Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОБЩЕНИЯ»

Январь 2021
Албутова Анна Егоровна,
педагог-психолог,
МБДОУ ЦРР Детский сад №1 «Родничок»
с. Бердигестях МР «Горный улус» Республика Саха (Якутия)
Актуальность:
В последнее время многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Попадая в детский коллектив, дети часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое доброжелательное отношение к ним, разговаривая, слушать партнёра, что является невозможностью налаживания доброжелательных, дружеских взаимоотношений. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, обижают друг друга. Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослыми. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам. В современном информационном обществе возрастают потребности человека в общении и взаимодействии с другими людьми. Это является актуальной проблемой, так как формирование личности, которая способна организовать межличностное взаимодействие, решить различные коммуникативные задачи, обеспечивает ей успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Проблема: анализ ситуации в группе показал, что в детском коллективе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.
Цель: формирование социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста средствами игровых технологий.
Задачи:
-Поддерживать и укреплять в детях уверенность в себе и своих возможностях.
-Формировать начальные навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
- Способствовать осознанию детьми необходимости соблюдения правил жизни группы.
-. Формировать способность принимать критику взрослых и сверстников.
- Закладывать основы морального поведения.
- Развивать способности к использованию диалога в общении со взрослыми и сверстниками, способность к выражению своих мыслей.
- Развивать связную речь.
- Приобщать детей к общечеловеческим ценностям.
Вид проекта: долгосрочный, творчески-игровой, групповой.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Ожидаемые результаты в конце реализации проекта:
• дети будут обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
• активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
• способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• будут выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
• дети будут способны к волевым усилиям, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
Продукт:
- создание альбома «В нашем садике родном – очень весело живём»,
- коллаж «Дерево дружбы»,
- оформление альбомов: «Пословицы и поговорки о вежливости»,
- альбом добрых дел.
Этапы проекта:
I этап- подготовительный
-Создание методической базы, изучение материалов для реализации проекта.
-Изучение психолого-педагогической литературы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.
- Составление проекта, определение целей и задач.
-Составление картотеки коммуникативных игр, игр на социально-личностное развитие детей.
-Обогащение РППС настольными играми, иллюстративным материалом, атрибутами для сюжетно-ролевых и театрализованных игр,
-Анкетирование родителей.
- Мотивация детей.
II этап-основной
Организация запланированных мероприятий
1. Раздел: «Позитивный образ «Я»
Беседы: «Кто Я? Какой Я?», «Я - хозяин своих чувств», «Мои помощники», «Как изменить чувства другого человека», «Волшебные средства понимания», «Знакомьтесь - это я!», «Тайна моего имени», «Я - сам и Я - другие», «Правила нашей группы»
Составление творческих рассказов:«Мой портрет»,«Ты мне нравишься, потому что.», «Я люблю тебя за то.»
Интервью «Ваша мечта», «Чем вы любите заниматься дома?», «Что означает твое имя?»
Игры и игровые ситуации: «Зал славы», «Кто я?», «Какой я хороший», «Ветер дует в сторону…», «Придумай новое имя», «Ты самый, самый», «Мир без тебя», «Я в будущем», «Разноцветное имя», «Я в рисунках», «Комплименты», «Ветер дует »
Упражнения: «Я- есть, я -буду», «Я-хочу, Я-могу, Я-умею», «Я даю свое имя», «Сказка о себе», «Я -такой», «Я не люблю», «Закончи предложение», «Успехи», «Закончи предложение», «Тихо-громко», «Чем мы похожи».
Рисование: «Автопортрет», «Моя профессия», «Моя семья»
Тренинг «Узнай меня», «Мы все разные»
Ритуал, круг приветствия и прощания
Песочная терапия (игры с песком)
Музыкотерапия
2. Раздел «Мир эмоций»
Речевое развитие
Беседы: «Какие чувства мешают жить»,
Интервью: «Что вы делаете, когда злитесь?», «Как улыбка делает чудеса?»
Упражнения:«Злость», «Изгнание злости», «Грусть», «Удивление», «Печаль», «Мешочек», «Телеграмма», «Внутренние переживания», «Языки общения», «Ручеек радости»
Игры и игровые ситуации:«Цвета эмоций», «Настроение», «Угадай настроение», «Передай настроение», «Передача чувств», «Передай улыбку по кругу», «Подарок другу», «Передай движение», «Эхо», «Тихий разговор», «Где я побывал», «Испорченный телефон», «Выбери партнера», «Разговор через стекло»,
Дидактические игры: «Подбери настроение», «Подбери мимику»
Рисование: «У меня сегодня такое настроение», «Мой страх», «Кляксы», «Веселая картинка»
Этюды: «Раздумье», «Я не знаю», «Золотые капельки», «Грязь», «Северный полюс», «Хорошее настроение», «Стыд», «Ябеда», «Цвета радуги».
3. Раздел: «Давайте жить дружно!»
Беседы: «Кто такой настоящий друг», «Друзья познаются в беде», «Друг заболел», «Мы - дружная команда», «Об этикете».
Интервью: «Кто такой друг?», «Что такое дружба?», «Мои друзья», «Что вы знаете о девочках (о мальчиках?», «Чем похожи мальчики и девочки?»
