Конференции

    ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОСРЕДСТВОМ ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

    Январь 2021
    Кудашова Ирина Александровна,
    учитель начальных классов,
    МАОУ «Гимназия №4 имени братьев Каменских»
    г. Пермь

    «Не говорите о причинах, которые могут помешать успеху.

    Лучше ищите пути, которые приведут вас к успеху».

    Джон Джей Вуд,

    основатель некоммерческой организации Room to Read


    Система образования РФ в настоящее время переживает период модернизации, сопровождающей непрерывным поиском новых подходов к повышению качества обучения. Одним из направлений развития системы образования в современных условиях является реализация принципа социального партнерства, которое понимается как целенаправленно организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников. Создается оно и по той причине, что для решения некоторых проблем в образовании требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих – школы.
    В настоящее время существует проблема неэффективности функционирования современной школы, в основе которой не заложена модель социального партнерства, позволяющая формировать социально-правовую, гражданственную компетенцию школьников, будущих активных участников социума, адаптированных к дальнейшей жизни в нем в качестве равноправного социального партнера. Данная компетенция является одной из ключевых, заложенных в модель успешного выпускника, создаваемую в условиях внедрения ФГОС. Модель успешного выпускника предполагает высокий уровень развития личностного потенциала; формирование и становление профессионального самоопределения школьника. Современный выпускник – личность, максимально отвечающей условиям и запросам современного общества, обладающей ценностно-смысловыми установками, способной ставить цели и строить жизненные планы, удовлетворяющей социальному заказу и адаптированной к современной жизни. Согласно модели выпускника, школьник обладает спектром определенных умений:
    – умением позиционно действовать в отдельных областях человеческой культуры;
    – умением действовать в социуме с учетом позиций других людей;
    – умением вступать в коммуникацию и быть понятым;
    – умением анализировать определенную проблему, ситуацию, решать ее;
    – умением ставить предметные, социально-ориентированные, личностные задачи, выбирать и определять средства и способы их достижения;
    – умением творить, исследовать, проектировать;
    – умением строить индивидуальную образовательную траекторию и жизненную траекторию.
    Достигнуть результатов, по нашему мнению, возможно только посредством выстраивания в рамках общеобразовательной школы эффективно действующей системы социального партнерства.
    Органы и учреждения, выступающие в качестве социальных партнеров школы, можно разделить на несколько групп:
    1) образовательные организации (высшего и среднего профессионального, дополнительного образования);
    2) органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
    3) государственные надзорные и контрольные органы;
    4) общественные организации;
    5) предприятия и организации различных форм собственности.
    Внутри школы принцип социального партнерства реализуется посредством взаимодействия между участниками образовательных отношений (педагогами, родителями и учениками).
    Формами сотрудничества в рамках социального партнерства могут быть:
    – совместная организация и проведение внеклассных мероприятий,
    – вечера-встречи с интересными людьми,
    – совместная исследовательская и диагностическая деятельность,
    – консультации,
    – круглые столы,
    – экскурсии и различные тематические проекты,
    – приглашение специалистов на разные внеурочные мероприятия,
    – спонсорская помощь школе.
    Отдельным направлением сотрудничества в рамках социального партнерства является разработка педагогами совместно с социальными партнерами программ вариативных учебных курсов (курсов по выбору), элективных курсов, учитывающих запросы, склонности, личностные, профессиональные интересы учащихся, их познавательные возможности.
    В школе социальное партнерство становится важным в таких аспектах, как:
    ·           развитие навыков общения и адаптации в коллективе;
    ·           гражданско-патриотическое воспитание;
    ·           сохранение и укрепление здоровья;
    ·           получение знаний, дополняющих школьную программу;
    ·           знакомство с профессиями и местами работы родителей;
    ·           помощь в трудоустройстве на время школьных каникул;
    ·           сотрудничество с ДОУ по подготовке детей к поступлению в школу и с учебными заведениями профессиональной направленности в части профориентации.
    На этом уровне партнерство никогда не ограничивается внутренними мероприятиями учебного заведения и часто выносится за пределы школы либо путем проведения мероприятий вне ее (олимпиады, соревнования, поездки, походы, лекции), либо за счет привлечения к работе на территории школы сторонних лиц и организаций (постановка спектаклей, усиленное изучение иностранного языка, специальные курсы лекций)
    Главным результатом социального партнерства в рамках общеобразовательной школы будет эффективно функционирующие отношения между социальными партнерами, которые обеспечивают:
    – повышение качества образования;
    – обеспечение доступности качественного общего образования;
    – укрепление материально-технической базы;
    – повышение конкурентоспособности школы;
    – повышение инвестиционной привлекательности школы;
    – формирование эффективного рынка образовательных услуг.
    Сегодня в образовательной практике идут процессы, связанные с расширением сферы партнерских отношений. В условиях растущей актуальности объединения ресурсов общества при решении наиболее сложных социальных проблем партнерство становится важнейшей позитивной тенденцией, формирующей новый тип взаимоотношений в сфере образования личности. Очевидно, что в этой новой для образования сфере пока остается много неразработанных и неисследованных тем, в частности, с точки зрения практической реализации, требуют дополнительного изучения пути, этапы, формы и механизмы социального партнерства (в том числе межсекторного) в образовании как средства повышения его качества.