Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кондрашова Наталья Георгиевна
заведующий,
Улутова Майсарат Байрамалиевна
воспитатель,
Божаева Секирхан Менлажиевна
воспитатель,
МБДОУ д/с «Белочка»
п. Фёдоровский
Ханты-Мансийский автономный округ
Использование моделирования как средства формирования пространственной ориентировки дошкольников
Анализ генезиса пространственной ориентировки дошкольников и условий, обеспечивающих её развитие в дошкольном возрасте, показывает, что, как и любая способность, она складывается постепенно, приобретая сложную структуру. Недостатки ориентировки, как в предметном, так и социальном пространстве отрицательно сказываются на когнитивном и личностном развитии дошкольника [1, с.67].
Психологи отмечают, что сформированность пространственных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из задач обучения детей дошкольного возраста, обеспечивая целостное развитие детей. От уровня развития пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности в дальнейшем, при переходе к школьному обучению [2, с.34].
Авторы указывают на дискретный характер деятельности, связанной с недостаточностью внутреннего плана представлений, трудностями анализа всего комплекса условий в соответствии с поставленной целью.
Исследования З.М. Дунаевой, Л.Н. Лезиной и др. показали, что работа воспитателей достаточно насыщена разнообразными играми и упражнениями на перемещения, повороты, расположение предметов по словесному указанию. В то же время, чрезвычайно мало внимания уделяется видам и формам работы, направленным на практическое преобразование пространства, овладение двигательными способами восприятия и моделирования его свойств. При этом поспешность введения пространственной терминологии, когда дошкольник ещё не осознал свой практический опыт, приводит к тому, что слово усваивается формально и не становится средством осуществления его деятельности [5, с.29].
Наблюдения и многолетний опыт работы воспитателей детского сада "Белочка" показали, что в работе по формированию пространственных представлений у детей практически не используются графические средства обучения, а применение наглядных форм моделирования происходит бессистемно. При таком одностороннем подходе у дошкольников накапливается крайне бедный опыт общения с графическим материалом, недостаточный для полноценного овладения культурой кодирования пространства [7, с.43].
Напротив, труды Д.В Зайцева, Т.И. Ерофеевой, Е.В. Сербиной свидетельствуют о высокой эффективности использования наглядного пространственного моделирования в практике обучения, позволившей рассматривать его в качестве основного средства формирования пространственной ориентировки в дошкольном возрасте, формирования у ребёнка специфически человеческого знакового сознания [2, с.15].
Исходя из положений отечественной психологии, согласно которым моделирование является одним из наиболее доступных и естественных способов познания пространства в дошкольном детстве, процесс развивающего обучения должен предполагать последовательное освоение детьми различных форм моделирования: двигательных, графических, вербальных.
Ряд авторов (А.С. Абасов, С.Н. Карпова и др.) выделяют основные направления работы по применению пространственного моделирования с детьми:
1. Отработка действий замещения (использование предметов-заместителей в сюжетно-ролевой игре, в разыгрывании сказок, звуки-цветные фишки, кодирование и передача сообщений, геометрических фигур – мебель, детали строительного материала – чертеж).
2. Отработка действий построения и применения моделей (в разной последовательности, в зависимости от характера моделей и вида отношений, которые в них осваиваются: знакомство с новым видом модели, созданной взрослым, затем овладение построением модели и её использование).
В свою очередь, отработка действий по построению и применению моделей может успешно осуществляться в следующей последовательности:
1. Пространственное моделирование – наиболее простой тип моделирования, при котором пространственные формы совпадают с формой отображённых в них отношений: схематическое изображение конструкции, план помещения, модель размещения и перемещения персонажей сказки (на плоскости).
2. Модели устройства и принципов работы простейших механизмов, которые включают дополнительно к схематическому изображению стрелки (направление перемещения).
3. Модели, отображающие в пространственной форме последовательность явлений во времени (режим дня, части сказки, звуковой состав слова).
4. Модели, отображающие социальные (иерархическая лестница социальных ролей в разных видах труда), математические (целое и часть), логические (сериация, классификация) отношения [1, с.36].
