Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОСРЕДСТВОМ ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Январь 2021
Кудашова Ирина Александровна,
учитель начальных классов,
МАОУ «Гимназия №4 имени братьев Каменских»
г. Пермь

«Не говорите о причинах, которые могут помешать успеху.

Лучше ищите пути, которые приведут вас к успеху».

Джон Джей Вуд,

основатель некоммерческой организации Room to Read


Система образования РФ в настоящее время переживает период модернизации, сопровождающей непрерывным поиском новых подходов к повышению качества обучения. Одним из направлений развития системы образования в современных условиях является реализация принципа социального партнерства, которое понимается как целенаправленно организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников. Создается оно и по той причине, что для решения некоторых проблем в образовании требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих – школы.
В настоящее время существует проблема неэффективности функционирования современной школы, в основе которой не заложена модель социального партнерства, позволяющая формировать социально-правовую, гражданственную компетенцию школьников, будущих активных участников социума, адаптированных к дальнейшей жизни в нем в качестве равноправного социального партнера. Данная компетенция является одной из ключевых, заложенных в модель успешного выпускника, создаваемую в условиях внедрения ФГОС. Модель успешного выпускника предполагает высокий уровень развития личностного потенциала; формирование и становление профессионального самоопределения школьника. Современный выпускник – личность, максимально отвечающей условиям и запросам современного общества, обладающей ценностно-смысловыми установками, способной ставить цели и строить жизненные планы, удовлетворяющей социальному заказу и адаптированной к современной жизни. Согласно модели выпускника, школьник обладает спектром определенных умений:
– умением позиционно действовать в отдельных областях человеческой культуры;
– умением действовать в социуме с учетом позиций других людей;
– умением вступать в коммуникацию и быть понятым;
– умением анализировать определенную проблему, ситуацию, решать ее;
– умением ставить предметные, социально-ориентированные, личностные задачи, выбирать и определять средства и способы их достижения;
– умением творить, исследовать, проектировать;
– умением строить индивидуальную образовательную траекторию и жизненную траекторию.
Достигнуть результатов, по нашему мнению, возможно только посредством выстраивания в рамках общеобразовательной школы эффективно действующей системы социального партнерства.
Органы и учреждения, выступающие в качестве социальных партнеров школы, можно разделить на несколько групп:
1) образовательные организации (высшего и среднего профессионального, дополнительного образования);
2) органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) государственные надзорные и контрольные органы;
4) общественные организации;
5) предприятия и организации различных форм собственности.
Внутри школы принцип социального партнерства реализуется посредством взаимодействия между участниками образовательных отношений (педагогами, родителями и учениками).
Формами сотрудничества в рамках социального партнерства могут быть:
– совместная организация и проведение внеклассных мероприятий,
– вечера-встречи с интересными людьми,
– совместная исследовательская и диагностическая деятельность,
– консультации,
– круглые столы,
– экскурсии и различные тематические проекты,
– приглашение специалистов на разные внеурочные мероприятия,
– спонсорская помощь школе.
Отдельным направлением сотрудничества в рамках социального партнерства является разработка педагогами совместно с социальными партнерами программ вариативных учебных курсов (курсов по выбору), элективных курсов, учитывающих запросы, склонности, личностные, профессиональные интересы учащихся, их познавательные возможности.
В школе социальное партнерство становится важным в таких аспектах, как:
·           развитие навыков общения и адаптации в коллективе;
·           гражданско-патриотическое воспитание;
·           сохранение и укрепление здоровья;
·           получение знаний, дополняющих школьную программу;
·           знакомство с профессиями и местами работы родителей;
·           помощь в трудоустройстве на время школьных каникул;
·           сотрудничество с ДОУ по подготовке детей к поступлению в школу и с учебными заведениями профессиональной направленности в части профориентации.
На этом уровне партнерство никогда не ограничивается внутренними мероприятиями учебного заведения и часто выносится за пределы школы либо путем проведения мероприятий вне ее (олимпиады, соревнования, поездки, походы, лекции), либо за счет привлечения к работе на территории школы сторонних лиц и организаций (постановка спектаклей, усиленное изучение иностранного языка, специальные курсы лекций)
Главным результатом социального партнерства в рамках общеобразовательной школы будет эффективно функционирующие отношения между социальными партнерами, которые обеспечивают:
– повышение качества образования;
– обеспечение доступности качественного общего образования;
– укрепление материально-технической базы;
– повышение конкурентоспособности школы;
– повышение инвестиционной привлекательности школы;
– формирование эффективного рынка образовательных услуг.
Сегодня в образовательной практике идут процессы, связанные с расширением сферы партнерских отношений. В условиях растущей актуальности объединения ресурсов общества при решении наиболее сложных социальных проблем партнерство становится важнейшей позитивной тенденцией, формирующей новый тип взаимоотношений в сфере образования личности. Очевидно, что в этой новой для образования сфере пока остается много неразработанных и неисследованных тем, в частности, с точки зрения практической реализации, требуют дополнительного изучения пути, этапы, формы и механизмы социального партнерства (в том числе межсекторного) в образовании как средства повышения его качества.