Высшая школа делового администрирования
Конференции

РОЛЬ МОЕГО ПРЕДМЕТА В БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ УЧЕНИКА

Январь 2021
Антонова Любовь Евстафьевна,
учитель физики, воспитатель,
ГБОУ РМЭ «Звениговская санаторная школа-интернат»,
г. Звенигово
Пробуждение интереса и разжигание энтузиазма – вот верный способ лёгкого и успешного обучения. Трайон Эдвардс, литератор.
1.       Почему солнце село, а ещё светло? Почему луна на небе бывает разная?
2.       Что атмосферное давление? Как устроена наша планета?
3.       Что такое звук? Что такое близорукость и дальнезоркость? Почему проваливаются в снег?
4.       Как работают лампочка, поршневой насос, электродвигатель, холодильник?
5.       Что такое метеорит и спутник?
6.       Какая скорость у ракеты? Можно ли жить на других планетах?
7.       Как устроены и как пользоваться разными приборами?
8.       Каковы диапазоны электромагнитного излучения электрических приборов?
На эти и многие другие вопросы отвечает мой предмет физика.
Исследователями установлено, что многие дети и взрослые не умеют применять законы физики в повседневной жизни, в частности, пренебрегают физическими законами в быту, опасностью электромагнитного излучения, правилами техники безопасности, не знают характеристики электрических приборов и т.д.
Практика моей работы показывает, что наиболее эффективны те средства поддержания познавательного интереса учащихся, которые связаны с их житейскими знаниями. Ребята такие задания выполняют с удовольствием, проявляют активность. Ученики хорошо запоминают изучаемый материал, умеют применить его при решении качественных задач. Поэтому на каждом уроке тема и задачи обязательно связаны с жизнью.
Над темой «Применение законов физики в повседневной жизни» я работаю в течение многих лет.
Моя цель – средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащегося и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения.
Считаю, что неуспевающих учащихся в нормальном учебном процессе быть не должно. Если учитель учит, то у каждого учащегося обязательно будут какие-то успехи. Задача учителя заметить эти успехи и заслуженно оценить. Нет успехов – нет желания к продолжению деятельности. Нет желания – нет и самой деятельности, а может быть лишь ее имитация. Поэтому обучение должно быть успешным, победным. Нужно не только ставить перед школьниками трудные проблемы, но и незаметно помогать им самостоятельно найти решение этих проблем.
Задачи, которые я выполняю в процессе своей работы:
1)        развитие интереса к физике,
2)        привлечение учеников к исследовательской деятельности,
3)        воспитание творческой инициативы, умения работать в коллективе, ответственного отношения к порученному делу,
4)        работа с научной литературой и Интернет-ресурсом: отбор, анализ, систематизация информации, грамотное оформление научной работы,
5)        содействие в профессиональной ориентации и стимулирование стремления стать компетентным специалистом в выбранной профессии.
На уроках физики самый эффективный вариант -сочетание проблемного метода с деятельностным подходом к обучению, как того требует ФГОС начального и основного образования.
Я применяю следующие методы:
1)        объяснительно - иллюстративный с использованием Интернет-ресурсов (презентации, таблицы, фотографии и т.д).,
2)        экспериментальный с циклом экспериментов передачи Галилео, которые детям очень нравятся (показ видео),
3)        частично - поисковый с привлечением учащихся к самостоятельному решению какой-либо проблемы (например, вред некоторых строительных материалов, в частности, пенополистирола: сначала озвучивается факт его вреда и начинается поисковая деятельность по его доказательству),
4)        метод проблемного обучения (учащиеся активно работают над проблемой, поставленной учителем: например, исследование плюсов и минусов сотовой связи и вредное влияние сотового телефона на организм человека),
5)         исследовательский метод (творческая, поисковая деятельность учащихся при выполнении, например, исследовательской работы «Мы построим новый дом»: ученики выбирают место для строительства дома, делают чертёж макета, дизайна дома, выбирают строительный материал, доказывают, что предложенный дом наиболее экологичен и экономичен),
6)        метод проектов - последние выполненные проекты, которые участвовали в школьной научно-практической конференции-это «Ресурсы в шорт-треке с точки зрения физики, «Звукотерапия».
Таким образом, знание и понимание законов физики помогает лучше усвоить предмет, а их соблюдение на практике сохранит наше здоровье, жизнь, помогает быть уверенным в себе, способствует повышению качества знаний по предмету.
Результаты аттестационной экспертизы КИМ в 9 классе, проведённой Центром информационных технологий и оценки качества образования, таковы: из 17 учащихся:1- «5», 12-«4», 3-«3»,1-«2».
Приятно читать греющие душу сообщения в социальной сети от моих бывших учеников:
1)        Маша Медвежонкова пишет: «Уроки физики в школе я всегда вспоминаю с теплотой. Физика была моим самым любимым предметом. Даже двоечники в нашем классе понимали его. Зная физику, жить гораздо легче»,
2)        сообщение Нади Вассановой: «Сейчас я учусь в Йошкар-олинским медицинском колледже и знания по физике мне очень пригодились в учебе. Желаю детям успехов в познании очень интересной науки физики».
Учащиеся продолжают создавать свои копилки по применению законов физики в выбранной ими профессии. Мы совместно анализируем и обобщаем работы учащихся и создаем совместную картотеку исследований «Физика в разных профессиях».
Учащиеся исследовали значение физики в профессии врача- применение ренгеновских лучей для определения изменений в легких, костях и мягких тканях, в профессии архитектора - роль понятий "устойчивость", "прочность" и "жесткость конструкций», перекрытий и фундамента в строительстве зданий.
Продолжается изучение применения законов физики в профессиях водителя, повара, строителя, юриста, железнодорожника, моториста-рулевого, парикмахера, электрика, живописца.
Я согласна с мнением Конфуция: «Самое прекрасное зрелище на свете –вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».
Литература:
1. ИВ. Сотник «Профориентация учащихся при обучении физике». Ж-л «Физика в школе» № 1 1985 г.
2. М.М. Балашов «О природе». Москва. Просвещение. 1988 г.
3.С.Д. Абдурахманов «Исследовательские работы по физике в сельских школах». Москва. Просвещение. 1990 г.
4.ОБ. Кабардин «Факультативный курс физики». Просвещение. 1978 г.
5.М.А. Алексеева «Физика-юным». Москва. Просвещение. 1980 г.
6. ИЛ. Юфанова «Занимательные вечера по физике в средней школе». Москва. Просвещение. 1990 г.
7. В.И. Лукашик «Сборник задач по физике». Москва. Просвещение. 1996 г.