Отработка действий по построению и применению моделей, как свидетельствует опыт работы, происходит не только при переходе к новому виду моделей, но и при увеличении общего количества предметов, введении предметов, обозначаемых геометрическими фигурами одинаковой формы и величины, по-разному расположенных в пространстве, расширении площади моделируемых пространственных отношений, введении дополнительных обозначений, введении системы пространственных координат.
Обучение носит в данном случае комплексный характер, строится на формировании действий замещения и моделирования как основы познавательных способностей и ведётся в тесной связи с работой по развитию мышления, речи и деятельности дошкольников.
Отличительной чертой обучения является его насыщенность проблемными ситуациями пространственного содержания, предъявляемые детям игровые задачи должны требовать от них передвижения с учётом определенных правил. Их сложность, форма предъявления зависят от того, какие способы ориентировки преобладают на том или ином направлении работы [35, с.19]:
1. Обучение практической ориентировке в пространстве.
Важной задачей данного направления работы является расширение практического опыта детей, развитие проприоцептивных, кинестетических ощущений, произвольных движений, формирование на этой основе представлений о схеме тела, своей позиции в пространстве.
Создаются условия, способствующие обогащению детей сенсорными впечатлениями, используются игры с моделями на развитие тактильно-осязательного восприятия, зрительно-двигательной координации, физические упражнения, оказывающие дифференцированное воздействие на различные группы мышц. Для того, чтобы помочь ребёнку почувствовать и осознать своё внутреннее пространство, надо использовать игры-имитации с моделью, создающие выразительные образы. Например: на спину медвежонка сел комарик (кубик), мишка пытается его достать через правое, затем через левое плечо; наконец комарик улетает, мишка чешет спинку. Двигательные упражнения с моделью сочетаются с изучением себя в зеркале, рассматриванием иллюстраций, а также различными видами наглядного моделирования: складыванием разрезных кукол, комментированным рисованием.
2. Практическая ориентировка в пространстве с использованием пространственной символики. На данном направлении коррекционно-развивающей работы дошкольников знакомят со знаками-указателями, обозначающими пункты пути, маршрутной линией. Например, определение направления с помощью стрелки сочетают с выкладыванием следов, изображением линии пути. Параллельно с преобразованием свойств и отношений в реальных условиях в работу включаются простейшие модели пространства с постепенным усложнением [20, с.34].
Особое внимание уделяется формированию у детей способности не только понимать, но и пользоваться моделью, схемой. Поэтому в рамках одного занятия рекомендуется применять разные виды заданий: дети перемещаются в реальном пространстве (или перемещают модели, игрушки), затем отражают путь следования на графической модели; рассматривают готовую схему с изображённым на ней маршрутом и осуществляют ориентировку в реальных условиях. Несмотря на последовательность в работе, выделение её направлений достаточно условно, они легко комбинируются. Занятия строятся так, чтоб все дошкольники получали от них удовольствие, чему во многом способствует непринужденная атмосфера игры, равноправное сотрудничество и равноправное общение взрослого и детей. Использование моделирования благоприятно скажется на всех сторонах освоения пространственной ориентировки.
Библиографический список литературы
1.Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. [Текст] / Б.Г.Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 2016. – 304 с.
2.Блинникова, И.В. Роль зрительного опыта в формировании представлений человека об окружающем пространстве.[Текст] /И.В.Блинникова. - М.: МПГУ, 2018.-16 с.
3.Бурменская, Г. В. Возможности планомерного развития познавательных процессов дошкольников. [Текст]/Г.В. Бурменская. -М.: Знание, 2017. -163 с.
4.Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение. [Текст] /А.В.Брушлинский. — М.: Знание, 2018.-196 с.
5.Говорова, Р.И. Развитие схематизированных пространственных представлений у детей дошкольного возраста [Текст] /Р.И. Говорова. -М.: Сфера, 2019. —128 с.
6.Дьяченко, О.М. Психологические особенности развития дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М.: Эксмо, 2019. -176 с.
7.Еливанова, М.А. Освоение детьми пространственных отношений и средств их языкового выражения [Текст]/М.А. Еливанова. - СПб.: Златоуст, 2018. - 194 с.
8.Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию [Текст] / С.Д. Забрамная. - М.: Новая школа, 2017. - 163 с.
Краснощекова, Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты. — Ростов н/Д: Феникс, 2018. — 319 с.
Январь 2021