Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО И КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РИСОВАНИЕ, ЛЕПКУ, АППЛИКАЦИЮ И КОНСТРУИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКО

Январь 2021
Белецкая Алена Евгеньевна,
воспитатель,
МКДОУ ЦРР детский сад № 501 «Медвежонок»
Новосибирская область, город Новосибирск
Цель: Развитие движения мелкой моторики пальцев рук в процессе инклюзивного и коррекционного образования художественно – эстетического развития у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование.
Для достижения поставленной цели, потребовалось решить ряд задач:
- Совершенствовать предметно – развивающую среду группы, для развития мелкой моторики и художественно -эстетической деятельности.
- Активизировать, и повысить развитие движения мелкой моторики пальцев рук, проявляя эмоциональное отношение к результату своей деятельности, формируя положительный настрой на занятиях.
- Формировать, зрительно - двигательную координацию и ловкость пальцев.
- Развивать память, внимание, творческое воображение, речь, познавательные процессы и фантазию.
- Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук у детей, как традиционными, так и нетрадиционными техниками и видами художественно -эстетической деятельности.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
- Приобщение к разным видам художественно -эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
Одной из задач ФГОС Дошкольного Образования является формирование творческой личности. В инклюзивном и коррекционном образовании творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребёнка. Оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и ещё неизвестное. Эффективным средством решения всех задач, обеспечивающих, достижению моей цели в дошкольном детстве, является изобразительное творчество, лепка, конструирование и аппликация, для полноценности, развития мелкой моторики пальчиков рук детей дошкольного возраста, во второй младшей и средней группах.
В моей работе за два года на начальном этапе во второй младшей группе мелкая моторика детей была низкая. Но в конце года по моим диагностическим данным результаты повысились согласно младшей возрастной категории дошкольников. В средней группе в начале года результаты диагностических данных были ниже среднего уровня. Но в конце года мелкая моторика рук, посредством изобразительного творчества, лепки, конструирования и аппликации у детей значительно улучшилась, и стала соответствовать уровню средней дошкольной возрастной категории.
Оценка творческого развития детей проводится мной два раза в год. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов, представленных в учебном плане.
Основным методом является наблюдение. Так как занятия по рисованию, лепке, аппликации и конструировании художественно – эстетического развития развивают у детей определённые качества, то по динамике их становления можно судить об успешности обучения. Повышение качества складываемых моделей позволяет говорить о развитии тонкой и мелкой моторики рук, связанной с формированием речемыслительных процессов.
Стартовая оценка проводится в начале учебного года для определения уровня подготовки дошкольников. Форма проведения – собеседование и выполнение задания по определению развития моторики рук (по методике Казаковой Т.Г. и Лыковой И.А.). Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и формирование практических умений.
Итоговая оценка освоения детьми программы проводится по завершению дошкольного образования, что позволяет подвести итоги уровня достижения педагогом поставленных целей и задач.
Методы, используемые при проведении диагностики: педагогическое наблюдение, устные опросы, практические задания.
Формы проведения диагностики: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.
Результаты диагностики используются для решения педагогических задач: переход на следующую ступень обучения, разработки индивидуального образовательного маршрута, дальнейшего планирования работы.
Таким образом, полученная в результате диагностики информация и сделанные на её основе выводы помогают мне предположить возможные действия ребёнка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребёнка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребёнку помощь.
Данные наблюдений заносятся в сводную карт - схему.
Результаты диагностики на начало и по завершению дошкольного образования.
Сравнение результатов представлены в виде Гистограммы.
Полученные данные заносятся в комплексную диагностическую карту и оцениваются по трёх балльной шкале.
Оценка результатов: по всем показателям определяются три уровня выполнения заданий: высокий, средний, низкий.
– Высокий уровень – предполагает выполнение всех заданий.
– Средний уровень ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
– Низкий уровень – невыполнение задания самостоятельно.
Сводная таблица мониторинга по рисованию во второй младшей и средней группе на начало и конец 2017-2018 и 2018-2019 учебного года

Сводная таблица мониторинга по лепке во второй младшей и средней группе на начало и конец 2017-2018 и 2018-2019 учебного года

Сводная таблица мониторинга по аппликации во второй младшей и средней группе на начало и конец 2017-2018 и 2018-2019 учебного года

Сводная таблица мониторинга по конструированию во второй младшей и средней группе на начало и конец 2017-2018 и 2018-2019 учебного года

