Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Январь 2021
Черных Татьяна Викторовна,
заведующий,
Кизимова Валентина Николаевна,
старший воспитатель,
МАДОУ № 115 «Акварель» г. Вологда
Современные педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем их успешное обучение в школе. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого, педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Поэтому мы поставили задачу: повышать профессиональное мастерство педагогических кадров, ориентированных на применение новых педагогических и информационных технологий с целью развития индивидуальных способностей и творческого потенциала воспитанников в соответствии требованиями ФГОС ДО. В рамках данной темы были проведены теоретические и практические мероприятия по ознакомлению педагогов с новыми педагогическими технологиями и внедрению их в образовательный процесс ДОО. Заключительным этапом решения данной задачи стал педагогический совет «Использование современных технологий в развитии детей дошкольного возраста», на котором педагоги не только закрепили полученные знания, но и познакомились с очередной педагогической технологией – Технологией сотрудничества. Сценарий данного педагогического совета мы хотим представить.
Тема: «Использование современных технологий в развитии детей дошкольного возраста»
Форма проведения педагогического совета: КВН
Цель: стимулирование активности и повышение компетентности педагогов ДОО по вопросу использования современных педагогических технологий в образовательном процессе.
Педагоги делятся на 3 команды (младший возраст, средний и старший)
Домашнее задание:
1.         Придумать название команды
2.         Выбрать капитана
3.         Подготовить приветствие по теме педсовета
План педсовета
1.         Вступление
2.         Определение технологий
3.         Приветствие команд
4.         Разминка
5.         Конкурс капитанов «Сотрудничество»
6.         Конкурс «Пойми меня»
7.         Конкурс «Неожиданный рисунок»
8.         Технология сотрудничества
9.         Рефлексия
10.      Решение педсовета
1.         Вступление
Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка. Большой отрезок времени мы с вами знакомились с новыми интересными технологиями. Сегодня мы попробуем их вспомнить и закрепить. А еще познакомимся с одной из технологий обучения и воспитания дошкольников. А как она называется, вы мне попробуйте ответить в конце нашего педсовета, поэтому будьте внимательны, веселы и находчивы. Мы начинаем КВН (звучит музыка КВН)
2.         Приветствие команд (домашнее задание) - до 5 мин.
3.         Работа с таблицей: по содержанию технологии определить её название - 2 мин (таблица дается на каждую команду без названия технологии).

Содержание технологии

Название технологии

Данная технология включает в себя систему игровых заданий и различных игр для усвоения ребёнком того или иного программного содержания. Это эффективный метод повышения потенциала занятия, который непринужденно привлекает ребенка к получению знаний при помощи общения с взрослым, как равноценным партнером по игре; умение делиться своими знаниями со сверстниками, не боясь ошибиться.

Социо-игровая

Технология формирует у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов; развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление; научить самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем.

Развитие исследовательской деятельности

Цель данной технологии - обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие технологии

Создает условия для стимулирования развития индивидуальности, личностных качеств, помощь в самовыражении, максимальное развитие познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Формируют у детей представления о своем и противоположном поле.

Личностно-ориентированные (гендерное воспитание)

Формирование у детей творческого мышления, т.е. восприятие творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности

Технология «ТРИЗ»


Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми с учетом возрастных особенностей дошкольников. Использование рассматриваемой технологии для организации образовательных ситуаций позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения способов познания действительности.

Деятельностный метод обучения («ситуация»)

Это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Портфолио дошкольника

Это технология взаимодействия, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, она предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-либо задачи, движения к определенной цели. При этом в равной мере соблюдаются интересы всех сторон. Это-форма взаимодействия педагога и детей, ребенка и сверстников, в которой совместно ставится и решается проблема, умственная задача и т.д.