Составление творческих рассказов: «Город Вежливости», «Мой друг», «Секрет волшебных слов»
Игры и игровые ситуации:
-«Общий круг», «Назови себя», «Снежный ком», «Ласковое имя», «Встаньте те, кто…», «Менялки», «Мое настроение», «Опиши друга», «Найди изменения», «Представь», «Зеркало», «Упрямое зеркало», «Найди своего брата или сестру», «Кто сказал?», «Радио», «Справа, справа от меня есть одно местечко», «Наоборот», «Превращение»;
- «Давай поздороваемся», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Продолжи движение», «Божья коровка», «На тропинке», «На мостике», «Лабиринт», «Слепой и поводырь», «Насос и надувная игрушка», «Заколдованные друзья», «Весы», «Клеевой дождик», «Сороконожка», «Липучка», «Путанка», «Змейка», «Дракон кусает свой хвост», «Волшебные заросли», «Эстафета дружбы», «На тропинке».
Упражнения: «Как я поступаю», «Снежинки», «Рисуем всей группой», «Выбери игрушки, которыми любят играть мальчики - девочки», «Умей извиниться».
Сюжетно-ролевые игры: «Приём гостей», «День рождение», «Дружна семья», «Гости», «Приезд родных», «В гости к бабушке», «Кафе», «Такси», «В гостях».
Дидактические игры: «Хорошо-плохо», «Лесенка», «Возрастная линия», «Это правда или нет?».
Этюды: «Бабушка приехала», «Усталость», «Солёный чай», «Гадкий утёнок», «Пойми меня», «Дружная семья».
Игры-тренинги: «Волшебное путешествие», «Сиамские близнецы», «Заколдованный остров», «Иголка и нитка».
Чтение художественной литературы: А. Кондратьев «Добрый день» И. Пивоваров «Вежливый ослик» А. Яшин «Встреча» А. Барто «Медвежонок - невежа», стихотворения на тему: «Этикет общения», сказка О. Хухлаевой «Не хочу», венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка», Волгина Т. «Два друга», Викторов В. «Дружат дети всей земли», Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо», разучивание мирилок, считалок.
Работа с пословицами и поговорками
Рассматривание иллюстраций из книг: «Хорошие манеры»; «Уроки этикета».
Выставки: фото «Мои друзья», «Герб нашей группы» (Моей семьи)
Экскурсии: по улицам села, в музей, в библиотеку, в другой детский сад.
Лепка: «Встанем в дружный хоровод»
Рисование: «Цвет моей улыбки»
Пение песен: «Что такое этикет», «Песенка о вежливости», танец «Танец друзей»
Подвижные игры
Песочная терапия (игры с песком)
Коллективная трудовая деятельность
III этап – заключительный
Подведение итогов
-Анализ результатов проекта.
-Создание альбома «В нашем садике родном – очень весело живём», коллаж «Дерево дружбы», оформление альбомов: «Пословицы и поговорки о вежливости», альбом добрых дел.
Работа с родителями:
- Анкета «Проблемы социального развития дошкольников»;
- Тест «Умеете ли Вы общаться со своим ребёнком?»
-Памятки «Волшебный справочник добрых слов и выражений»;
-Консультации:«Ребёнок-зеркало семьи», «Роль папы в воспитании ребенка» «Игра как средство формирования доброжелательных отношений детей со сверстниками и взрослыми, «Как научить вежливости», «Ребёнок-зеркало семьи», «Фантазия-лучшее средство от скуки», «Дети и родители: как мы разговариваем», «Хорошие и дурные манеры», «Чему способствуют игры детей?», «Правила поведения в процессе общения с детьми»
Диагностический инструментарий:
Марциновская Т.Д. Методика «Два домика»
Урунтаева Г.А, Афонькина Методика «Рукавичка».
Лисина М. И. Методика выявления уровня коммуникативного развития детей 5-6 лет.
Урунтаева Г.А. Таблица проявления поведенческих расстройств.
Заключение:
Проблема коммуникативного развития является актуальной задачей современного образования, в том числе и дошкольного.
Общение – одно из важнейших условий развития личности дошкольника, условие его успешной социализации. Коммуникативные умения – главнейший показатель готовности дошкольника к обучению в школе, готовность к взаимодействию с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Важнейшим средством развития и формирования у детей коммуникативных умений и навыков является игровая деятельность. В играх развивается речевая активность детей, увеличивается объем словаря, вырабатывается и совершенствуется умение рассказывать и рассуждать; через игру дети знакомятся с нормами поведения, образцами межличностного общения, формируют свои знания о приемах и правилах общения. Игра вызывает у дошкольника устойчивые положительные эмоции, и носит творческий характер, что также немаловажно для коммуникативного развития детей. Именно поэтому основной формой занятий с детьми стала игра.
Коммуникативное развитие старших дошкольников осуществлялось в совместной деятельности педагога и детей с учетом их индивидуально-возрастных особенностей и коммуникативных особенностей, присущих старшему дошкольному возрасту.Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно. Поэтому взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая этикет, слушать партнера. Поэтому должное внимание в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений должно быть уделено становлению межличностного общения сверстников.
Использованная литература:
1.Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – М: Книголюб, 2006.- 64с.
2.Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Издательство ГНОМиД, 2001- 160с.
3.Прохорова Т. В. Я в мире людей: Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2009. – 84с.