На этом я не останавливалась и продолжила свою тему профессиональной деятельности в другом детском саду, но уже с детьми старшего дошкольного возраста.
Проанализировав результаты моей работы, я поняла, что художественное творчество – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи дошкольников всех возрастов. Умение владеть пальцами кистями рук, необходимо человеку в течение всей жизни. Для этого, необходимо стимулировать работу пальчиков ребёнка совместно с пальчиковыми, дидактическими и логопедическими играми, физическими минутками, игрового массажа, и артикуляционной гимнастикой начиная с раннего возраста, что показано в моей работе с детьми.
Выстраивая свою деятельность на диагностической основе, анализируя результаты своей педагогической деятельности в обучении и воспитании воспитанников, я выявила следующие проблемы, которые бы мне позволили повысить уровень в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно – эстетического развития.
Начав работу, воспитателем во 2 младшей группе (3-4 года), и наблюдая за детьми, продолжив работу воспитателем в средней группе (4-5 лет).
Где, половина из этих детей со статусом ОВЗ и ТНР, я столкнулась с такими проблемами и отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по аппликации, лепке, рисованию и конструированию. Конечно, дети были ещё малы, некоторые дети только первый год посещали детский сад. А в образовательном процессе много видов деятельности, которые требуют действия работы рук. Актуальность моей работы заключается не только в том, что целенаправленная и систематическая работа во взаимодействии с семьёй, направлена на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития. Но и способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребёнка. По моим диагностическим данным уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Для развития мелкой моторики рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста и детей с ОВЗ и ТНР, действуя чётко по поставленным задачам, использую разные виды художественного творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, нетрадиционные техники, работа с природным материалом, с разными видами круп и тесто - пластики. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
В процессе художественной деятельности происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей. Художественные средства для развития мелкой моторики в моей группе - это пластилин, солёное тесто, крупы, природный материал, бумага, салфетки, бисер, пуговицы, вата, нитки, бросовый материал. В лепке, пластилинографии отрабатываем разнообразные приёмы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, учимся соединять детали путём, сглаживания. Занятия творчеством имеют большое значение в развитии инклюзивного и коррекционного образования ребёнка и детей с ОВЗ и ТНР. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук, формируют элементарные графические умения необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма в будущем. Для развития всех этих качеств, как составляющих творческого потенциала личности, в практике дошкольного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники. Достоинством таких техник является универсальность, технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста по технологии рисования, аппликации, лепки и конструирования (по методике Казаковой Т.Г. и Лыковой И.А).
Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что у некоторых детей слабо развиты руки, кисти, ручные умения или, как принято называть, мелкая моторика. Поэтому они боятся рисовать традиционным способом (кистью, карандашом). Им кажется, что у них ничего не получится. Что бы достичь положительных результатов, в ходе образовательной деятельности я широко использую приёмы и методы развития мелкой моторики рук. Применение различных технологий и нетрадиционных техник рисования создаёт атмосферу непринуждённости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребёнку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создаёт эмоционально - положительное отношение к деятельности. Так же эффективно помогает развить мелкую моторику рук, как одну из основных составляющих развития предпосылок учебной деятельности. Я продолжила свои наблюдения и свою работу с детьми старшего дошкольного возраста, так как актуальность моей темы рассматривается вплоть до школы. Считаю, что выделенные мною проблемы позволят мне решить их, если в моей профессиональной деятельности я буду заниматься проблемой развития и формирования движения мелкой моторики пальцев рук в процессе художественно – эстетического развития у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ и ТНР, через рисование, лепку, аппликацию и конструирование.