Технология сотрудничества


4.         Разминка (из социо-игровой технологии) под музыку.
Игра «Делай как я»
«Встаньте, педагоги, встаньте в круг
Повторяй за мной, мой друг»
Ведущий показывает движения, педагоги повторяют его друг за другом, как бы передавая движение по кругу
5.         Конкурс капитанов «Сотрудничество» (звучит музыка) 2 мин.
Капитанов я попрошу выйти из комнаты и подождать полминуточки, я вас позову.
Командам: Ваша задача спрятать предметы, которые будут искать капитаны
(Приглашаем капитанов)
Капитанам: Дорогие капитаны, мы спрятали предметы, которые вам необходимо найти. Ваши команды вам будут помогать определенными звуками. Чем ближе Вы будете приближается к спрятанному предмету, тем громче должен быть звук. Помните, что во время игры никто не должен что-либо говорить
Вопросы от ведущего в «микрофон»:
·           Вы остались довольны вашей командой? Чем?
·           Что вам мешало в команде?
·           Какие качества членов команды вам помогли?
6.         Конкурс «Пойми меня». 3 мин
А теперь конкурс для членов команд, капитан не выходит. Каждый из вас по очереди быстро выходит, берет листок со словом, жестами, мимикой «показывает», объясняет значение слова, команда отгадывает. Произнести можно только одно слово, н-р: это насекомое.
Вопросы от ведущего в «микрофон»:
·           За что вы хотите поругать свою команду?
·           За что вы хотите поблагодарить свою команду?
·           На Ваш взгляд, какая команда лучше всего сотрудничала между собой?
кукла
пирамидка
матрешка
ёжик
лиса
белка
занятие
прогулка
игра
больница
парикмахерская
магазин
праздник
конкурс
выставка
жалоба
благодарность
отзыв
сон
обед
гимнастика
7.         Конкурс «Неожиданный рисунок» 2 мин
Каждый по очереди внесет свой рисунок в коллективную картину, передавая слева направо, а что получится, увидим.
Вопросы от ведущего в «микрофон»:
·           Нравится ли вам рисунок, который вы начали рисовать? Чем?
·           Понравилось ли вам дорисовывать чужие рисунки? Почему?
·           А можем ли мы этот прием использовать с детьми? Где?
8.         Технология «Сотрудничества»
·           Подберите слова-ассоциации к фразе «дух команды»
·           А теперь, проанализируйте всю нашу игру и ответьте, как называется технология, которой был посвящен КВН? Это слово я и вы произносили не один раз.
Технология сотрудничества заключается в том, что прежде чем устанавливать деловые взаимоотношения со сверстниками, ребенку необходимо освоить способы взаимодействия с другими людьми, что прописано и в ФГОС в целевых ориентирах в социальных и психологических характеристиках личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования.
В основе технологии лежит этапность обучения детей навыкам сотрудничества. Освоение детьми одного этапа зависит от другого.
Этих этапов –четыре:
1 этап (младший дошкольный возраст): направлен на обучение детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели.
Оптимальный на этом этапе обучения сотрудничеству вид деятельности - продуктивный: аппликация, конструирование, лепка, а так же сюжетно – ролевая игра. Содержание деятельности должно быть хорошо знакомо детям, навыками деятельности на этом этапе дети владеют на уровне самостоятельности (в таком случае внимание ребенка концентрируется на партнере, а не способах деятельности). Форма организации – совместно-индивидуальная.
2 этап (средний дошкольный возраст): направлен на обучение способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов, развитие навыков контроля.
По-прежнему оптимальной для обучения сотрудничеству является продуктивная деятельность: аппликация, лепка, конструирование, рисование, сюжетно – ролевая игра, а так же можно использовать организацию детского труда (хозяйственно-бытового, ручного, самообслуживания). Форма совместной деятельности - совместно-последовательная, в микро группах по 3 – 5 человек.
3 этап (старший дошкольный возраст (5-6 лет): направлен на обучение способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведение спора, выхода из конфликтных ситуаций; планированию предстоящей деятельности; развитие контроля, самоконтроля, самооценки, воспитание ответственности за коллективный результат.
Детские объединения используются уже не только в продуктивной, но и других видах деятельности: познавательной, физической и пр. Форма организации – совместно-взаимодействующая, в микро группах из 3 – 4 человек.
4 этап (старший дошкольный возраст 6 – 7 лет): самостоятельное использование способов сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности. Включение заданий для совместного выполнения во все виды занятий при изучении новой темы, «открытии» нового знания, способа деятельности. Организация в микро группы, состоящие из 4 – 6 человек по выбору детей.
9.         Подведение итогов
10.      Рефлексия:
И в заключение работы хочу сказать следующее: организуя любую деятельность с детьми, педагог должен задавать себе простые вопросы, которые помогут увидеть реальную картину происходящего на занятии.
·      Зачем я предлагала детям это задание?
·      Зачем дети его выполняли?
Честные ответы на подобные вопросы помогут квалифицированно диагностировать свое поведение, интонацию, мысли, чувства, впечатления, желания, наполнят жизнь новыми смыслами деятельности.
Закончить педсовет я хотела бы притчей.
Однажды к старцу пришел его послушник и спросил:
-Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.
Старец показал послушнику старинную рукопись на незнакомом послушнику языке. Развернул ее и спросил:
- Что ты видишь?
Послушник, не желая выдавать свое незнание, ответил:
- Я вижу многовековую мудрость этой рукописи.
Тогда старец сказал:
- На самом деле, перед тобой записка греческого купца. А знаю и вижу я это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что ничего не знаю, просто выучил этот язык.
Может быть, и нам, не бояться признаваться себе в том, что мы что-то не знаем, и заполнять это незнание знаниями.
11.      Решение педсовета:
1.         Всем педагогам использовать в своей деятельности современные педагогические технологии. Срок: систематически
2.         Пополнять методическую базу детского сада путем проведения открытых мероприятий с использованием современных педагогических технологий. Срок: постоянно
3.         Активизировать работу с родителями через информационное и практическое взаимодействие с использованием педагогических технологий. Срок: периодически
Вывод. Применение современных педагогических технологий помогло воспитателям овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач ДОО, совершенствовать педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост.
Библиографический список
1.         Борисова Г.В., Аветова Т.Ю., Косова Л.И. Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / СПб.: Полиграф-С, 2009
2.         Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы/ М.: Айрис - пресс, 2008
3.         Петерсон Л.Г., Абдуллина Л.Э. Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования/ М.: Педагогическое общество России, 2013
4.         Букатов В.М. Шишел-мышел, взял да вышел: настольная книжка воспитателя по социо-игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными историями: для тех, кто со своими маленькими воспитанниками стремится жить-поживать "душа в душу"/ СПб: Образовательные проекты, 2008.