Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Голядкина Валентина Георгиевна,
учитель начальных классов,
МКОУ «Казьмадемьяновская ООШ»,
Воронежская область
Важнейшей образовательной задачей школы является не только предоставление обучающимся качественных знаний, но и их грамотная оценка.
Оценка является важным стимулом познавательной деятельностей детей младшего школьного возраста.
Сегодня, при переходе начального общего образования на ФГОС встаёт вопрос о внедрении в образование новых видов проверки, способов оценивания не только знаний, умений и навыков, но и универсальных учебных действий. Появились современные способы проверки, оценивания, например, таких, как компьютерное тестирование и разные варианты устных и письменных опросов знаний. Образовательная область «Окружающий мир» представляет широкие возможности для организации различных видов проверки знаний, умений и навыков, способов формирования универсальных учебных действий.
В сложившихся условиях ФГОС меняются способы оценки деятельности ученика. Наряду с оценкой учителя существует и самооценка, предполагающая, что ученик выделит и осознает, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознает качество и уровень усвоения. Самооценка – это один из элементов регулятивных универсальные учебные действия (УУД), который учитель должен формировать у школьника. Современная школа предполагает, что ученик нашего времени будет успевать за стремительно растущим количеством новой информации, отбирая полезную для него. Поэтому способы проверки должны включать более широкий спектр вариантов оценивания знаний.
На уроках окружающего мира используются различные формы и виды проверки знаний обучающихся начальных классов.
Фронтальный опрос представляет собой беседу, в ходе которой вопросы учитель задаёт всему классу. Вопросы учитель разрабатывает и формулирует заранее. Вопросы должны предполагать короткие однозначные ответы. Обычно такие вопросы начинаются словами «Почему...», «Что будет, если...», «Назовите...», «Перечислите...» и т. п. Учащиеся следят за ответом, при необходимости исправляют и дополняют отвечающего. После фронтального опроса учитель ставит оценки наиболее активным учащимся. Такой тип опроса имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести, во-первых, то, что за короткое время учитель выясняет, насколько класс усвоил материал, во-вторых, - высокую активность класса.
При фронтальном опросе очень важно продумать вопросы к беседе, которые проверят не столько способность учеников запоминать и воспроизводить текст (правило, образец), сколько уровень осознанности полученных знаний, умение их применять в нестандартной ситуации. Поэтому вопросы репродуктивного характера будут определять базовый уровень усвоения. («Как называется? Что вы видите на рисунке? Что еще вы видите? О ком говорится?» – и т. п.), а вместо этого предлагать детям вопросы, которые учили бы их рассуждать, находить существенный признак явления, его причину, аргументировать свой ответ [1, с.124].
Индивидуальный опрос позволяет определить глубину знаний, умение формулировать свои мысли у конкретного учащегося. При этом учитель задаёт вопросы, требующие развёрнутого ответа. Такой вопрос обычно начинается словами «Расскажи о...». В этом случае ответ ребёнка по форме будет представлять собой рассказ. Это может быть рассказ-описание, рассказ-рассуждение. При этом учитель делит материал параграфа на несколько частей, по которым можно получить законченные рассказы. По ходу ответа учитель может задавать дополнительные вопросы, которые помогают выявить глубину знаний и направить ответ в нужную сторону. Но учитель не должен прерывать учащегося и торопить его. Перед началом ответа можно дать минутку, чтобы ученик сосредоточился, собрался с мыслями. Нужно приучить остальных учащихся внимательно слушать отвечающего, не поднимать руки, пока он отвечает. Во время опроса ученик должен уметь рассказывать об объекте или явлении, используя рисунки, схемы, таблицы, карты. Приветствуется отступление от текста учебника, стремление не повторять его дословно, приведение примеров из личного опыта отвечающего [2, с.98].
Преимущество письменного опроса в том, что можно точно выявить ошибки и затруднения у каждого учащегося и у класса в целом. К недостаткам можно отнести уже упомянутые медленный темп письма, плохое оформление мысли, а также нервный стресс, сопровождающий такую работу.
Независимо от формы опроса учитель должен дифференцировать задания между сильными и слабыми учениками, т. е. должен учитывать уровень их знаний: сильным давать более сложные задания, а отстающим - задания более легкие, задания на повторение пройденного материала.
Литература:
1.         Дубровина, И.В. Психология [Текст]: учебное пособие / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. - Питер, 2004. - 250с.
2.         Осипова М.П. Активизация познавательной деятельности младших школьников [Текст]/ М.П.Осипова, Н.И.Качановска. - Минск: Народная Асвета, 1987. - 111с.
Январь 2021