После изучения методической литературы, по теме взаимодействия педагога с родителями и художественного - эстетического развития ребёнка, я разработала «Перспективно – тематическое планирование по лепке, аппликации, рисованию и конструированию художественно – эстетического развития во второй младшей и средней группах», составлено на основе работы авторов Лыковой И. А., Комаровой Т. С., Казаковой, Голицыной, Дороновой, Л.В. Куцаковой и С.В. Соколовой. Которое помогло мне в моей работе по теме. Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ и родители должны помочь ему в художественно -эстетическом развитии и не только. Важно, чтобы в художественной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и художественном конструировании предлагать детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства. В данный период обучения изобразительная деятельность должна стать основой, интегрирующей эстетико -образное видение детей, максимально стимулирующей развитие их тонкой моторики и речи. И чтоб в обучении изобразительной деятельности осуществлялось воспитателем в ходе специально организованных занятий и в свободное время. Также в группе необходимо создать условия для инклюзивного и коррекционного развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ и ТНР в разных видах художественной деятельности посредством художественно – эстетического развития детей (самостоятельной или совместной со взрослым). Поэтому для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие. В «Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2017 - 20 г.г.» зафиксировано, что семья и детский сад, имеют свои особые функции. Они не могут заменить друг друга.
Как бы серьёзно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольной организации, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в образовательном процессе. Для меня очень важно установить доверительный контакт с родителями, сделать их равноправными и равно ответственными партнёрами в образовательно -воспитательном процессе. Эффективное решение этих и других задач в условиях ДОО возможны при тесном сотрудничестве, партнёрстве, выработке единых педагогических требований в группе и семье в процессе подготовки и проведения совместных детско -родительских проектов. Проанализировав всё это, мною был разработан «Перспективный план работы и взаимодействия с родителями для второй младшей и средней групп».
Работая с детьми в ДОУ, выстраиваю свою деятельность в соответствии с нормативными документами. В процессе развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ и ТНР посредством художественно – эстетического развития, через рисование, аппликацию, лепку и конструирование, выстраиваю свою деятельность с учётом методических пособий, программ и рекомендаций. Данные пособия позволяют выстраивать мою деятельность на научно -методической основе поэтапно, с учётом рекомендаций относительно возраста и индивидуальных особенностей детей
Отбор методов и форм организации работы, которые я использую в своей деятельности, я осуществляю также на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - АООП ДО) для детей с нарушениями речи, но зависит от особенностей психофизического развития ребёнка, уровня общего речевого развития ребёнка. Кроме того, данные пособия позволяют мне организовать развивающую предметно -пространственную среду, исходя из требований к её организации с учётом требований ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Министерства образования и науки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", пункт 3.3.).
В созданной в ДОУ комнаты «Русско - славянской культуры», мы с детьми и родителями сделали свой такой же уголок «Русско - славянской культуры» в группе. Мы с детьми разучиваем народные песни, потешки, загадки, а также, танцы, игры, хороводы. Проводим занятия для других разновозрастных групп, которые приходят к нам в гости. Русско - славянский фольклор содержит много непонятных детям слов и выражений, за счёт которых происходит обогащение словарного запаса. Наши дети знают, для чего люди изобрели коромысло и что такое лапти, самовар как может светить лампа без электричества и каким образом гладит чугунный утюг. Все предметы они изучили, некоторые одевали, примеряли, потрогали, поиграли с ними. Чтобы, укрепить интерес детей к народному творчеству, русской народной культуре, в нашей комнате проводятся тематические занятия по обучению детей «русскому пению», игре на деревянных ложках, знакомству с предметами русского быта, а так же проводим мастер-классы с родителями и детьми. На занятиях тоже изучаем и обогащаем русскую культуру через лепку из пластилина и солёного теста, знакомясь, и расписывая различными росписями свои поделки и изделия из солёного теста. А так же я делюсь передовым опытом о русской культуре того времени и настоящего времени с другими разновозрастными группами проводя различные мастер классы с детьми и их родителями. Воспитывая патриотическое воспитание в детях и родителях, в нашей группе мы с детьми и родителями создали патриотический уголок «Мы помним, мы верим!». Наши дети знают благодаря конспектам разработанным нами, очень много о войне, и о людях воевавших в войну, и о быте того военного времени. Все военные предметы дети изучили и перемерили. Иногда мы с детьми нашей группы и их родителями посещаем музей «Исторической военной культуры», где проходят познавательные выставки. В музее мы с коллегами организуем и проводим различные увлекательные мастер-классы по русской культуре с детьми и родителями нашей группы и нашего детского сада. Учитывая особенности возраста, где усилен познавательно -исследовательский центр и дополнены необходимым материалом и оборудованием другие центры. Для эффективности воспитательно -образовательного процесса мною созданы и оборудованы развивающие центры и уголки в групповой комнате. Вся жизнь детского коллектива, её основные моменты, успехи и проблемы представлены для родителей на информационных стендах, папках -передвижках, файлах, плакатах, планшетах.


