Высшая школа делового администрирования
Конференции

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР

Январь 2021
Бусарева Вера Гавриловна,
воспитатель,
МБУ детский сад № 45 «Яблонька»
г. о. Тольятти
Савинова Елена Александровна,
учитель-логопед,
МБУ детский сад № 45 «Яблонька»
г. о. Тольятти
Ригович Екатерина Владимировна,
учитель-логопед,
МБУ «Школа № 26»
структурное подразделение детский сад «Тополёк»
г. о. Тольятти
Развитие личности ребенка дошкольного возраста в процессе социализации в человеческом обществе всегда было в центре внимания исследователей.
На современном этапе социально-коммуникативное развитие является одним из базовых элементов в развитии дошкольника. Оно направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [3].
Опыт работы дошкольного учреждения показывает, как важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивать общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах [1].
В современной коррекционно-логопедической системе образования социально-личностное развитие детей является приоритетным. У детей с общим недоразвитием речи отмечается низкий
уровень социально-личностного развития. Для них характерны недостаточная инициативность в общении, предпочтение пассивных ролей, неумение улаживать конфликты, невладение адекватными (речевыми) способами выражения своего внутреннего состояния. Трудности общения проявляются в несформированности основных форм коммуникации (В.П. Глухов, Н.К. Усольцева), смешении иерархии целей общения (О.Е. Грибова), снижении потребности в нем, активности (Б.М. Гриншпун, О.С. Павлова, Г.В. Чиркина, Е.Г. Федосеева). Недостаточность вербальных средств общения лишает детей возможности взаимодействия, становится препятствием в формировании игрового процесса (Л.Г. Соловьева, Е.А. Харитонова).
Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки.
Потребность ребенка с ОНР в освоении новых социальных ролей, новых действий, необходимость развития у них собственных социальных умений сочетается в дошкольном возрасте с его
неспособностью овладевать в полном объеме коммуникацией, как видом деятельности.
Последствием этого могут стать множественные вторичные и третичные нарушения, в частности, ограничения в социально значимых контактах, замкнутость детей, чрезмерная конфликтность, неумение выразить и реализовать свои потребности, неготовность к обучению в школе, а затем-низкая успеваемость и многое другое. В связи с вышесказанным нами была поставлена цель реализовать условия, повышающие эффективность формирования коммуникации дошкольников с ОНР.
Одним из направлений нашей работы мы выбрали игровую методику обучения, которая является наиболее эффективной в дошкольном детстве. Л.С.Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в другую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает и углубляет собственную.
С помощью коммуникативной игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. Управляя игрой, можно влиять на отношение детей друг к другу и их мировоззрение. Наряду с расширением кругозора детей, игра способствует развитию эмоциональной отзывчивости. Это значит, что воспитанники учатся сопереживать другому человеку. Формирование этого качества влечет за собой потребность в общении, а затем и потребность в сотрудничестве.
Во время игры дети находят общие интересы, учатся дружить, считаться с мнением товарищей, приходить на помощь в нужную минуту, у них появляется чувство ответственности за общее дело.
Для дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Именно игровая деятельность способствует совершенствованию речевых образцов, пополнению активного словарного запаса и развитию коммуникативных умений и навыков.
Необходимо отметить, что недостатки звукопроизношения, нечеткое восприятие звукового образа слова, полное или частичное отсутствие грамматических форм в предложениях, темп речи-все это влияет на игровую деятельность детей с общим недоразвитием речи, порождает у них особенности поведения и общения в игровых коммуникативных ситуациях.
В коммуникативных играх ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесное, интонационное выражение) и невербальных (мимика, жесты, позы, движения, тактильные контакты) средств.
Основными новообразованиями, возникающими в процессе работы по развитию общения у детей в игровой деятельности, являются:
–готовность к общению, доброжелательное отношение к окружающим и желание общаться;
–умение вступить в контакт, связанное с легкостью установления коммуникационных связей;
–инициативность общения, проявляющаяся в стремлении к самостоятельным действиям, а также стремлении взять на себя роль лидера;
–выразительность общения, означающая умение естественно выражать свои эмоции вербальными и невербальными средствами коммуникации;
–эмпатия, представляющая собой постижение эмоционального состояния другого человека и сопереживание ему [2].
В качестве педагогических условий, оптимизирующих реализацию модели, определены:
1) использование игровых форм активности в соответствии с возрастом с учетом общеобразовательной и коррекционной программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОНР;
2) сочетание индивидуальных и коллективных форм организации игровой деятельности при ведущей организаторской роли воспитателя и логопеда;
3) подбор тематики игр в соответствии с задачами коррекционно-развивающего воздействия;
4) использование взаимодополняющих, разноконтекстных ролей, разнообразных ролевых позиций;
5) обучение навыкам ведения диалога в стандартных и нестандартных игровых ситуациях;
6) использование невербальных средств коммуникации в случае затрудненного применения вербальных средств и т.д.
Игровая методика помогает детям быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, так как коммуникативные игры удобно включать в режимные моменты, использовать на занятиях, в совместной деятельности на прогулке, в досуговой деятельности.
Наблюдения за игровой деятельностью детей показывают положительную динамику в речевой, коммуникативной и игровой деятельности детей.
Список литературы:
1. Виноградова Н.Ф. Предшкольная пора: Программа обучения и развития детей 5 лет. М., 2011.
2.Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М., 2014.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: официальный сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_154637/?Frame=1 129503.