные и отрицательные стороны:

Такие выводы были сделаны в результате опроса педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).
Анализ реализации дополнительных общеразвивающих программ с помощью электронного обучения и дистанционных образовательных технологий показывает, что качество данного обучения зависит, в первую очередь, от квалификации педагогов и от качества учебных материалов, которые готовят педагоги, а также – от технических возможностей компьютеров и качественной интернет-связи.
Дистанционное обучение имеет большие перспективы - оно эффективно для обучающихся, которые пропустили занятия по болезни; для поддержки и развития способностей одаренных детей; для обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Сегодня, дистанционное обучение является альтернативой очному обучению не только в основном образовании, но и в дополнительном.