На данный момент, я разработала «Перспективно – тематическое планирование по лепке, аппликации, рисованию и конструированию художественно – эстетического развития во второй младшей и средней группах», составлено на основе работы авторов Лыковой И. А., Комаровой Т. С., Казаковой, Голицыной, Дороновой, Л.В. Куцаковой и С.В. Соколовой. Которое помогло мне в моей работе по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития. По этому перспективному планированию я работала с детьми второй младшей и средней группы два года. Сейчас передо мной возникла необходимость разработать программу, и я нахожусь в процессе её разработки.
Мною были разработаны формы, методы, схема диагностики уровня художественно -эстетического развития воспитанников на основе диагностики индивидуального развития творческих способностей, и была проведена, оценка уровня художественно -эстетического развития детей группы на основе методики Казаковой Т.Г. и Лыковой И.А.
На основе показателей выполнения Программы каждым воспитанником составляю ежегодный отчёт о своей педагогической деятельности. Результатом подготовки и реализации долгосрочных педагогических проектов стали разработанные мною на два года Перспективный план работы взаимодействия с родителями во второй младшей и средней группах по формированию познавательных интересов детей. Анализ и обобщение полученного материала, которые позволяют мне выработать рекомендации по работе с родителями. В своей работе активно использую и применяю такие формы разработанные мною взаимодействия с родителями, как родительские собрания, с привлечением современных мульти - медийных технологий, педагогические беседы, открытые занятия, мастер-классы, «дни открытых дверей», проекты, конспекты занятий, консультации, буклеты, папки передвижки, рекомендации, которые я разрабатывала сама. Стараюсь привлекать детей и родителей к совместному труду, взаимопониманию, формированию общих интересов родителей, детей и воспитателей. Мою проделанную работу и её анализ можно увидеть в фото отчётах моих проектов и мастер -классах. А также мои работы и материалы размещены на сайтах Образовательная Социальная сеть, Маам.ру, Портал Педагога, Инфоурок, Дошколёнок, там я создала свои блоги, где публикую свои материалы и регулярно делюсь передовым опытом. А результаты моей работы за 2017-2018 год и 2018-2019 год можно посмотреть и проанализировать в аналитических фото – отчётах во второй младшей и средней группах в приложениях, а также итоговые занятия и выписки из протоколов с мастер -классом для педагогов.
Развивающие технологии игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича, которые я применяю, имеют множество функций, заинтересуют ребёнка самого разного возраста, с их помощью ребёнок будет создавать и фантазировать. Они способствуют всестороннему развитию личности. С их помощью процесс обучения чтению и счёту проходит гладко и легко. Сказочная форма делает процесс обучения ненавязчивым и понятным ребёнку, а значит, новая информация усваивается быстрее и эффективнее. Задания направлены на развитие логического мышления, моторики руки, навыков счета, логического мышления, конструкторских способностей, подводя к правильному пониманию художественно – эстетического развития ребёнка и воображения.
Развивающие игры В.В. Воскобовича делают моё учение интересным занятием для ребёнка, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Рекомендации для родителей и педагогов по технологии Воскобовича В.В. я разработала и применяю в своей работе с дошкольниками для каждого возраста. Я подготовила и провела несколько открытых мероприятий для педагогов в ДОУ в целях обмена опытом и повышения качества образования и несколько открытых занятий для ознакомления и обучения воспитания детей этой новой технологии. Поддерживаю плодотворное сотрудничество со всеми специалистами ДОО, выстраиваю партнерские отношения с родителями воспитанников. Мною были подготовлены и проведены детско -родительские мастер-классы, праздники, совместные затеи, театрализованные представления.
Мною была проведена, оценка уровня художественно -эстетического развития детей группы на основе методики Казаковой Т.Г. и Лыковой И.А.. На начальном этапе выявился недостаточный уровень развития и низкие показатели по всем критериям у большего количества воспитанников. После проведения диагностической методики, по результатам диагностики я выявила, что на начало года во второй младшей и средней группах у многих детей уровень по аппликации, лепке, рисованию и конструированию был значительно не сформирован.
Сравнение сформированности компетентностей детей второй младшей группы на начало и по завершению дошкольного образования

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Начало

10% - 5 детей

35% - 9 детей

55% - 15 детей

Завершение

53% - 15 детей

42% - 11 детей

5% - 3 детей


Результаты диагностической методики на конец года во второй младшей и средней группах показал, что значительно вырос уровень по лепке, рисованию, аппликации и конструированию у многих детей и сформировался, соответствуя по возрасту у каждого ребёнка. На основании полученных данных можно отметить, что проведённая мною работа по развитию технических умений у детей второй младшей и средней группы при обучении аппликации, рисовании, лепки и конструировании прошла успешно.
Подводя итоги, я могу сделать вывод, что проведённая мною работа позволила добиться хороших результатов. Я выявила, что необходимо учитывать художественно - эстетические возможности детей, чтобы на основе прошлого опыта обучать детей новым знаниям и техническим умениям.
Таким образом, в результате целенаправленной и систематической инклюзивной и коррекционной работы по формированию художественно -эстетических способностей (компетенций) большинство воспитанников улучшили свои показатели в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития».